Резонанс
Лучшее
Обсуждаемое
-
-
+77
+
+

Беседы за чаем с О. Двуреченским (часть 5)

ПОИСК МАТЕРИАЛОВ
Установите Flash Player и/или разрешите в браузере JavaScript, чтобы включить видео.
Опубликовано:  09.01.2014 - 00:39
Классификация:  Мозаика  Москва  Беседы за чаем 

В данном выпуске пойдет речь о некоторых мифах и проблемах, о которых необходимо подумать современным левым... о внешней угрозе

Часть 1
Часть 2
Часть 3
Часть 4
Часть 5
Часть 6
Часть 7

Добавить комментарий (всего 44)   ‹ Более старые

Да, многоуважаемый Олег Двуреченский поднял важные пласты прежде всего политико-идейных проблем нашего недавнего прошлого и высказал достаточно зрелые оценки их понимания и способы их преодоления в предстоящем социалистическом будущем. Однако, на мой взгляд, он все же упустил очень важный методологический принцип - рассуждал из внутри одной из существующих систем (все же из бывшей несовершенной социалистической), а обязан был возвыситься над научно обоснованными системами: уходящей - капиталистической (пока еще достаточно могущественной) и восходящей - коммунистической (пока еще очень хрупкой и недостаточно осмысленной). Ведь, например, легче и объективней оценить человеку неизведанный лесной массив возвышением над ним на достаточной высоте, чем тотальным его обходом с дальнейшим обобщением увиденного. Поэтому прежде всего здесь требуется оценка возможностей этих систем по обеспечению выполнения главнейшей общей задачи - роста общественного развития. И вот здесь мы должны уметь различать эти возможности для обеих систем в раздельности. Получается, что капиталистическая система со своим частным интересом одновременно развивает два противоположных процесса - максимально насыщает мир благами общественного потребления и одновременно отчуждает право все увеличивающейся части любого общества на доступ к этим благам. А чтобы не доводить дело до абсурда, капиталистическая система выделяет из мирового сообщества определенную группу государств (этими счастливчиками становятся народы не из-за каких-то особенностей биологических и пр., а всего лишь случайные центры интересов уже достаточно сформированного совокупного мирового капитала - ведь во всем главенствующим в этом мире есть корысть и ничто другое!) демонстрирует как систему "эффективного хозяйствования", противопоставляя её идейно всему остальному миру и за счет этого остального мира. В результате вся капиталистическая система хозяйствования никогда ни в чем не имеет пропорционального строения, никогда и нигде на создает и не сможет создать таких пропорций отраслей в материальном производстве, которых может быть достаточно для разумного насыщения благами в данном конкретном самообеспечивающимся в ресурсном отношении государстве. Этот порок капитализма все называют основным противоречием между капиталом и трудом. Например, чтобы современной буржуазной Англии быть обеспеченной страной и максимально снимать безработицу (основы права на доступ к благам), требуется развитие национальной материально-технической базы на уровне не менее 3-4 кратности от собственных потребностей. Этим самым английские трудящиеся создают блага через мировой рынок еще для трех подобных себе по численности странам. Получается, что в Англии более-менее благополучно капитализм хозяйничает, а еще три страны в находятся в ней на иждивении. Вот такую иллюзию (а на деле уродливые перекосы в обемене результатами труда) создает капитализм, хотя на деле такое "содержание" других стран - чистейшая нажива собственников средств производства. Я спрашиваю себя и всех читателей этих строк: может ли капиталистическая система быть "вечноой"? Отвечаю за всех: не может, поскольку в ней все, кроме умелого развития научно-технического прогресса, поставлено с ног на голову. Без воен, без сброса накапливаемых потенциалов противоречий в общественной жизни ради избежания собственного краха через революции капитализм существовать не способен - в этом его трагедия и неизбежность прехождение к иной формации общественного развития. Капитализм бездумно выкачивает все невозобновляемые ресурсы с природы, чем ведет саму планету к гибели. Все эти проблемы легко (если бы капитализм не мешал)разрешаются на пути коммунистической формации, основой которой являются равные права доступа к благам всех членов общества на основе всеобщей занятости полезным творческим трудом. С описаных позиций все же следует на капитализм смотреть как на обреченную формацию и уметь находить те её слабые стороны, которые могли бы позволить её уничтожить - без революций здесь никак не обойдется. Но где, как и на каком уровне - над этим и нужно размышлять (это будет по-ленински). Но, к огромному сожалению, как показывает постановка вопросов и их обсуждение - мы еще далеки от "того звена цепи", при помощи которого гроб капитализма будет опущен в его историческую могилу. Следует его упорно искать, конечно же при помощи науки. Знаю одно: чем научно обоснованней будет описано движение по пути коммунистической формации, тем больше в него поверит людей, тем хуже станет старику-капитализму. И еще: описание некоторых проблем бывшего социализма с уст Олега Двуреченского было бы намного запоминающим и полезным, если бы он на них посмотрел с охватывающей мир высоты. Будем надеятся, что это всего лишь начало важного диалога по его (и его товарищей) инициативе.

Вы, Василий-1, никогда не опустите капитализм в историческую моголу, если будете заниматься наукой, размышлять и спорить. Люди никаким теориям сегодня не верят. Только действие, только наглядный пример. Людям мало рассказать, людям надо показать и показать "в металле" то, что им нужно, и что достижимо с минимальными издержками.

Да нет,уважаемый А-Иван, мои размышления вы явно недооцениваете. Если бы вы, например, увидели место своего идейного детища "побороть капитализм народными предприятиями во главе с коммунистами" на теле капитализма как макроэкономическом процессе (то есть с надлежащей для обзора высоты!), то потеряли бы навсегда желание с ним возиться - бесполезная затея. Так что не торопитесь с выводами. В США, к примеру, не коммунисты, а сама существующая либеральная система уделяет немало внимания "народным предприятиям", но ведь же не ради собственного уничтожения, а для прямой маскировки своего алчного обличия. Разве не так? Вы пишете, что "Людям мало рассказать, людям надо показать...". А я вам отвечу: это уже конец сказки, её начало должно быть о колобке-путеводце, возмужавшем на ликбезе "заниматься наукой, размышлять и спорить". Без последнего качества он утонет в болоте сам и людей погубит.

Опять вы Василий-а со своими "народными предприятиями", придумали себе, приписали мне и рассуждаете с умным видом. Я никогда не писал о "народных предприятия" во-главе с коммунистами и никогда не предлагал ими побороть капитализм. Вы не хотите УСЛЫШАТЬ то, что предлагаю я, а именно, о создании СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ (подчеркну для особливо непонятливых, не народных) предприятий, находящихся в собственности компартий, как основы социалистической экономики в условиях современного либерального капитализма на территории бывшего СССР, с помощью которых начинать вытеснение капиталистических предприятий и капитализма вцелом из экономики и жизни, не дожидаясь социалистической или пролетарской револбции. Что проблемы с соображаловкой, трудно это понять? А вы тут про колобков мямлите, еще заплачьте, вспомнив детство, над тем, что колобка лисичка съела. Вот зараза умная, сообразительная, не то, что некоторые. Вы для чего такой грозный пост написали на мой призыв бороться с капитализмом уже сегодня? Вы против конкретной борьбы и за словесные идейные сражения на теоретическом воображаемом "поле битвы"? Так и напишите. Лично я против этого, хватит слов, пора действовать.

Если уважаемый А-Иван ратует за "социалистические предприятия" в утробе капитализма, а я их по своей неосмотрительности назвал "народными", то от этого что-то меняется в их предназначении? Или для вас "народные" и "социалистические" - это уже не совместимо? И вообще, зачем вам сердиться по сущим пустякам - живите народной мудростью: своим делиться и чужим не принебрегать. Если я вам чуть-чуть только возразил, то вы тут же в позу - не хорошо это. Давайте будем дружить!

:-) Ув. Василий_1, пожалуйста, прочитайте еще раз тов. Сталина "К вопрсам ленинизма". Посмотрите там, как Сталин щепетильно подходит к казалось бы одинаковым формулировкам и определениям. "Народные" и "социалистические предприятия" отличаются. Компартии в своей экономической работе могут опираться только на свои "социалистические" предприятия, ну а если при этом кому-то удастся построить "народные" то и на здоровье это совместимо. Другое дело удастся ли? Одиноким, во враждебном окружении, без защиты всей мощью партии и ее силовых структур? Вот исходя из этих соображений я пердлагаю четко разделять и сами эти понятия и возможности выживания построенных на этих принципах предприятий. Возможно вы недопоняли, ваше возражение это не чуть-чуть это много, поэтому я решил уточнить. Если вы не возражаете против того, что для меня принципиально, что для вас может быть не так принципиально, надеюсь временно, то нет проблем, давайте дружить :-).

Уважаемый А-Иван! Зачем нам сверять сущность и различие оговариваемых нами здесь названий предприятий (социалистическое или народное) по высказываниям классиков, к числу которых я и отношу И.В.Сталина, когда ни при нем, ни после него вплоть до наших дней так и не смогли надлежаще разобраться с проблемами социализма. Разве не об этом свидетельствует нашее хаосное разночтение уже реально пройденного пути соцстроительства? Ну пора уже понять, что заслуга И.В.Сталина не в теоретическом осмыслении путей построения первой фазы коммунизма (социализма), а в практическом верном нащупывании нужного пути, в искреннем стремлении строить социализм. Ведь если бы вы все же внимательно читали мои выкладки, то обязательно пришли бы к выводу, что и сам И.В.Сталин не достаточно понимал экономику, которую проводил - она складывалась по ходу практики и поэтому не целеустремленно: вот в чем была проблема всех советских эпох. Если бы он это научно глубоко осмысливал и во время задавал направление движения (почитайте внимательно мое сообщение о сталинской экономике), то никакие хрущевы-косыгины не смогли бы спохабить верный путь - они же не враги, а обыкновенные неумельцы. Поэтому сами строители социализма не все научно осмысливали, а мы, их последователи, не осмысливаем их недоработки - и в этом уже наша трагедия. В меня складывается впечатление, что на нынешних коммунистических сайтах тусуются не искатели истины, а любователи своими псевдонаучными измышлениями. В результате никто никого не желает слушать - шум-гам, а в результате воз и ныне там. Вот, к примеру, вы где-то выше неодобряюще отозвались о моих здесь высказываниях и этим самим показали, что абсолютно ничем не интересуетесь. Но это я понял, а вы этого для себя не поняли. И в результате имеем два враждующих корабля в штормовом море. Так и погибают глупые корабли. Вот в чем парадокс. На сайтах есть малая толика достаточно подготовленных мыслителей, но их постоянно погашают обыкновенные интернетовские трепачи - в результате хорошие ростки пожирают толпы сорняков. Вот и вся трагедия нынешних интернетовских достижений (от этой техники вместо пользы получается непоправимый вред).