Резонанс
Лучшее
Обсуждаемое
-
-
+2
+
+

Ленин о нетоварном характере социалистического производства

Опубликовано:  21.04.2011 - 18:33
Классификация:  РОТ Фронт  РКРП  Тюлькин В.А. 

Выступление на научно-практической конференции


  

Актуальность данной темы определяется тем, что это, в конце концов, вопрос о том, для чего коммунисты борются за власть своего класса. Это вопрос о том, что они будут делать в случае прихода рабочего класса к власти. Насколько сделаны выводы из ошибок КПСС и практики строительства социализма в СССР? Что и как строить в экономике?

 Сегодня этот вопрос продолжает не только волновать, но и разделять коммунистическое движение, в том числе и в России. Мы не будем рассматривать откровенных апологетов «шведского» «социализма» и прочих улучшателей капитализма. Мы будем говорить только о тех, кто продолжает называть себя марксистами и коммунистами. Среди них, с одной стороны, плотно представлены сторонники так называемого рыночного социализма, в последнее время всё больше подкрепляемого приставкой «по китайскому образцу»; с другой стороны, постоянно слышен голос людей, называющих себя прагматиками и реалистами. Они крутят пальцем у виска, слыша рассуждения ортодоксальных коммунистов о нетоварности социалистического производства. Они говорят – оглянитесь вокруг, на дворе рынок, поэтому деться некуда и начинать придётся с рыночной экономики.

Это действительно так, на дворе рынок. Поэтому мы и считаем, что самое время определиться с тем, что такое товарность при капитализме и социализме и что с ней  делается или надо делать в процессе социалистического строительства.

 Ещё в Первой и Второй Программах большевиков (а также в Программе РКРП) природа капитализма и буржуазного общества были охарактеризованы следующими положениями: «Главную особенность такого общества составляет товарное производство на основе капиталистических производственных отношений, при которых самая важная и значительная часть средств производства и обращения товаров принадлежит небольшому по своей численности классу лиц, между тем как огромное большинство населения состоит из пролетариев и полупролетариев, вынужденных своим экономическим положением постоянно или периодически продавать свою рабочую силу, т.е. поступать в наемники к капиталистам, и своим трудом создавать доход высших классов общества»[1].

То есть капитализм – это прежде всего товарное производство. При этом В.И. Ленин в Замечаниях на Второй проект Программы Плеханова так писал об этом программном положении: «Как-то неловко выходит. Конечно, вполне развитое товарное производство возможно только в капиталистическом обществе (когда товаром становится и сама рабочая сила авт.), но «товарное производство» вообще есть и логически, и исторически prius (предшествующее, первичное – Ред.) по отношению к капитализму»[2].

То есть Владимир Ильич Ленин уточнял, что сам капитализм является результатом развития товарного производства и не уставал указывать во многих своих работах, что товарное производство в своём развитии неизбежно постоянно рождает капитализм.

Товар – есть вещь, производимая для обмена. Товарное производство – производство товаров. Капиталистическое товарное производство ориентировано на продажу товаров с целью получения прибыли в пользу капиталиста (владельцев средств производства,  торговых сетей, финансового капитала и прочих форм его существования). Регулирующую роль в товарном производстве, в том числе и в капиталистическом товарном производстве играет его основной закон – закон стоимости, который направляет капиталы и, соответственно, товарное производство в те области, которые сулят большую прибыль.

Цель же социалистического производства заключается не в получении прибыли на капитал, а в удовлетворении общественных интересов. В уже упомянутых Программах РКП(б) и РКРП записано: «Заменив частную собственность на средства производства и обращения общественной и введя планомерную организацию общественно производительного процесса для обеспечения благосостояния и всестороннего развития всех членов общества, социальная революция пролетариата уничтожит деление общества на классы и тем освободит все угнетенное человечество, так как положит конец всем видам эксплуатации одной части общества другою»[3].

В основе социалистического производства лежит не закон стоимости, а закон потребительной стоимости, который заключается в обеспечении полного благосостояния и всестороннего развития всех членов общества. Понятно, что обеспечить это возможно не через саморегулирование рынка разрозненных частных товаропроизводителей, а лишь через обобществление средств производства и централизацию планирования и управления, что политически обеспечивается установлением диктатуры пролетариата.

Однако при социализме по форме вроде бы остаются и деньги, и целый ряд так называемых товарно-денежных отношений, хотя такого понятия мы ни у Маркса, ни у Энгельса, ни у Ленина нигде не найдем. Означает ли это использование внешних товарных форм и названий, что социалистическое производство является товарным по своему характеру? Конечно, нет. И казначейские билеты, использующиеся в социалистическом обществе, не являются деньгами в политико-экономическом смысле. Они являются дополнительным косвенным измерителем объёмов производства и количества необходимого и затраченного труда, учётной единицей калькуляции и планирования, обеспечивают функции контроля и учета за производством и распределением, без которых социализм невозможен. Не случайно в Программе Коминтерна, принятой в 1928 г., говорилось: «Связанные с рыночными отношениями, по внешности капиталистические формы и методы хозяйственной деятельности (ценностный счёт, денежная оплата труда, купля-продажа, кредит и банки и т.д.) играют роль рычагов социалистического переворота, поскольку эти рычаги обслуживают во всё большей степени предприятия последовательно-социалистического типа, то есть социалистический сектор хозяйства».

Сторонники рыночного социализма обычно вспоминают о НЭПе, мол, сам Ленин говорил, что это коренной пересмотр всей нашей точки зрения на социализм. Это всерьёз и надолго. Новая экономическая политика(НЭП) действительно в начале переходного периода от капитализма к коммунизму подразумевал в порядке отступления на время некоторое увеличение свободы для товарного производства и обращения, прежде всего между крестьянами и социалистическим государственным сектором. Но при этом Ленин прекрасно понимал, что речь идёт о борьбе социалистической тенденции с капиталистической. Так, в книге Бухарина «Экономика переходного периода» содержался тезис «… диктатура пролетариата неизбежно сопровождается скрытой или более-менее открытой борьбой между организующей тенденцией пролетариата и товарно-анархической тенденцией крестьянства». На что Ленин заметил: «Надо было сказать: между социалистической тенденцией пролетариата и товарно-капиталистической тенденцией крестьянства». Здесь же Ленин поддерживает следующий  анализ Бухарина: «В городах главная борьба за тип хозяйства [после захвата власти. Ред. ] кончается с победой пролетариата. В деревне она кончается, поскольку речь идёт о победе над крупным капиталистом. Но в тот же момент она – в других формах – возрождается, как борьба между государственным планом пролетариата, воплощающего обобществлённый труд, и товарной анархией, спекулятивной разнузданностью крестьянства, воплощающего раздробленную собственность и рыночную стихию». Эту мысль Ильич сопроводил короткой оценкой «Вот это точно!» А далее бухаринское утверждение «Но так как простое товарное хозяйство есть не что иное, как эмбрион капиталистического хозяйства, то борьба вышеописанных тенденций есть по существу продолжение борьбы между коммунизмом и капитализмом» Ленин поддержал, написав «Верно. И лучше, чем «анархия»».

Заметим, что Ленин никому никогда не ставил вопрос о немедленной отмене товарности производства. Он всегда подчёркивал, что речь идёт о преодолении товарности, уходе от товарности, отрицании товарности в социалистическом общественном производстве. Исходя из марксовского положения «Только продукты самостоятельных, друг от друга независимых частных работ противостоят один другому как товары», Ленин выражал понимание цели социалистической революции следующими словами: «Уничтожение частной собственности на средства производства и переход их в общественную собственность и замена капиталистического производства товаров социалистической организацией производства продуктов за счёт всего общества, для обеспечения полного благосостояния и свободного всестороннего развития всех его членов».[4]

А в наказе Совета Труда и Обороны местным советским учреждениям, составленном в 1921 г. в переходный период, Ленин отмечал, что «государственный продукт социалистической фабрики, обмениваемый на крестьянское продовольствие, не есть товар в политико-экономическом смысле, во всяком случае – не только товар, уже не товар, перестаёт быть товаром»[5].

Эту мысль о преодолении товарного производства еще в период строительства социалистической экономики Ленин ещё раз подтверждает в своих замечаниях на книгу Бухарина, выписав к себе в конспект его мысль: «Товар может быть всеобщей категорией лишь постольку, поскольку имеется постоянная, а не случайная общественная связь на анархическом базисе производства. Следовательно, поскольку исчезает иррациональность производственного процесса, т.е. поскольку на место стихии выступает сознательный общественный регулятор, постольку товар превращается в продукт и теряет свой товарный характер». Ленин отвечает: «Верно!», а про концовку пишет: «неточно: превращается не в «продукт», а как-то иначе. ETWA (примерно. Ред.): в продукт, идущий в общественное потребление не через рынок».

 Рыночники обыычно приводят пример НЭПа как поворот Ленина к пониманию социализма как товарного хозяйства, как возврат к рынку не как к временной необходимости, а как к цели и перспективе. Наиболее ушлые выдумали даже некую якобы ленинскую методологию НЭПа и социалистического рынка. Однако, во-первых, следует отметить, что НЭП не методология, а политика и что Ленин и большевики при введении НЭПа признавали своё отступление в допуске элементов капитализма, а не называли это развитием качеств, присущих социалистическому производству. А, во-вторых, в это же самое время развивались мощнейшие рычаги для преодоления элементов товарности переходной к социализму экономики. Создавались Госплан, Госснаб, крупная промышленная индустрия, разрабатывался план ГОЭЛРО и так далее. То есть при увеличении физического объёма действительно товарной (и то не вполне) продукции, её удельный вес в общем объёме социалистического производства падал, или по крайней мере к этому шло дело, готовились условия.

 Сталин на практике последовательно проводил линию Ленина на преодоление товарности в переходном к социализму производстве и придание социалистическому производству качества непосредственно общественного производства. Основные мысли по этому вопросу он изложил в своей работе «Экономические проблемы социализма в СССР». В частности, сталин так формулирует цели социалистической экономики : «Существует ли основной экономический закон социализма? Да, существует. В чем состоят существенные черты и требования этого закона? Существенные черты и требования основного экономического закона социализма можно было бы сформулировать примерно таким образом: обеспечение максимального удовлетворения постоянно растущих материальных и культурных потребностей всего общества путем непрерывного роста и совершенствования социалистического производства на базе высшей техники».То есть интересы всего общества однозначно превыше всего в системе социализма.

  При этом Сталин исходил в своем анализе не просто из своих «марксистских» взглядов, а из анализа имеющейся действительности. Сталин разбирает гарантии, обеспечиваемые пролетарским государством для недопущения реставрации капиталистических элементов в экономике. Однако, думается, он несколько недооценил, что товарное производство даже при гарантиях рождает тенденции продвинуться к полноценному капиталистическому товарному производству и рынку, что в соответствующих условиях и реализовалось в СССР в дальнейшем.

 Сталин говорил, что закон стоимости при социализме, не имея регулирующего значения, всё-таки частично действует, прежде всего в области производства предметов потребления. Об этом можно поспорить. Ведь закон стоимости – это основной закон капитализма и поэтому никак не может быть законом социализма. В социалистической экономике товарность есть лишь как отрицание ее непосредственно общественного характера и принадлежит к тем отпечаткам капитализма. Которые преодолеваются в процессе развития социализма как неполного коммунизма в полный коммунизм. Поэтому мы можем утверждать, что развитие социалистической экономики - это движение по преодолению товарности. В каких бы условиях ни застала коммунистов революция, какие бы отступления или компромиссы ни приходилось бы осуществлять, должна быть ясная ориентация на цель –преодоление товарного производства  и переход к непосредственно общественному.

 Поступательное движение социалистической экономики обеспечивалось до тех пор, пока власть относилась к ее организации как к непосредственно общественному производству.

 Решение хрущёвского руководства в 1961 году об отказе от политической основы социализма – диктатуры пролетариата и экономическая реформа 1965 г. породили процесс постепенных накоплений негативных тенденций в социалистической экономике, в общественных отношениях. Образно говоря, с этого началась подготовка горбачёвской перестройки как перемены общественного строя.

 Что бы ни говорили нынешние апологеты капитализма, экономика в Советском Союзе носила характер непосредственно общественного производства. Особенно явственно это чувствуется сегодня, потому как в сравнении с нынешним бытием советский человек более половины потребляемых жизненных благ (в расчете по нынешним ценам ) получал через фонды общественного потребления. А целый ряд важнейших жизненных потребностей удовлетворялся именно почти «по потребностям». Так  обеспечивалось: бесплатное жильё, хотя и при долгих очередях, холодная и горячая вода, электроэнергия, хлеб, здравоохранение и образование, общественный городской транспорт, и многое другое.

 Отказ от социалистического курса и в политическом плане, и в экономике, к сожалению, надо признать, был осуществлен руководством самой партии, продолжавшей называться коммунистической. На ХХII Сьезде КПСС была принята новая программа партии, которая исключила из своих основных положений необходимость диктатуры пролетариата.   А на  XXVIII съезде КПСС был утвержден переход к рынку. На этом сьезде  партия и народ предупреждались, что  переход на рынок кончится капитализмом, крахом КПСС и бедствиями народа. В докладе представителя Движения Коммунистической Инициативы профессора А.А. Сергеева было сказано: «… Кроме рынка товаров, есть ещё два рынка. Есть рынок частного капитала, представленный фондовыми биржами, и рынок рабочей силы. Так вот, два эти рынка, вместе взятые, неизбежно дают классический капиталистический рынок, даже если его и назвать регулируемым. И от этого никуда не уйти…И такую перестройку не вынесет наш народ, от неё развалится и партия, как партия коммунистическая – она уйдёт в небытие».

 Как мы видим, прогнозы науки оправдались, и нам приходится начинать заново, образно говоря с вопроса «Что делать?», который Владимир Ильич разобрал в своей одноимённой книге, написанной в Разливе.

 Выводы: Теории построения социализма через развитие рынка, товарности, товарно-денежных отношений, то есть капиталистических отношений, а равно планы построения в различных вариантах социально-ориентированной рыночной экономики, под руководством даже самого патриотического правительства народного доверия – это путь горбачевизма. Получится капитализм. Оппортунизм и ревизионизм научились сочинять множество вариантов и такое же множество оправданий этих моделей капитализма.

 Перефразируя Владимира Ильича, можно сказать, что без борьбы с этой заразной болезнью говорить о своей приверженности к социализму или коммунистическому выбору есть всего лишь произнесение звонких, но лживых фраз.


Тюлькин Виктор Аркадьевич, Секретарь ЦК РКРП-РПК

 



[1] В.И.Ленин. Полн. собр. соч. Т. 38, с.417 – 418.

[2] В.И.Ленин. Полн. собр. соч. Т. 6, с. 221.

[3] В.И.Ленин. Полн. собр. соч. Т. 38, с. 419.

[4] В.И.Ленин. Полн. собр. соч. Т. 6, с. 204.

[5] В.И.Ленин Полн. собр. соч. Т.43, с. 276.

Добавить комментарий (всего 15)

С какой стати приход "марксистов" к власти называется "приходом рабочего класса к власти". Это из той же серии, что "демократия - это власть демократов" .

Власть цитатчиков не нужна рабочему классу.

Извиняюсь, имел в виду Фролова

О том, что сохранение товарно-денежные отношения при социализме приведут к кипитализму, писал и Энгельс. Поднятая тема очень актуально и её надо развивать.

Согласен с излагаемыми в статье мыслями. Сегодня возникают опасения за экономическую линию Кубы. Компартия Кубы пытается развить у себя рыночные отношения, начиная с небольшого. Закончится это Горбачёвщиной или вариантом Вьетнама и Китая. То есть капитализмом, при руководящей роли компартии.

Опасения, конечно, есть. Но есть и существенная разница с политикой китайской "компартии". И эта разница даёт надежды. На Кубе (как и у нас при НЭПе) есть ясное понимание, что это - всего лишь вынужденное отступление на пути к социализму. Если бы продолжала существовать мировая система социализма, у кубинского руководства не было бы такой необходимости, и даже мыслей о таком отступлении не возникло бы. Китайцы же свою политику капитализации преподносят как "развитие строительста социализма с китайской спецификой". Это либо полная безграмотность (что вряд ли), либо сознательное лицемерие. Тем не менее, на Кубе, как и при НЭПе, - конечно, определённая свобода рынка, частной собственности неизбежно будет порождать капитализм ежедневно, ежечасно, как писал классик. И конечно, вновь возникает вопрос "кто - кого". Пожелаем кубинским товарищам не выпустить процессы из своих рук, пожелаем им победы в этой трудной схватке. Тем более, что в ней они оказались по сути один на один со всей мировой рыночной системой. Будет неимоверно трудно. И - с праздником, дорогие товарищи! С днём рождения великого Ленина!

т.Ферберов,Вы не понимаете коренной разницы между отступлением Сов.власти у нас в 1921г. и отступлением сейчас на Кубе.У нас рынок был объективно ввиду огромного кол-ва мелких собственников,его не нужно было создавать,его нужно и можно было уничтожить только крупной общественной собственностью.На Кубе всё наоборот - из крупной общественной соб-ти создают мелкую и частную,под демагогические заявления о вреде централизации.Уверен - Ком.партия Кубы встала на путь предательства Революции.

"...из крупной общественной соб-ти создают мелкую и частную" - вовсе нет. Вы невнимательно изучили материалы съезда. Не ИЗ, а РЯДОМ, не ВМЕСТО, а НАРЯДУ. Крупные предприятия общественной собственности никуда не деваются и не передаются в частные руки. А заявления-то ведь тоже не такие. Не передёргивайте. Повторяю, опасность действительно есть. И вся борьба - впереди. Не хороните кубинскую революцию заранее. Уверен - не дождётесь.

Т.Ферберов,ну просто детский сад.А материальные и людские резервы у них что, из бездонной бочки? Если где-то,что-то прибавляется,то значит где-то,что-то убавляется - а именно отрывается от развития общественной собственности.

Статья теоретически очень слабая,а там где т. Тюлькин высказывает свое мнение и в корне не верная.1)Капитализм-это не просто товарное производство,это такое производство товаров,при котором товаром стоновится рабочая сила.2)Говорить о цели капиталистического или соц-кого производства,это значит не понимать основного закона диалектического материализма:бытие определяет сознание или производительные силы определяют проиводственные отношения.3)Закон стоимости не направляет никакие капиталы.Он говорит лишь о том,что стотмость товара определяется общественно необходимым трудом или общественно необходимым рабочим временем ( не забывая что труд бывает простым и сложным).4)Ленин никогда не говорил про НЭП,что это коренной пересмотр всей нашей точки зрения на социализм.Хотя бы потому,что в отличие от т.Тюлькина и т.Сталина знал теоретическое определение социализма,как общества с общенародной собственностью на средства производства(в виде крупной машинной пром-ти ) и распределением продуктов потребления пропорционально вложенному общесвенно-необходимому труду. Сам факт того,что вся собственность на ср-ва пр-ва принадлежит одному лицу-народу-и является условием отсутствия товарно-денежных отношений внутри общества.Переходный этап между Кап-мом и Соц-мом ,Дикт.Прол-та,характеризуется диалектическим (накопления кол-ва и переход в качество)угасанием товарно-денежных отношений по мере превращения частных и кооперативных собственностей в одну - общенародную собственность.5)т.Тюлькин вырывает из контекста цитату Ленина "5" извращая её первоначальный смысл.Так как видимо не знает,что в начале Сов.влась пыталась ввести социалистический принцип распределения между городом и деревней - продуктообмен.Чтобы знать чем продуктообмен отличается от товарообмена надо знать чем отличается Стоимость от Меновой Стоимости или от Цены,если все меновые ст-ти выражены в одном товаре.6)Абзац про закон потребительной ст-ти - просто галиматья.7)т.Тюлькин не понимает азов марксистской полит-экономии.Товарно-денежные отношения необходимо вытекают из частной собственности и разделения труда.Закон стоимости прокладывает себе дорогу (является регулятором кап.хоз-ва)через колебания меновых стоимостей(цен).Действие его(закона)осуществляется при кап-ме через принудительную силу Конкуренции.При соц-ме Закон ст-ти остается,но исчезают Меновые ст-ти(Цены),т.к.нет частной собственности;исчезает Конкуренция (по этой же причине),соответственно нет повода для Кризисов Перепроизводства. Ден.знаки при соц-ме - это всего лишь удостоверение о вложенном общественно-необходимом труде индивида.8)В программе РКРП-РПК постоянно ощущается это не понимание полит-экономии.Она заявляет о недопустимости анархо-синдикализма,но к сожалению его уши постоянно вылезают наружу(где-то в конце программы).9)Тем не менее РКРП-РПК во главе с т.Тюлькиным может и должна стать ядром кристаллизации всех марксистов-ленинцев.

Статья Тюлькина В.А. «Ленин о нетоварном характере социалистического производ-ства» является оппортунистической, так как изложенные в ней теоретические выводы представляют собой апологетику буржуазной идеологии, которая прикрыта революцион-ной фразеологией. Проанализируем исходный тезис статьи, который выражен следующим утверждением автора: «Они говорят – оглянитесь вокруг, на дворе рынок, поэтому деться некуда и начи-нать придётся с рыночной экономики. Это действительно так, на дворе рынок». Тов. Тюлькин, без всякого сомнения, соглашается с утверждением буржуазных идео-логов о том, что «на дворе рынок». Но это на самом деле иллюзия, в которой пребывают либеральные и мелкобуржуазные экономисты-теоретики. Они на основе этой иллюзии строят экономическую политику своих партий и правительств, которая сегодня полностью обанкротилась. Это утверждение является основой для ложных логических рассуждений. Раз на дворе рынок, говорят либеральные идеологи, то Великая Октябрьская социалисти-ческая революция являлась тупиком в истории, так как она ничего хорошего не дала и не могла дать народу. Ленин и Сталин поэтому, являлись глупцами и ничего не понимали в развитии общества. Отсюда еще один ложный вывод делают либералы: ведь это они заве-ли Россию в тупик, а не либералы. Мол, рабочий класс, крестьянство и трудовая интелли-генция напрасно все эти годы строили новое общество, так как все равно на дворе рынок, товарно-денежные отношения, а значит, никакого социализма они не построили, его нет и вообще быть не может. Отсюда еще один вывод, социализм это утопия, раз на дворе ры-нок, а от него никуда не денешься. Тов. Тюлькин соглашается с основным утверждением либералов, что на дворе рынок, тем самым он также молчаливо подтверждает остальные выводы, основанные на этом утверждении. Соглашательство в идеологии ведет к согла-шательству в политике, к поражению тех отрядов рабочего класса, которые следуют такой идеологии и политики, борясь за коммунизм и социализм.

На дворе у нас сегодня, «уважаемые» либеральные экономисты и соглашатели, коммунизм, коммунистические отношения. А уж затем мы, марксисты, видим рынок, товарно-денежные рыночные отношения. Если у кого-то идеологическая и полит-экономическая слепота, а не марксистский взгляд на современное состояние общества, то ее нужно лечить. Коммунизм и коммунистические отношения у нас созданы пока в соци-альной сфере: в медицине, образовании, дошкольном воспитании, библиотечном деле и т.п. Они существуют и развиваются здесь девяносто лет. Для либералов свойственно не замечать этого гигантского прогресса в развитии общества, но это странно для коммуни-стов. Правда, в последние двадцать лет коммунистические отношения либеральное прави-тельство постоянно пытается заменить товарно-денежными, т.е. коммунизм пытается за-менить рынком. Частично ему это удалось сделать, но полностью уничтожить коммунизм в социальной сфере ему не удалось и не удастся. Ведь даже в оплоте империализма в США сегодня медицинское обслуживание стало коммунистическим. И образование там уже на 60 % коммунистическое. И у них на дворе появился коммунизм. Не призрак ком-мунизма, который бродил в эпоху Маркса и Энгельса по Европе, а реальный коммунизм, его первые ростки и побеги. У власти там отнюдь не коммунисты и не социалисты. Ком-мунизм там строят буржуазные демократы и республиканцы. Они вынуждены это делать под воздействием объективных экономических условий. Оказывается и у них в этой сфере нужны коммунистические отношения. Иначе американское общество без них не сможет дальше успешно развиваться. Вот в чем вопрос.

Раз на дворе у нас коммунизм, пусть пока в социальной сфере, то тогда буржуазным идеологам и соглашателям на их ложные утверждения мы отвечаем следующее. Октябрь-ская революция открыла путь народам к светлому будущему – к коммунизму. Ленин и Сталин, возглавляя правительство и коммунистическую партию, проводили единственно правильную политику по строительству коммунизма и социализма, но поставленная ими задача была выполнена лишь наполовину и нам еще предстоит нынешний финансовый капитализм в производственной сфере превратить в социализм. Вот это и есть наша про-летарская идеологическая позиция, которую мы должны защищать и ни на шаг не отсту-пить от нее, как наши отцы и деды во время Великой Отечественной войны защитили и не отдали врагу Ленинград, Москву и Сталинград, важнейшие стратегические рубежи обо-роны. Если согласиться с односторонним и поэтому ненаучным утверждением либераль-ных идеологов о том, что у нас на дворе рынок, то тогда выходит полная капитуляцию пе-ред ними. А это значит, что рабочий класс за эти годы так ничего существенного не до-бился и его авангарду нужно вести борьбу, находясь в окружении. Нет, господа либералы! Реальная обстановка другая. Мы с вами будем идеологически бороться фронт против фронта, а не в окружении, так как сегодня у нас есть прочный коммунистический плац-дарм. Он наш и мы его вам не отдадим. Отмобилизовав свои силы и резервы, искоренив в своей идеологии соглашательство, мы обязательно победим рыночные отношения путем революционного превращения в производственной сфере финансового капитализма в со-циализм. Тем самым мы успешно завершим великое революционное дело, начатое в Ок-тябре 1917 г., дело революционного превращения капитализма в коммунизм. Ведь Ленин в своей работе «Империализм, как высшая стадия капитализма» научно доказал, что меж-ду финансовым капитализмом, т.е. империализмом, и социализмом нет промежуточных ступенек в развитии. Поэтому сегодняшняя наша задача состоит в том, чтобы осуществить революционное превращение финансового капитализма в социализм. Она сегодня менее трудная задача для решения, чем была тогда, когда Ленин разрабатывал алгоритм ее ре-шения. Ведь в социальной сфере у нас уже построен коммунизм, а в общество уже давно ликвидированы феодальные пережитки. Мы живем уже в другую эпоху. Коммунистический плацдарм в обществе создан многими поколениями советского народа в неимоверно трудных исторических условиях. Об этом мы обязаны помнить и не только не отдать его врагам коммунизма, как это делают сегодня соглашатели, а укрепить и расширить его за счет производственной сферы. В идеологии, а затем и в политике, мар-ксисты, начиная с 20-го съезда КПСС (состоялся в 1956 г.), осуществляли стратегическое отступление. Тогда ревизионисты сумели захватить ключевые позиции в руководстве пар-тии и навязать ей свою идеологию. Главной причиной этому послужило то, что тогда еще не были достаточно развиты производственные отношения в обществе. В то время сложно было коммунистические отношения отделить от рыночных, товарно-денежных. Их соче-тания отождествили тогда понятием «социалистические отношения», «социализм». Как известно, неразвитые отношения рождают неразвитые теории. С появившейся тогда не-развитой теорией «строительства» коммунизма марксистам пришлось бороться все эти десятилетия. Лишь после сокрушительного поражения ревизионистов в начале 90-х годов и дозревания производственных отношений в обществе – коммунистических и рыночных – сегодня можно начать контрнаступление на идеологическом фронте.

Переходя от идеологии к политике, следует отметить, что, соглашаясь с утверждени-ем, что на дворе рынок, ни о какой маломальской победе на предстоящих парламентских выборах не может быть и речи. Ведь на этом утверждении строят свою предвыборную платформу либералы и консерваторы (единороссы), социалисты и националисты. Чем же тогда платформа коммунистов будет принципиально отличаться от их платформы? Ни-чем. А она отличается тем, что на дворе коммунизм, коммунистические отношения, а уж потом рынок и товарно-денежные рыночные отношения. Вот на этой платформе можно добиться существенного увеличения фракции коммунистов в Госдуме. К большому сожа-лению, идеологов КПРФ интересует не эта проблема, а вопрос о том, есть ли будущее у коммунизма. Конечно, будущее у коммунизма есть, как есть его настоящее и прошлое. Они не анализируют его настоящее и прошлое. Поэтому для них сегодня коммунизма в обществе нет, как его не было и вчера. Анализируемая статья тов. Тюлькина В.А. «Ленин о нетоварном характере социалистического производства», а также статья тов. Фролова А. «Ленин и «реакционный социализм»» и рассуждения Е.И. Копышева, Ю.Ю. Ермалавичю-са и И.Н. Макарова «Есть ли будущее у коммунизма?», являются по своей сути уступкой буржуазной идеологии в главном вопросе марксизма. В вопросе о характере современного общества. В начале 20-го века В.И.Ленину пришлось выступить в книге «Развитие капитализма в России» с критикой утверждения народников о том, что в России нет капитализма, и по-этому она будет развиваться своим особым путем, минуя капитализм. Сегодня в России либералы, консерваторы и националисты утверждают, что в России полностью реставри-рован капитализм и что Россия может достичь прогресса только как капиталистическая страна. Это либерально-консервативная иллюзия. Сегодня в России в социальной сфере создан и успешно развивается коммунизм. Без него Россия, как и другие страны мира не могут успешно развиваться. Его плодами ежедневно пользуются десятки миллионов гра-ждан России. Не заметить этого нельзя. Все говорят о необходимости создания пятого и шестого технологического уклада. Мы марксисты должны агитировать и пропагандиро-вать создание наряду с существующим коммунистическим укладом в социальной сфере, социалистический уклад в производственной сфере. Эти два уклада будут определять ли-цо развития общества. Об этом надо говорить в своих партийных и предвыборных про-граммах. Преодолеть идеологическую уступку либерализму можно только путем развертыва-ния в коммунистических партиях критики и самокритики. Другого лекарства от лечения идеологического соглашательства нет. И чем быстрее компартии избавятся от буржуазной идеологии, тем быстрее осуществится их организационная консолидация на идейной платформе марксизма-ленинизма и пролетарского интернационализма. Только в этом слу-чае на дворе у нас будет создан социализм в производственной сфере, а в социальной сфе-ре коммунизм станет более развитым и зрелым.

"Сегодня в России в социальной сфере создан и успешно развивается коммунизм" - не поверил своим глазам - неужели на КТВ прорвался в комментарии президент Медведев? Вернулся в начало комментария - смотрю - М.Н. Антоненко. Дмитрий Анатольевич, ну зачем Вы скрываетесь под псевдонимом? Всё равно ведь весь этот комментарий явственно выдаёт, что именно Вы его автор.

И ведь не поленился этот (автор) М.Н.Антоненко эдакую БЕЛИБЕРДУ писать!

Мы критически проанализировали тезис тов. Тюлькина о том, что «на дворе рынок». Рассмотри его второй важнейший тезис: «В основе социалистического производства лежит не закон стоимости, а закон потребительной стоимости, который заключается в обеспечении полного благосостояния и всестороннего развития всех членов общества». Выявив, что основой социалистического производства является закон потребительной стоимости, автор тем самым признает товарный характер этого производства, а значит и наличие в нем наемного труда. Ведь по определению, стоимость это общественное отношение между производителями товаров. А товар обладает двумя свойствами: потребительной стоимостью и меновой стоимостью. В меновой стоимости заложена прибавочная стоимость, которая создается прибавочным трудом наемных работников. Отсюда, признавая закон потребительной стоимости, автор тем самым признает меновую стоимость, а вместе с нею и прибавочный труд. Получаются производственные отношения, которые анализировал К.Маркс в «Капитале», т.е. частнокапиталистические отношения. Ошибка тов. Тюлькина при открытии основного экономического закона социализма в том, что он не учитывает наличие в обществе значительной массы коммунистического труда, который сохранится и при социализме. Этим трудом граждане оплачивают социальные услуги, которые предоставляет им государственные коммунистические учреждения образования, медицины и т.п. Остальная часть совокупного общественного труда в условиях господства финансового капитала в производственной сфере делиться на две части: тарифный труд (им создается заработная плата) и прибавочный труд (этим трудом полунаемные работники создают дивиденды олигархам). Если предположить, что на все акции установлена общественная собственность, то тогда дивиденды будут распределяться по труда, т.е. в производственной сфере будет установлен социалистический принцип распределения доходов по труду. Прибавочный труд полностью исчезнет в обществе, а тарифный труд превратиться в социалистический труд. Между социалистическим трудом и коммунистическим трудом, а также между коммунистическим и социалистическим потреблением и коммунистическим накоплением установятся общественно необходимые пропорции. В обществе начет действовать закон оптимального накопления и потребления. Это будет основной экономический закон первой фазы общественно-экономической коммунистической формации, состоящей из коммунизма в социальной сфере и социализма в производственной сфере. При этом целью социалистического производства в производственной сфере будет являться максимизация валового дохода и его оптимальное распределение на накопление и потребления. Эта цель производства социальных услуг останется и при социализме в производственной сфере. В коммунистической социальной сфере целью производства уже сегодня является удовлетворение общественных потребностей в социальных услугах. В связи с тем, что первая фаза общественно-экономической коммунистической формации будет состоять из коммунистического и социалистического уклада, общественный труд будет делиться на две части: коммунистический и социалистический. Соответственно этим формам труда будут объективно существовать две не противоречивые друг другу цели производства: удовлетворение потребностей в социальных услугах коммунистических учреждений и максимизация валового дохода в социалистических предприятиях. Автор же схоластически воспринимает марксизм и поэтому не видит реальных производственных отношений в обществе, в котором уже создан коммунизм в социальной сфере.

«Раздвоение единого и познание противоречивых частей его (…) есть с у т ь (одна из «сущностей», одна из основных, если не основная, особенностей или черт) диалектики» (Ленин В.И. «К вопросу о диалектики». ПСС. Т.29. С. 316). Это определение диалектики мы должны использовать в качестве научного метода познания нашего современного общества. Современное российское, как и любое другое общество, для его познания нужно диалектически раздвоить, затем познать его противоречивые части. Оно уже вполне зрелое для диалектического познания. Первым кто усомнился в «реальном социализме» в СССР и «монолитном единстве советского общества» был генсек ЦК КПСС Ю.В. Адропов. Вот что он сказал в своем выступлении на июньском (1983 г.) Пленуме ЦК КПСС: «Мы еще до сих пор не изучили в должной мере общество, в котором живем и трудимся, не полностью раскрыли присущие ему закономерности, особенно экономические. Поэтому порой вынуждены действовать, так сказать, эмпирически, весьма нерациональным способом проб и ошибок». (Материалы июньского (1983 г.) Пленума ЦК КПСС. – Коммунист, 1983, № 9). После его смерти новое руководство не восприняло этот вывод и продолжило действовать эмпирически. Поэтому оно наделало столько ошибок, исправлять которые придется еще многие годы и десятилетия. Корень этих ошибок лежит в непонимании сущности общества, в котором мы живем и трудимся. Раньше руководство КПСС нам ежедневно внушало, что мы живем в условиях развитого социализма. Теперь руководство компартий, в том числе и тов. Тюлькин, говорит, что мы живем в условиях дикого олигархического капитализма. Спрашивается, где же в этих оценках диалектика? Ее нет. Так как нет раздвоение единого общества и нет познания его противоречивых частей. При диалектическом познании общества мы диалектически отрицаем как нынешнюю оценку общества, так и предшествующую. Здесь мы используем диалектический закон отрицания отрицания. Мы с целью познания раздваиваем общество на противоречивые части: на социальную сферу и производственную сферу. Затем познаем эти сферы общества. В социальной сфере мы находим коммунистические отношения, а не товарно-денежные. В этой сфере коммунизм был построен уже тогда и он продолжает существовать сегодня. В производственной сфере во времена «развитого социализма» господствовал государственно-кооперативный капитализм, который либералы в 90-ые годы превратили в финансовый капитализм, проводя политику «шоковой терапии». Он сегодня господствует в производственной сфере. Но социально-экономический характер переходного общества от этого не изменился. Ведь одна форма капитализма была заменена другой его формой.

Задача, которая была поставлена Ю.В. Андроповым в 1983 г. перед учеными-марксистами, сегодня уже решена. Поэтому мы можем действовать не методом проб и ошибок, а на основе научной теории, которая должна стать руководителем коммунистической партии. Только в этом случае партия сможет играть роль передового борца. Именно такого руководителя партии определил Ленин в своей работе «Что делать?». (см. ПСС, т.6 – С. 25). В ВКП (б) так и было после 1934 г. В тот год была упразднена должность генсека ЦК. Сталин освободил эту должность и тем самым выполнил известное предложение Ленина, которое он обосновал в своем «Письме к съезду», о смещении Сталина с должности генсека. До сентября 1953 г. коммунистической партией руководила передовая теория, которая постоянно совершенствовалась и уточнялась. Поэтому тогда партия играла роль передового борца. И.В. Сталин в то время руководил советским правительством. Он к тому же плодотворно участвовал в процессе совершенствования «руководителя» партии, т.е. в совершенствовании научной теории марксизма-ленинизма. В связи с этим закономерно возникает вопрос, как в партии, которой руководила передовая теория, у одного из секретарей ЦК мог появиться культ личности? В таких условиях деятельности партии он возникнуть не мог. Культ личности возникает в партии тогда, когда ею руководит не передовая теория, а «лидер». С сентября 1953 г. до марта 1966 г. партией «руководил» Первый секретарь, а с марта 1966 г. и до августа 1991 г. – Генеральный секретарь ЦК КПСС. В этот период партия перестала играть роль передового борца, так как в руководстве партии начались функционировать товарно-денежные отношения, о которых тов. Тюлькин или не знает, или не говорит. В партии возник культ личности руководителя секретариата ЦК, который одновременно стал «руководить» партией. Тем самым в партии был остановлен процесс совершенствование передовой теории, т.е. процесс совершенствования руководителя партии. Жизнь шла вперед, а теория оставалась прежней, отражающая старые общественные отношения, а не возникшие. Эти отрицательные последствия замены основополагающего принципа руководства коммунистической партией дают о себе знать еще сегодня. Автор анализируемой статьи относится к марксистской теории не так, как относится к руководителю партии. Ведь сегодня для коммунистической партии важно не то, как, например, Маркс и Ленин рассматривали товарно-денежные отношения, а то, какие сегодня производственные отношения существуют в нашем обществе: коммунистические, социалистические, капиталистические, олигархические или еще какие-то? Это важно знать для того, чтобы члены партии могли самостоятельно определять свои практические действия в достижении главной цели борьбы: завершение процесса революционного превращения капитализма в коммунизм. Если партией «руководят» личности-лидеры или ею «руководит» коллектив личностей («коллективное руководство» времен Хрущева и Брежнева), то такая партия неизбежно превращается из политической организации в коммерческую, теряет всякое влияние в массах и исчезает с поля политической борьбы. Особое значение это имеет при получении партией государственной власти. Если партией власти руководит передовая теория, то такая партия успешно играет роль передового борца, как бы она себя не называла. Если партией власти «руководит» высокопоставленный государственный или партийный чиновник, то такая партия не является передовым борцом и со временем происходит ее политическое банкротство. Поэтому смещение с должности такого «руководителя» партии или его преемника исторически неизбежно. Его место руководителя заменяет передовая теория, а партия начинает выполнять роль передового борца.

Большое спасибо Красному ТВ за предоставленную возможность ознакомить общественность с результатами моих научных исследований.

Экономические ошибки выступления Тюлькина http://газетакоммунистическая.рф/?p=2618

Экономические ошибки выступления Тюлькина

В данной статье позволю себе высказать некоторые критические замечания по поводу выступления на научно-практической конференции секретаря ЦК РКРП-РПК Виктора Аркадьевича Тюлькина на тему «Ленин о нетоварном характере социалистического производства». Данная тема чрезвычайно важна для понимания особенностей социалистического строительства в отдельно взятой стране и поэтому необходимо указать на теоретические ошибки, допущенный Тюлькиным при ее анализе. Выступление Виктора Аркадьевича содержит несколько ложных теоретических утверждений, которые вносят существенную путаницу. Рассмотрим по порядку эти утверждения... http://газетакоммунистическая.рф/?p=2618