комментариев:
|
Вопросы ленинизма. Что такое трудовой народ часть2
Опубликовано:
22.05.2010 - 16:32
ЧТО ТАКОЕ ТРУДОВОЙ НАРОД? Вопросы ленинизма После публикации первой части этой статьи («Советская Россия», 06.05.2010) (http://krasnoe.tv/node/5266) на интернет-форуме нашей газеты возникла дискуссия, очень похожая на дискуссию рубежа XIX–XX веков между народниками и марксистами.
Напомню, что точка зрения народников и их преемников – трудовиков и эсеров – заключалась в следующем. Развитие капитализма в России невозможно, ибо, поскольку огромное большинство населения нищает и не предъявляет платежеспособного спроса на товары отечественной промышленности, он не имеет внутреннего рынка сбыта. Поэтому капитализм есть не развитие народного производства и повышение народного благосостояния, а бессовестный грабеж. Поэтому против этого грабежа должен восстать весь трудовой народ вне зависимости от того, есть ли он городской рабочий или мелкий крестьянин.
Противопоставление «производительного» и «спекулятивного» капиталов, разумеется, вздорное. Они неотделимы друг от друга и образуют взаимно питательную почву. Отделить «правильную» (производительную) капиталистическую эксплуатацию от «неправильной» (спекулятивной) удавалось до сих пор лишь в воспаленном воображении. На самом же деле единственной созидательной (производительной) силой в истории общества был, есть и всегда будет живой человеческий труд – физический и умственный. Меняются лишь способы присвоения результатов чужого труда эксплуататорскими классами. Эти способы сегодня столь изощренны, что многих приводят в полное недоумение. Тот же hitcliff задает мне, как ему кажется, риторический вопрос: «Можно ли поверить, что, имея почти вдвое меньшую среднюю зарплату, потребление сегодня в 2,3 раза больше, чем в РСФСР конца 80-х! ВВП с 1990 по 2008 год вырос на 17%, а рост потребления всего общества в 2,3 раза! Ну не чушь ли это, господин Фролов? Как в такое может поверить здравомыслящий человек?» Да, уважаемый, поверить в это можно и нужно. И сделать это нужно именно для того, чтобы разобраться в том, как стал возможен этот кажущийся невозможным и непостижимым парадокс. На самом деле никакого парадокса нет. Кто вам сказал, что сегодня, как и 20 лет назад, покупки делаются исключительно трудящимися и преимущественно на заработную плату, на трудовые доходы? А куда тогда деть, например, теневой сектор экономики и коррупционный «фонд», превышающий госбюджет? Или их «герои», по-вашему, ничего не покупают? По-моему, как раз наоборот, они отовариваются значительно более обильно и изысканно, чем трудящиеся. А олигархические дворцы, яхты, «роллс-ройсы», бриллианты и т.д. куда прикажете записать? В том-то и дело, что некуда их записать, кроме как в общий товарооборот. Так что Росстат здесь не ошибается и ничего не фальсифицирует. Ларчик открывается просто: физический объем покупок вырос преимущественно не в результате роста зарплат, а в результате роста иных доходов. Оборот розничной торговли потому и взят за основу, что он зависит не только и не столько от зарплат, сколько от «нетрудовых доходов». Все зависит от того, что называть чушью, и что – здравым смыслом. Если наивно полагать, что потребление по-прежнему идет исключительно «по труду», то указанные цифры, конечно, чушь. Иными словами, «здравомыслящий человек» убежден, что Россия до сих пор живет при социализме. Насколько полезно такое убеждение, предоставляю решать читателям. А если знать, что помимо распределения «по труду» есть еще распределение «по капиталу», то все становится на свои места. Никто никого не призывает слепо верить в то, что можно проверить. Это отнюдь не чушь, а реальное противоречие, свидетельствующее о том, что в жизни общества произошел качественный перелом или, конкретно говоря, регрессивная смена общественно-экономической формации. И кстати. Утверждение, что продолжается только процесс грабежа и проедания ранее накопленных богатств, равносильно утверждению, что в нашем Отечестве вообще не осталось никаких трудящихся, производящих какие-либо материальные ценности. Есть только «класс» соучаствующих в грабеже лентяев, которых никто не эксплуатирует. Такого рода общество неминуемо обречено на гибель, ибо в нем нет никаких здоровых сил. Помимо того что это не соответствует действительности, это еще и не очень патриотично. НО ЭТО все теоретические рассуждения, для проверки которых обратимся к практике. К тому, что выстрадали и говорят доведенные до отчаяния люди. Например шахтеры, вышедшие на стихийный митинг в Междуреченске. И их слова подтверждают, что их эксплуатируют именно капиталистически. – Мы – натуральные рабы. У каждого на шее кредитная удавка. – Мужики боятся говорить правду – говорунов немедленно уволят. – Мы работаем за кусок хлеба. Его кидают нам, как псам, чтобы копыта не протянуть, чтобы были силы ходить на работу. – Козовой (мультимиллионер, гендиректор и совладелец «Распадской») сказал на собрании: «Вы работаете не за зарплату, а за место. А если вам это не нравится, я найму китайцев, которые будут работать за меньшие деньги». Вряд ли шахтеры, да и сам г-н Козовой открывали когда-нибудь первый том «Капитала» Маркса. Но написанное там они повторили едва ли не слово в слово. Там сказано, что рабочую силу капиталисты покупают по ее стоимости. А эта стоимость в свою очередь равна стоимости минимального набора жизненных средств, необходимых для функционирования и воспроизводства рабочей силы. Пролетарий должен получать ровно столько, чтобы он сам и его семья не умерли с голоду. Все, что сверх того, то от лукавого. При этом пролетарий пролетарию рознь. Стоимость рабочей силы гипотетического китайского гастарбайтера ниже, чем у потомственного жителя Кузбасса. Разумеется, в конкретных условиях шахтерского моногорода угрозы г-на Козового заменить всех китайцами есть не более чем попытка взять на понт. Но в стратегическом плане, в масштабах капиталистической формации это угроза совершенно реальная: «Другие придут, сменив уют на риск и непомерный труд, – пройдут тобой не пройденный маршрут». В полном соответствии со своей, описанной в «Капитале», природой капиталист требует от пролетария именно риска и непомерного труда и говорит: «Ты сидишь на кредитах, тебе нечем их погашать? Извини, но это не мои, а твои проблемы. С меня достаточно, чтобы ты не помер с голоду и смог спуститься в забой и чтобы твои дети со временем смогли тебя заменить. Но имей в виду, чтобы работать в забое, совсем не обязательно летать в отпуск на Канары. Строго говоря, и отпуск тебе тоже не обязателен – за глаза хватит Рождества и Пасхи, ну и еще Первомая и «Дня народного единства». И детям твоим совсем не обязательно получать приличное образование. Для воспроизводства твоей рабочей силы не требуются также ни новая квартира, ни машина. Вот шесть соток под огород, может быть, и требуются, поскольку, выращивая себе картошку, ты снизишь мои расходы на твою зарплату». Итак, продажа своей рабочей силы капиталисту на «свободном» рынке труда выделяет пролетариев из общих рядов трудящихся. Не вдаваясь в детали и массу переходных состояний, выделим «чистые» основные типы трудящихся классов в истории человечества по сочетанию трех признаков: личная свобода/несвобода, отношение к средствам производства, продажа рабочей силы. «Свобода лучше несвободы», – сказал президент Медведев. Это бесспорно, но если не копнуть глубже, этот тезис еще слишком абстрактен и потому бессодержателен. Бывает такая свобода, которая экономически тождественна рабству. Объективное содержание термина «наемное рабство» – отнюдь не эмоциональная, а сугубо научная оценка. Пролетарий именуется наемным рабом только по причине отсутствия у него собственности на средства производства, и больше ни по какой. (Отождествлять же уровень жизни античного раба и современного рабочего никто, конечно, не собирается.)
Все четыре типа дожили до наших дней, хотя и в новой пропорции. Но и рабы, в том числе и наемные, бывают разные. Одному и тому же рабскому экономическому положению могут сопутствовать различные идейно-психологические состояния. Еще у Гегеля в «Феноменологии духа» есть глубокие мысли насчет эволюции рабского сознания, диалектики раба и господина: «На первых порах для рабства господин есть сущность… И хотя страх перед господином есть начало мудрости, тем не менее сознание здесь для него самого не есть для себя бытие. Но благодаря труду оно приходит к самому себе (выделено мной. – А.Ф.)».
Выбор между этими тремя путями произойдет в острой борьбе. Разные силы будут тянуть в противоположные стороны. На междуреченском горизонте просматриваются по меньшей мере две силы. Анонимный «Союз жителей Кузбасса», призывающий шахтеров перейти от экономических к политическим требованиям. И «договороспособная», принятая губернатором Тулеевым, инициативная группа шахтеров, лидер которой Елена Першина уже заявила: «Зачем шахтерам обострять ситуацию, когда ситуация реально начала решаться, есть устойчивый диалог? Рабочим этого не нужно, им нужна работа, социальное обеспечение и нормальная зарплата, а не крохи. А обострение нужно кому-то другому». В общем, явная тяга к первому «агрегатному состоянию»… Не клевета ли это на рабочий класс? Увы, нет, что подтверждено всеми событиями последнего двадцатилетия. В чем же причины этого печального явления. Откройтесь мне, равно как на духу: Что привело вас к этому греху? На мой взгляд, к «греху» привело смешение разных слоев и классов, образующих в совокупности «трудовой народ», растворение рабочего класса в общей массе «трудящихся». Но анализ этой проблемы многим представляется неуместным. Читатель под ником ququ так прямо и пишет: «При всей своей очевидной актуальности в стратегическом отношении статья совершенно неуместна в тактическом отношении. Перед очередной схваткой советского с антисоветским не следовало бы отвлекать диаграммами и предлагать поразмышлять на тему, что такое современный пролетариат». Тезис чисто народнический, предпочитающий за лесом не видеть деревьев. Но придется увидеть. Это не ослабит, а, наоборот, укрепит силы трудового народа. Дифференциация трудящихся классов капиталистического общества, выделение из них пролетариата как единственно последовательной революционной силы – исключительно заслуга марксизма. С тех пор, однако, прошло полтора столетия, и очень многое в мире изменилось. Поэтому слепо повторять конкретные выводы и оценки классиков не следует. Но это не отменяет необходимости, руководствуясь марксистской методологией, предпринять аналогичный анализ применительно к современному трудовому народу. Об этом – в следующей, заключительной части статьи. Александр ФРОЛОВ. 22/05/2010 http://www.sovross.ru
Добавить комментарий
(всего 4)
В Советской России появилась хорошая антиклерикальная статья Е.К. Лигачёва. Редакторы. разместите пожалуйста статью в новостях. http://www.sovross.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=57361 Цитаты: И сейчас церковь и антинародная власть – одно единое целое. Патриарх Кирилл открыл тайну, заявив, что церковь установила «дружеские отношения» с государством, т.е. с антинародной властью. Архиерейский собор выступил против «передела собственности», то есть против возвращения собственности, преступно схваченной капиталистами, ее истинному хозяину – трудовому народу. Во истину, как гласит Евангелие: «нет ничего тайного, что не сделалось явным». И после всего этого находятся политики в нашей партийной среде, которые утверждают, что основой формирования широкого Патриотического фронта может быть КПРФ и собор. Причем его предназначение состоит в «создании в центре Европы обновленной державы на основе российской цивилизации, сплачивающей славянские и тюркские народы». Притом подчеркивается – альтернативы этому нет. Налицо отход от программных целей. Это исходит от тех товарищей, которые утверждают, что они борются с «нарушителями программных установок» Более чем странно! ******* К сожалению, есть и другие примеры. Некоторые лица заняты поиском мифических противников и их покровителей среди товарищей по партии. Мне представляется, что это такое же опасное дело для партии, как и ее отстранение от борьбы с реальными раскольниками. ссылка несколько не в тему, но только сейчас нашел пост о том, что в Тамбове открыли памятник Сталину. http://werwolf-tamboff.livejournal.com/14609.html Очень хорошо, что здесь сказано насчет трех возможных путей - 1) заставить признать большую стоимость воспроизводства своей рабсилы, 2) заставить отдавать часть прибавочной стоимости путем союза с буржуем счет ограбления третьего (фашизм) и 3) отнять производственную собственность и устранить вообще стоимость своей рабсилы. Но проблема в том, что пролетариат потерял веру в свою способность управлять производственной собственностью, которой был преисполнен рабочей своей частью в первые годы после Октябрьской революции. Раньше эту веру рабочим приносили революционные интеллигенты, отсюда ленинское понимание партии, сейчас же доверия компартиям, что они при лидерстве дадут управлять общенародной собственностью, нет. КПРФ совершенно четко сейчас направилась на второй путь - русскосоциалистический. Я имею другую надежду - что в пролетариате выделится научная прослойка, чьи интересы воспроизводства своей рабочей силы несовместимы с постиндустриальной схемой частнособственнического присвоения с помощью копирайтов, и эта прослойка создаст партию и возьмет на себя роль лидера, двигающего рабочих по третьему пути - коммунистической революции. Но пока эта - научная - прослойка пролетариата слишком закормлена, организована помимо буржуев и вне производства (через инет и движение СПО), и не умеет организовываться для борьбы с эксплуатацией, и потому еще не известно, как она сможет возглавить пролетариат, несмотря на свою прямую заинтересованность в коммунизме.
Добавить комментарий
(всего 4)
|