Резонанс
Лучшее
Обсуждаемое
-
-
+68
+
+

Критерий деления исторического процесса на общественно-экономические формации

Опубликовано:  22.02.2016 - 00:09
Классификация:  Ленинград  Россия  Попов М.В 

Исследуя общество с помощью категории общественно-экономической формации, мы обнаруживаем, что общественное бытие определяет не только общественное сознание, но определяющим образом влияет и на все остальные сферы общества — на политику, на формирование и деятельность государства, на идеологию. Но это влияние противоречивое. В способе производства любого антагонистического общества есть два класса — экономически господствующий класс и класс, который является непосредственным производителем, — либо это раб, либо крепостной крестьянин, либо рабочий. А раз есть два противоположных класса, то противоречие, заключающееся в способе производства, проявляет себя во всем обществе — и в деятельности государства, и в идеологии, и в политике. И всегда в любом государственном институте и в любом органе находятся люди, которые симпатизируют подчиненному классу в той или иной мере и в той или иной мере ему содействуют.

Важно правильно оценивать познавательную роль категории «общественно-экономическая формация». Выяснив, к какой формации относится данная страна, мы получим основополагающее знание, но еще далеко не все узнаем об этой стране. Мы получим знание с очень высоким уровнем обобщения. Ведь существует целый ряд самых разных стран, про которые можно сказать, что они относятся к такой же общественно-экономической формации. Например, в Африке каких сейчас государств только нет, и все они относятся к капиталистической общественно-экономической формации. А в Азии? В большинстве стран капитализм, но не во всех. Например, если мы возьмем Китайскую Народную Республику, то нужно применить понятие «становление», чтобы понять, что там переходный период от капитализма к коммунизму. Но поскольку в переходный период действуют прямо противоположные тенденции, борьба идет по принципу «кто кого», поэтому определенно сказать, какой уклад — коммунистический или капиталистический — в конце концов победит, какой там будет строй, в Китайской Народной Республике, будет там капитализм или коммунизм — это вопрос. Ситуация в Китае напоминает ситуацию в СССР в период нэпа. Но нэп в стране с более чем миллиардным населением может быть очень длительным. Социалистическая Республика Вьетнам тоже находится в переходном периоде. Тоже не маленькое государство — численность населения подходит к сотне миллионов. Или Куба в другой части света. К какой формации она относится? На Кубе можно было констатировать наличие низшей фазы коммунизма. А с образованием при поддержке государства класса «самозанятых», то есть мелких хозяйчиков, работающих на рынок, то есть мелких буржуа, страна снова погрузилась в переходный период от капитализма к коммунизму. Насколько далеко зайдет прехождение — переход назад — от коммунизма к капитализму, это тоже большой вопрос. Основная же масса имеющихся в мире государств находятся на таком этапе развития, когда они должны быть охарактеризованы как государства капиталистической экономической формации.

Нередко, обсуждая категорию общественно-экономической формации, говорят, что недостаточен взгляд на страну только как на общественно-экономическую формацию. Конечно, недостаточен. Вообще всякая общая категория именно потому, что она продукт научного обобщения, отражающего общие черты разнообразных нечто, всегда недостаточна. То есть всякие общие категории, как всякие философские категории, берут глубинные моменты, основополагающие, при этом что-то они не содержат — вся поверхность явлений в них не отражена. Поэтому, когда говорят, что самые разные страны, самые разные государства принадлежат к одной и той же общественно-экономической формации, это очень высокое обобщение. Когда так говорят, то по сути дела утверждают, что в данной стране политически господствует определенный класс, по характеру которого определяется формация в целом, при этом эта формация может находиться на стадии прехождения, на стадии наличного бытия или на стадии возникновения. В частности, если страна относится к капиталистической общественно-экономической формации, находящейся на стадии наличного бытия, это означает, что в данной стране и способ производства капиталистический, и политическая надстройка буржуазная, и идеология господствует тоже буржуазная.

Чаще всего рассмотрение общественно-экономической формации идет как рассмотрение ее на стадии наличного бытия. Когда мы так берем капиталистическую, коммунистическую, феодальную или рабовладельческую формацию, мы берем способ производства как базис, над которым возвышается соответствующая политическая и идеологическая надстройка, и все находится в относительном покое. И вот в этом покое довольно долго находятся формации — десятки и сотни лет. Но ввиду такой стройной картины как объяснить переход от одной формации к другой? Что тут меняется? Что приводит к тому, что одна формация разрушается, а другая возникает и как это происходит? И вот здесь нельзя обойтись без категории становления. Но становление каждый раз разное и происходит по-разному. Поэтому стоит пройтись не только по формациям, но рассмотреть и переход каждой менее развитой формации в более развитую. При этом надо выяснить, что является основанием тех изменений, которые происходят в формации и приводят к переходу ее в более высокую формацию.

С позиций исторического материализма, когда мы ищем в данной формации причины политических и идеологических явлений, необходимо углубиться в производство. Но когда речь идет не о развитии данной формации как определенного наличного бытия, а об изменениях, связанных с переходом от одной формации к другой, о разрушении одной формации и становлении другой, чем конкретно это определяется, с чем это связано, что лежит в основании? Чтобы правильно ответить на эти вопросы, недостаточно в качестве базиса общества брать только производственные отношения, игнорируя производительные силы. Между тем, в учебниках, как правило, общество и в ходе перехода от одной формации к другой обрисовывается так: базис — производственные отношения, и над этими производственными отношениями как базисом общества возвышается соответствующая этому базису политическая и идеологическая надстройка. И тогда непонятно, что же с этими производственными отношениями и с этой надстройкой происходит, почему они меняются и переходят в конце концов в принципиально иные.

Чтобы отразить это движение производственных отношений, надо брать их вместе с их естественным основанием — производительными силами и, соответственно, в качестве базиса общества рассматривать не просто производственные отношения, а способ производства в целом. А в способе производства есть производительные силы, которые никогда не бывают в покое. Они все время изменяются. Сама природа производительных сил в том, что они движутся, непрерывно преобразуются, совершенствуются. И эти преобразования производительных сил влияют и на способ производства, и на надстройку формации. Причем по-разному. Иногда они, как перед буржуазной революцией, сперва приводят к изменению способа производства, а для изменения политической надстройки требуется политическая революция. А иногда по другому — повлияют на изменение политической надстройки, как в случае социалистической революции, а после этого, когда политическая надстройка станет уже другой, служат основой для того, чтобы с помощью политической надстройки под нее подвести новые производственные отношения. После социалистической революции в России сначала появилось государство диктатуры пролетариата, а экономика немалое время оставалась капиталистической, потом была переходной, в которой боролись противоположные экономические уклады. Коммунистической экономика Советского Союза стала только в середине 30-х годов, когда собственность на решающие средства производства стала общественной. Правда, это был не полный коммунизм, а коммунизм, имеющий в основе коммунистическую экономику с отпечатками капитализма, то есть это была победа социализма как первой, низшей фазы коммунизма.

Обратимся к детству человеческого общества. Первобытнообщинный коммунистический способ производства с развитием производительных сил, с появлением прибавочного продукта стал подрываться изнутри, поскольку с развитием производительных сил части работников стало выгодно выделиться из общины, используя в качестве рабов взятых в плен представителей других племен. Так возникло рабовладение. То есть рабовладение как экономическое явление возникло раньше появления рабовладельческих государств. Сначала возникли рабовладельцы и рабы, у рабовладельцев появился экономический интерес держать в повиновении рабов. А чтобы держать в повиновении рабов, нужно было соответственно организоваться рабовладельцам. Для этого нужно было создать организацию по насильственному подавлению сопротивления класса рабов. Таким образом, можно констатировать, что в результате сравнительно медленного процесса развития производительных сил в лоне первобытнообщинной коммунистической формации, на определенном уровне их развития возник рабовладельческий способ производства, потом сформировалось рабовладельческое государство и соответствующая идеология как система идей, выражающих экономические интересы господствующего рабовладельческого класса.

Нередко падение Западной Римской империи объясняют набегами варваров, которые-де разрушили цивилизованное государство. Однако, когда речь идет об изменении формационном, за основу надо брать не внешние, а глубинные экономические факторы и смотреть, что происходило в производительных силах. В производительных силах рабовладельческого общества происходило торможение развития, связанное с тем, что класс рабовладельцев, который был призван управлять трудом рабов, все больше передавал свои функции рабам. В том числе назначал надсмотрщиков, управленцев из числа рабов. А сам предавался игрищам, праздности. Поэтому класс рабовладельцев слабел. Это, с одной стороны. С другой стороны, развитие производства тормозилось. Благодаря развитию технических наук появились уже разработки орудий и машин, которые были замечательными, но нужно было, чтобы с ними работали более свободные люди, потому что нельзя сложную машину давать использовать рабам. Рабы ее сломают или испортят. Наивно было бы ожидать, что рабы, которых рассматривали и использовали как говорящие орудия, будут с заботой относиться к машинам, которые нужны для закрепления их рабства. Поэтому возникло острейшее противоречие между новыми современными средствами производства, производительными силами в целом, с одной стороны, и производственными отношениями рабовладения, с другой. И это противоречие возникло в силу развития производительных сил. То есть рабовладельческие производственные отношения вошли в острейшее противоречие с развившимися производительными силами рабовладельческого общества. Это и привело в конечном итоге к тому, что рабовладение стало легко разрушить. Причем разрушенное варварами рабовладение не восстанавливалось, а вместо него складывались отношения другого — феодального способа производства, в котором работник уже больше не был просто говорящим орудием.

В чем выражалось отношение к крепостным крестьянам как к людям? Во-первых, на барщине они работали не все время, а ограниченное число дней в неделю. То есть эксплуатация была не безграничной, которая могла просто приводить к уничтожению работника, а ограниченной. Кроме того, крестьянину предоставлялась возможность вести свое хозяйство на той земле, которую ему феодал выделял. Ему предоставлялась возможность пасти свой скот на том выгоне, который ему предоставлял феодал, и т. д. Господствующим классом становился класс землевладельцев, и владение землей сопровождалась также владением непосредственно и работниками. Но работники уже не были говорящими орудиями и поэтому в эпоху феодализма общественное развитие пошло семимильными шагами.

Ясное дело, что класс феодалов для того, чтобы эти самые уже более свободные работники не убегали от своего помещика, должен был создать систему, которая возвращала к помещику беглых крестьян, которые не хотели работать на барщине. Феодальное государство разработало целую систему норм и приемов, с помощью которых охранялась собственность феодалов на крепостных крестьян — нельзя безнаказанно было уйти или убежать от труда на своего хозяина. В то же время в рамках феодального государства не только осуществлялось использование средств подавления, государство выполняло и организующую роль. Например, в строительстве крепостей, кремлей и городов. В период феодализма правящий помещичий класс создал и развил государство для защиты своих общих интересов от восстаний крепостных крестьян и от возможных посягательств иностранных захватчиков, создав для этого могучую армию. И это феодальное государство достигло своего блеска, оставив богатейшее наследие прекрасной архитектуры и других видов искусства, замечательной науки. Именно в феодальное время в России была создана Академия наук и стало развиваться университетское образование. Производство сделало могучий рывок вперед.

Но затем что-то стало с этим феодальным строем неладное происходить. Вроде бы все построено так, как описано в учебниках об общественно-экономической формации — есть производственные отношения феодальные, они и в законах отражены, и защищены силой государства, есть государственный аппарат, есть соответствующая надстройка политическая и идеологическая, написано и всем разъяснено, что есть благородные, а есть неблагородные, и благородные должны всем управлять, а неблагородные должны работать, чтобы благородные могли думать. Тут все сложено так хорошо. Как же получилось, что эта вот феодальная формация стала рассыпаться? С точки зрения материализма, примененного к исследованию общественных процессов, понятно, что стало происходить. Появились такие производительные силы, которые крепостному крестьянину давать нельзя. Не под силу крепостному крестьянину обращаться с этими производительными силами. Наступила эпоха паровых и электрических машин. Появилась такая техника, что крепостной в принципе не может с этой техникой работать. На барщине он не может с ней работать потому, что это чуждая ему техника, он от нее отчужден, он крепостной, подневольный, эта техника требует не подневольного труда, а характерных для свободного труда внимания и заботы, обучения и т. д. И на своем клочке земли, который ему выделил феодал, тем более крепостной такую технику применять не может. Между тем, развитие науки и техники идет. И вот производительные силы пришли в острейшее противоречие с феодальными производственными отношениями. Это выразилось не только в том, что новую прогрессивную технику крепостному нельзя давать, а и в том, что крепостные крестьяне стали требовать ликвидации крепостной зависимости. Начали происходить и систематически разрастались восстания крепостных крестьян. Эти восстания характерны для всех феодальных стран — не найти ни одной феодальной страны, где бы крепостные крестьяне не требовали освобождения от феодальной зависимости. То есть обе стороны производительных сил требовали других производственных отношений.

При этом идеология по-прежнему господствовала феодальная. Другим идеям в сфере идеологии пробиться было весьма сложно. Но они пробивались, поскольку были прогрессивными, отражавшими требования производительных сил. Это были идеи свободы от крепостной зависимости, идеи буржуазные. Особо следует выделить такое крупное политическое явление, как восстание декабристов, когда значительное число наиболее просвещенных представителей реакционного класса России выступило против идеологии, практики и господствующего положения этого класса. То есть уже тогда противоречие новых производительных сил со старыми производственными отношениями получило не только идейное, но и политическое выражение. Если восстающие крестьяне требовали только нового хорошего царя, как у Пугачева или Степана Разина, то декабристы по своей идейно-политической позиции были гораздо более прогрессивными, выступив против крепостного права. Они потребовали уничтожить систему феодального угнетения. Декабристы были настолько прозорливы, настолько высоко образованы и настолько прогрессивны, что видели линию развития производительных сил и соответственно линию развития России. Вот в этом была суть их выступлений. И в конечном итоге они выиграли, победили. Как нередко бывает с носителями передовых идей, самих их казнили или направили на каторгу и в ссылку, но уже через 36 лет после восстания декабристов в России было отменено крепостное право. Формально освобождение крестьян в 1861 году совершил царь Александр II. То есть настолько усилилось давление противников крепостничества, что царь был вынужден подписать такой указ.

И какое же получилось общество после того, как произошла отмена крепостного права? Феодальное или буржуазное? Пока еще феодальное, но переходное, в экономике которого совершается становление буржуазных экономических отношений. При этом политическая и идеологическая надстройка оставалась феодальной. По вопросу о том, какая же экономика была в России, народники доказывали, что Россия не пойдет тем путем, которым пошел Запад, что Россия пойдет своим путем, что у нас есть община, у нас помещики, ставшие крупнейшими землевладельцами, — это отцы родные для крестьян, у нас совсем другие отношения, чем на Западе, у нас нет такой вражды и не будет, есть, конечно, отдельные эксцессы, но такие эксцессы преодолеваются и т. д. И можно сказать, что конец ХIХ века уже после ликвидации крепостного права был периодом обсуждений того, есть капитализм или нет капитализма в России. Это обсуждение, по сути дела, завершилось после выхода в свет выдающейся работы Ленина, которую он написал в ссылке, — «Развитие капитализма в России». На данных земских переписей, на огромном статистическом материале Ленин показал, что не только в российских городах, но и в российской деревне основные экономические отношения — капиталистические, что в деревне есть батраки, есть сельскохозяйственные буржуа, то есть кулаки, а так называемый средний крестьянин, которого народники рассматривали как того, который пойдет своим особым путем, — это, по-существу, уже никакой не крестьянин, а мелкий буржуа, то есть мелкий хозяйчик, работающий на рынок. И раз он работает на рынок, то цель его производства — стоимость. Стоимость же развивается в прибавочную стоимость. Поэтому цель мелкого буржуа, мелкого хозяйчика — стать настоящим хозяином, то есть нанять столько работников, чтобы жить прежде всего чужим трудом — стать буржуа, капиталистом. И хотя это удастся одному из сотни в лучшем случае, экономическое положение, экономические интересы и идеология этих мелких хозяйчиков толкает их к тому, чтобы двигаться дальше в сторону капитализма. Поэтому можно сказать, что с выходом ленинской книги «Развитие капитализма в России» такой произошел скачок в сфере идеологии, что все дискуссии по вопросу о том, куда идет Россия, завершились. Стало ясным, что в экономике России вовсю идет становление капитализма, а в политике все еще правят царь и бывшие феодалы, которые теперь уже не организаторы производства, а просто паразиты — землевладельцы, сдающие капиталистам землю в аренду, получающие абсолютную ренту и тормозящие развитие капитализма.

Отметим, что в отличие от других стран, где после буржуазной революции побеждала феодальная контрреволюция, а потом снова наступала буржуазная революция, у нас после буржуазной революции движение пошло только вперед к социалистической революции. Это не только благодаря последовательной революционной работе большевиков, но и потому, что у нас капитализм вызрел. В начале ХХ века Россия была уже страной не просто капиталистической, а в ней уже развивались элементы империализма как высшей стадии капитализма. И хотя говорят, что царская Россия была отсталой страной, но отсталой она была только политически, экономически же она была на пятом месте в мире по уровню и масштабам производства. И отставала она всего от четырех наиболее передовых капиталистических держав, опережая все остальные. Поэтому, когда говорят, что Россия была слабым звеном, имеют в виду, что она была самым слабым звеном в цепи империализма, но отнюдь не слабой в экономическом отношении. И слабым звеном в цепи империализма Россия стала в немалой степени благодаря силе и размаху российского революционного движения. Страной же Россия была среднеразвитой, а не слабой.

Где прежде всего происходило то изменение, которое в конце концов привело к смене надстройки и в целом к переходу в новую формацию? Это изменение происходило в производительных силах, а затем в способе производства, в экономическом базисе. Изменился экономический базис, производство уже стало капиталистическим, способ производства стал капиталистическим, а вот государство оставалось до февральской революции феодальным, в идеологии господствовали феодальные идеи. И вот когда на основе изменения способа производства произошло изменение в политической и идеологической надстройке, все пришло в соответствие. Можно сказать, что после победы буржуазной революции капиталистическая формация в России стала наличным бытием. Капиталистическому способу производства как базису соответствовало буржуазное государство, и буржуазная идеология стала в обществе господствующей идеологией. Однако класс бывших феодалов оказался таким классом, который никак не мог успокоиться в отношении потери своих богатств, своих земель. Отсюда корниловский мятеж, который был нацелен на то, чтобы ликвидировать завоевания буржуазной революции и был направлен против буржуазного временного правительства. Да и белогвардейцы в гражданскую войну не удерживались на буржуазных позициях, но умудрялись вести борьбу с Советской властью и с позиций свергнутого помещичьего класса, восстанавливая на захваченной ими территории помещичью собственность на землю и вешая крестьян, которые эту землю начали обрабатывать.

Когда в России в политике свершилась социалистическая революция и установилась Советская власть, были ли основания для того, чтобы строить в России социализм? Ведь способ производства был буржуазный, капиталистический. И если следовать стандартной антидиалектической формуле, то буржуазному способу производства должно соответствовать не социалистическое, а буржуазное государство. Но экономику мы не должны рассматривать без ее собственных противоречий. В России уже был довольно развитый капитализм, у нас противоречие между буржуазией и рабочим классом оказалось уже весьма острым, и положение рабочего класса в капиталистической экономике и определяемые этим положением экономические интересы рабочего класса явились достаточным экономическим основанием для того, чтобы в соответствии с этими интересами провести соответствующие экономические преобразования, ведущие к созданию экономических отношений общественной собственности на средства производства, чтобы под социалистическое государство подвести коммунистический способ производства. Советское государство немедленно установило рабочий контроль над производством и распределением, национализировало в январе 1918 года основные средства производства, сформировало из предприятий, производство на которых удалось планомерно направить на осуществление общественных интересов, коммунистический уклад, а затем стало его усиливать и расширять, наступая на уклад буржуазный, капиталистический.

В отличие от того, что было при переходе от феодализма к капитализму, когда буржуазные отношения стихийно вырастали в лоне феодальной формации и буржуазной революции оставалось только привести в соответствие с буржуазной экономикой государство, то есть изменить классовый характер власти, при переходе от капитализма к социализму социальная революция началась с создания Советов еще при господстве буржуазной власти, затем установилось двоевластие, а потом полновластие Советов. И только после этого начались коммунистические преобразования в экономике, которые в России-СССР охватили период с 1917 года по начало 30-х годов. Когда в промышленности победил коммунистический уклад и в сельском хозяйстве была проведена коллективизация, обеспечено планомерное подчинение всего производства общественным интересам, в экономике тем самым была обеспечена общественная собственность на средства производства и, следовательно, создан коммунистический способ производства. Следовательно, завершился переходный период от капитализма к коммунизму, и СССР вступил в первую фазу коммунистической формации — социализм.

То есть Советская государственная власть выступила той силой, которая помогла рабочему классу создать коммунистическую экономику. Она помогла соединить и направить в общественных интересах то, что ранее было разъединено. Не отнять и поделить, а собрать и объединить — таковы были лозунги и дело большевиков. Становление коммунистической общественно-экономической формации завершилось и началось ее развитие и изживание родимых пятен и отпечатков капитализма. Коммунистический экономический базис стал основой воспроизводства социалистического характера государства и социалистической идеологии.

В то же время экономический базис первой фазы коммунизма противоречив. Экономика социалистическая тем и отличается от экономики полного коммунизма, что содержит в себе свое отрицание, связанное с выхождением из капитализма. А раз она содержит это свое отрицание, то социалистическая экономика содержит в себе не только тенденцию перерастания социализма в полный коммунизм, но и тенденцию превращения социализма в капитализм. Эта реакционная тенденция политически победила в 1961 году в СССР с принятием правящей партией на ХХII съезде антимарксистской программы. То, что происходило в СССР с 1961 года, начиная с политической контрреволюции и кончая прехождением социализма и реставрацией капитализма, — это результат негативного разрешения того объективного противоречия, которое имеется внутри социалистического экономического базиса.

Переход от социализма к капитализму — это тоже становление формации, то есть переход от одной формации к другой, но уже от прогрессивной формации к отживающей, когда господствующим моментом является не возникновение нового, а его прехождение.

По результатам предшествующего изложения вывод, который мы должны сделать, чтобы применять открытый ранее инструментарий формационного подхода не только к наличному бытию формаций, но и к периоду их становления, состоит в следующем: «Критерием отнесения страны к той или иной общественно-экономической формации является наличие власти соответствующего этой формации на стадии ее наличного бытия правящего класса».

Литература

1. Актуальные проблемы развития России и социальная философия. СПб. Изд-во Политехнического университета. 2015.
2. Илюшечкин В.П. Общественные формации и цивилизации. Восток. 1994. № 5.
3. Илюшечкин В. П. Теория стадийного развития общества. М. Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 1996.
4. Казеннов А.С. Антропологическая основа организации общества и государства. Санкт-Петербург. ЛГУ им. А.С.Пушкина. 2009.
5. Ковалев А.М. Диалектика способа производства общественной жизни. М., 1982.
6. Корякин В.В. Труд и единый закономерный исторический процесс. Пермь, 2008.
7. Капитал. Формации. Противоречия. М. КРАСАНД: URSS, 2010.
8. Мазур О.А., Попов М.В. Материализм и теория формаций. «Теория и практика общественного развития», № 6, 2013.
9. Мазур О.А., Попов М.В. Передовое и отсталое в различных формациях. «Теория и практика общественного развития», № 7, 2013.
10. Попов М.В. Планомерное разрешение противоречий развития социализма как первой фазы коммунизма. Л.: Изд-во ЛГУ, 1986.
11. Попов М.В. Лекции по философии истории. Санкт-Петербург. Изд-во Политехнического университета, 2010.
12. Попов М.В. Диалектика исторического бытия. Раздел в книге «Объективная реальность и лженаука» Коллективная монография. СПб, Изд-во «Союз», 2011.
13. Попов М.В. Диалектика истории. LAP LAMBERT Academic Publishing. Saarbrucken, Germany. 2014.
14. Попов М.В. Социальная диалектика. Санкт-Петербург. Изд-во Политехнического университета, 2014.
15. Попов М.В. Социальная диалектика. Часть 3. Общественно-экономические формации. Невинномысск. Изд-во Невинномысского Института экономики, управления и права. 2014.
16. Поршнев Б.Ф. Роль социальных революций в смене формаций // Проблемы социально-экономических формаций. М., 1975.
17. Селезнев А.М. Всемирно-исторический процесс: общественно-экономические формации, цивилизации и межформационные революции. «Философия и общество». Выпуск №2(39)/2005.
18. Семенов Ю.И. Теория общественно-экономических формаций и всемирная история // Общественно-экономические формации: проблемы теории. М., 1978.
19. Семенов Ю.И. Всемирная история как единый процесс развития человечества во времени и пространстве // Философия и общество. 1997. №1.
20. Файнштейн В.М. Становление капитализма как разрешение противоречий феодального производства: (на материалах прибалтийских губерний России): [в 2 ч.] / Тартуский гос. Ун-т. — Таллин: Ээсти раамат, 1987.

Попов Михаил Васильевич,
доктор философских наук, профессор по кафедре экономики и права,
президент Фонда Рабочей Академии,
сопредседатель идеологической комиссии ЦК РПР

Добавить комментарий (всего 37)   Более новые ›

Полностью согласен с изложенным пояснением формационных процессов.

Мне кажется, что преподавателям Фонда Рабочей Академии следует принимать самое активное участие в широкой пропаганде марксизма-ленинизма с учетом достигшего опыта коммунистического строительства и новых научных разработок в данной области.

Пусть настоящая публикация М.В.Попова послужит началом этой важнейшей формы просвещения трудящихся именно в такой форме и содействии Красного ТВ.

Действительно, очень хорошая статья! Простым и, вместе с этим, научным языком, изложены переходы от первобытно общинного строя к коммунизму.

Читал статью и думал о том, что сейчас переход от капитализма к коммунизму не только более чем возможен, не только более чем необходим, гуманен... Думал о том, что этот переход будет занимать считанные годы. И какая же прекрасная жизнь будет тогда...

Не видно никаких значительных причин, против становления коммунизма (если не брать в расчет деидеологизацию масс). Пролетариата сейчас больше, чем было век назад. Теория разработана превосходно. Опасность внешней агрессии минимальна. Материальная база (производство) сейчас вполне достаточна для развития, а то, чего не хватает, можно вполне просто создать, даже без поддержки прочих стран. Да и не одинока будет Социалистическая Россия - коммунистическая Корея, Китай, Вьетнам, Куба - прямые союзники. Да и страны, находящиеся под игом империализма будут рады сотрудничать с нами.

М.В. Попов не отвечает на вопрос Постороннего. А что вы думаете Василий-1 по этому му же вопросу?

Постороннему!

Мне трудно судить, почему М.В.Попов не отвечает на ваш вопрос.

Я просмотрел ваш пост от 23.02.2016, 07:05, в котором вы якобы подымаете вопрос, но понять его содержание не смог. Наверное, его следует четче сформулировать.

От себя же вам сообщу, что М.В.Попов один из тех ученых, который знает экономическую теорию коммунистического строительства (развитие трудовой теории Маркса), в том числе основной экономический закон коммунистического способа производства.

Не исключено, что из-за этого ныне так эмоционально на него и набрасываются такие же борцы за социализм, которые аналогичное вытворяли при его строительстве, навязывая губительную товарность производства.

Это очень важно уже для построения социализма, который именно из-за отсутствия данной теории и незнания указанного закона оказался несовершенным и был разрушен.

Однако многие этого и поныне не понимают, относятся с недоверием.

И причина здесь одна: неспособность переосмыслить официальную догматическую теорию о товарной экономике социализма, сложившуюся в СССР из-за отсутствия указанной выше теории и влияния существующей капиталистической экономики и ее проводников.

Поэтому очень важно, на мой взгляд, чтобы ученые типа М.В.Попова решительнее внесли в сознание трудящихся, прежде всего коммунистов, эту теорию и ее роль в коммунистическом строительстве.

Вот именно с этих позиций нам следует исходить в своих обращениях к М.В.Попову и его соратникам.

Все остальное – новости давно ушедших дней.

Профессор М. В. Попов пишет: «Переход от социализма к капитализму — это тоже становление формации, то есть переход от одной формации к другой, но уже от прогрессивной формации к отживающей, когда господствующим моментом является не возникновение нового, а его прехождение.».

Маркс в «Критике Готской программы» рассматривал вопрос о превращении капиталистического общества в коммунистическое. Ни Маркс с Энгельсом, ни Ленин со Сталиным не рассматривали вопрос о переходе от одной формации к другой. Только в одной своей работе Сталин рассматривал вопрос перехода от первобытного коммунизма к рабству:

«Наступило время, когда первобытный коммунизм сменился матриархатом, – в это время люд удовлетворяли свои потребности преимущественно посредством первобытного земледелия. Затем матриархат сменился патриархатом, когда люди поддерживали своё существование преимущественно скотоводством. Затем патриархат сменился рабовладельческим строем, – тогда люди поддерживали своё существование сравнительно более развитым земледелием. За рабовладельческим строем последовало крепостничество, а потом, за всем этим последовал буржуазный строй» (Сталин, И.В. Анархизм или социализм? / Собр. соч., т.1 с. 311).

Между первобытным коммунизмом и рабством имелся переходный период, который состоял из матриархата и патриархата. Анализируя капитализм, Маркс пришел к выводу о том, что между капиталистическим обществом и коммунистическим будет переходный период, состоящий из двух сторон: периода революционного превращения капитализма в коммунизм, а также политического переходного периода или революционной диктатуры пролетариата.

Ленин, анализируя империализм, пришел к выводу, что в условиях неравномерного развития капитализма, переходный период может начаться вначале с установления революционной диктатуры пролетариата, а затем по мере развития производительных сил до уровня коммунистических, будет осуществлено превращения капиталистических производственных отношений в коммунистические.

Этот ленинско-сталинский эксперимент успешно осуществлялся в СССР до того момента, когда он был заменен субъективистским экспериментом Хрущева по «строительству» коммунизма. Но тем не менее, в результате были созданы коммунистические производительные силы.

В современном обществе производственные отношения капиталистические, а в современной формации – производительные силы коммунистические. Куда будет осуществлять переход в этой исторической ситуации общество? Оно будет переходить в коммунистическую формацию и в ней установит коммунистические производственные отношения, а затем и коммунистическую надстройку.

Поэтому магистральным путем движения общества является путь в коммунистическую формацию. Капиталистической формации уже нет, так как нет капиталистических производительных сил. Контрреволюционная перестройка политической надстройки общества и его экономического базиса не смогла восстановить капиталистические производительные силы. Они оказались мощнее и превратили капиталистические производственные отношения в главный тормоз развития общества. Задача состоит в том, чтобы в первую очередь их заменить коммунистическими производственными отношениями и привести в соответствие с производительными силами.

Антоненко, задача, надо полагать, поставлена перед рабочим классом, но замена экономических отношений сами по себе не происходят, их кто то должен проводить имея достаточную опору для смены политической надстройки, одного, даже очень громкого желания недостаточно. Реально выбор невелик, быть готовым к моменту слабости строя, и воспользоваться случаем, как в 17, или накопить силу достаточную для замены.

У Попова, в абзаце, где разъясняется переход от детства человеческого общества к рабовладельческому укладу, небольшое уточнение, для зарождения рабовладельческой формации необходимы потенциальные рабы в достаточном количестве, от чего поработители устремляли свои взоры не на пустынные места. Нельзя присвоить то, чего нет. Так и для формирования капиталистических отношений необходимы были не только машины, но и свободные руки, как правило, безземельные крестьяне.

Уважаемый Владимир В. Вы не правильно понимаете задачи, стоящие перед рабочим классом.

Говоря о решении задач по замене капиталистических производственных отношений коммунистически-социалистическими, вначале нужно уяснить: 1) между кем конкретно нужно изменить отношения, 2) какие конкретно нужно заменить отношения, 3) какими правовыми документами эти отношения регулируются, 4) какие новые правовые документы нужно принять и кто их должен принять?

1) Рассматривая капиталистические предприятия, например, ОАО, мы в них находим три субъекта отношений: 1) акционер-олигарх, 2) администрация (управленческие работники), 3) рабочие (исполнительские работники). Между ними установлены производственные отношения.

2) В капиталистических акционерных обществах установлены следующие отношения. Акционер-олигарх нанимает по контракту генерального директора и администрацию предприятия, которые будут осуществлять производство продукции, ее продавать и извлекать прибыль. Для производства продукции генеральный директор и администрация нанимает рабочих и с ними заключает договор найма и коллективный договор с их синдикатом (профсоюзом).

3) Капиталистические отношения эксплуатации устанавливаются а) контрактами с гендиректором и администрацией, б) индивидуальные договоры найма с работниками и коллективный договор с юридическим лицом работников (профсоюзом). Этими договорами узаконивается капиталистическая система эксплуатации наемного персонала предприятия, частнокапиталистические производственные экономические отношения.

4) Новые правовые документы должны быть приняты трудовыми коллективами предприятий и акционерами-работниками народных предприятий. Именно они должны установить коммунистически-социалистическое право на предприятиях.

Трудовой коллектив предприятия должен осуществить революционное превращение капиталистического общества в коммунистическое (социалистическое) общество. В современных условиях он это может сделать следующим образом, например, на народном предприятии, где 75 % акций принадлежит работникам предприятия. Работники-акционеры вполне могут принять новые коммунистически-социалистические договоры и расторгнуть старые частнокапиталистические договоры. Революционный процесс превращения будет состоять из расторжения существующих частнокапиталистических договоров и заключения между участниками производства продукции коммунистически-социалистических договоров на предприятии. Это правовой путь перехода от капитализма в коммунизм-социализм.

Первым шагом этого революционного процесса превращения является расторжение коллективного договора и ликвидация синдиката работников, т.е. профсоюза. Вместо них все работники предприятия, включая администрацию и генерального директора, учреждают свою юридическое лицо – производственный кооператив и в нем устанавливают новые трудовые отношения, основанные на членстве в кооперативе.

Вторым шагом является разработка и заключения гражданско-правового договора между производственным кооперативом и акционерным обществом о передаче полномочий исполнительного органа ОАО (генерального директора) производственному кооперативу, который становится по договору управляющей организацией.

Третьим шагом этого революционного процесса является расторжение трудовых контрактов генеральным директором и администрацией с ОАО, а также расторжение договоров найма работников с администрацией предприятия.

В связи с заключением коммунистически-социалистических договоров в предприятии возникнут новые экономические отношения. Их новизна состоит в следующем. Члены кооператива будут осуществлять свою трудовую деятельность не в кооперативе, а в ОАО. Всю начисленную им сумму заработной платы они оставляют в собственности ОАО, которую превратят в инвестиционный фонд для развития производства. Это революционные изменения в использовании заработной платы. Она будет использоваться не наличное потребления работников, а на развитие предприятия.

Осуществляются также революционные изменения в использовании денежной выручки от продажи продукции, произведенной в ОАО. По гражданско-правовому договору строго фиксированная часть денежной выручки будет напрямую направляться на расчетный счет рабочего кооператива, например, 15 %. Вся сумма этих денег будет направлена на распределения между членами кооператива в зависимости от качества и количества вложенного их конкретного труда в производство продукции в ОАО. Тем самым будет действовать новый социалистический принцип распределения коллективного фонда заработной платы трудового коллектива по труду. Мотивация работников будет увязана с их количество и качеством труда.

По итогам финансового года производится окончательный расчет с рабочим кооперативом. Если в ОАО фактическая сумма разницы между денежной выручкой и материальными затратами («прибыли»), будет превышать начисленную годовую «зарплату», то все деньги сверх суммы «зарплаты» перечисляются на расчетный счет рабочего кооператива в качестве премиального бонуса и выплачиваются в виде премии работников в форме тринадцатой зарплаты.

Если же по итогам года в ОАО окажется, что сумма разницы между денежной выручкой и материальными затратами («прибыль»), меньше начисленной суммы «зарплаты», то в этом случае недостающую сумму возмещает кооператив из своего резервного фонда. Это также революционные изменения в экономических отношениях. Они устанавливают прямую материальную ответственность трудового коллектива за конечные результаты работы предприятия.

Четвертым шагом революционного превращения капиталистических акционерных обществ в коммунистические будет процесс создание коммунистической надстройки над акционерными обществами. Для этого работники-акционеры учреждают Народное коммунистическое акционерное общество. Чтобы это осуществить нужно иметь значительное количество ОАО в которых проведены революционные преобразования экономических отношений. Их число должны быть не менее двухсот, а работников – не менее одного миллиона. Учредители внесут в уставный фонд коммунистического общества свои частнокапиталистические акции и получат взамен одну коммунистическую акцию на праве совместного владения, пользования и распоряжения. Это есть революционные изменения имущественных отношений. Частнокапиталистическая собственность на акции заменяется коммунистической собственностью на акции, а соответственно, и на средства производства. Ведь акции выпущены под чистые активы предприятий, в которые включены средства производства. Собрание акционеров коммунистического общества принимает революционное решение о прекращении выплаты дивидендов на акции и направления всей сэкономленной денежной суммы на ускоренное развитие социальной инфраструктуры сельских и городских территорий.

К вышесказанному нужно добавить критику программ современных коммунистических партий. В них нет положений об изменении экономических отношений между работниками и администрацией предприятий. В программах говорится только об изменении собственника предприятий, которым становится государство в результате проведения политики национализации. Работники предприятий остаются наемными. Это не есть социалистическая революция на предприятиях, а есть переворот в политической надстройки.

Следует также отметить, что попытка признать основой социализма целую и неделимую территорию отдельного государства, которая в будущем должна была бы расширяться, оказалось несостоятельной. Это давало повод буржуазным идеологам критиковать социализм в агрессивности и захвате чужих территорий.

Сегодня мы должны признать основой социализма территорию отдельного предприятия и учреждения: промышленного, сельскохозяйственного, строительного, транспортного, а также медицинского учреждения, учреждения образования, санаториев и домов отдыха, научных учреждений и т.д. Территория государства не может быть основой социализма.

Основой коммунистического общества мы должны признать территории всех предприятий, учреждений, а также всю территорию жилых зон, где живут работники этих предприятий. Основой коммунизма не может быть территория государства, как об этом писалось в третьей программе КПСС.

Признав новые основы социализма и коммунизма, мы должны принять новую тактику борьбы трудящихся в переходный период и идеологически возглавить эту борьбу.

Дорогой Антоненко М.Н. , начну с поговорки: «красиво на бумаге, да забыли про овраги». Вы описали становление народного предприятия через трансформацию частного. Отвечу словами Федяевой, съест то он съест, но кто же ему даст, и чтобы процесс пошёл, необходимо воздействие принуждения.

Далее, народное предприятие у вас становится социалистическим, с этим, я согласится не могу, народное предприятие, встроенное в систему капиталистических отношений по присвоению добавленной стоимости, это такой же капиталист только коллективный, они также будут извлекать прибыль, стой разницей, что доходами распоряжаться будут в интересах их коллектива. А к другим предприятиям, пусть даже народным, они вынуждены будут вести агрессивную политику за место на рынке. Поэтому народные предприятия можно рассматривать как переходный этап становления коммунистических отношений.

Уважаемый Антоненко, вы все подробно написали на уровне вашего хотения. Но для того, чтобы понять неработоспособность вашей модели, требуется провести некую ролевую игру. Давайте попробуем. Исходное: возьмем гипотетическое предприятие, оранизованое по вашему принципу. Пусть оно проработает один месяц. Вопрос, СКОЛЬКО получат его трудящиеся на конец месяца, сколько и каких налогов будет выплачено в бюджет и фонды, (можно ориентировочно)? Примем рентабельность 25%, налог на прибыль 15% и наличие собственных необходмых оборотных средств на этот месяц. Валовой доход за месяц 10 млн.руб., затраты - 7 млн., работников - 100 чел. пусть зарплата у всех одинаковая.

Изумительно! Всё просто и красиво. Есть одно уточнение. Где Ваше дражайшее 1) акционер-олигарх - собственник Средств производства? как только Вы решили, кинуть №1) акционер-олигарх, а правильнее будет акционеров и олигархов. К Вам в дом постучится 1) Прокурор, 2) Участковый, 3) бригада ОМОН (или ещё кто) потому, что все данные лица хранят священную корову Собственность и находятся на содержании коллектива капиталистов содержащих государство для гарантии собственной целости и сохранности вместе с коровой - священной.

А так всё прекрасно, живы будете работой обеспечат на длительный срок с гарантией, без соцпакета и под присмотром на свежем воздухе ещё и с лечебным холодом. Курорт!

Романов Е А спрашивает: «Где Ваше дражайшее 1) акционер-олигарх - собственник Средств производства? как только Вы решили, кинуть №1) акционер-олигарх, а правильнее будет акционеров и олигархов. К Вам в дом постучится 1) Прокурор, 2) Участковый, 3) бригада ОМОН (или ещё кто) потому, что все данные лица хранят священную корову».

Вы не понимает сущности современного социализма и механизма осуществления социалистической революции. Вы отождествляете цветную революцию с социалистической революцией.

Поясняю эти два момента.

Во-первых, цветная или «оранжевая» революция осуществляется на городских площадях или «майданах». Социалистическая революция осуществляется сегодня только на территории промышленных, строительных, сельскохозяйственных и др. предприятий, а также в зданиях социальных учреждений и организаций. Ведь сегодня территориальной основой социализма является не территория отдельного государства, а территория предприятия, учреждения.

Во-вторых, социалистическую революцию осуществляют не обезумевшие и подкупленные толпы людей, а трудовые коллективы предприятий и организаций, которые для этого объединяются в юридическое лицо – трудовой кооператив (управляющую организацию). Затем руководство кооператива идет с деловым предложением к руководству ОАО, которое представлено в единственном лице – акционером-олигархом. Между этими двумя хозяйственными субъектами возникает хозяйственный спор о том, что нужно переходить от капиталистических производственных отношений к социалистическим отношениям и для этого подписать договор. Какие прокуроры, участковые и т.д. могут быть в офисе ОАО и тем более на территории предприятия? Их там нет и не должно быть. Правительство постоянно заявляет о том, что оно не вмешивается в хозяйственные споры. А переход на предприятии от одних отношений к другим это хозяйственный спор, а не политический.

Вполне понято, что для осуществления социалистической революции на предприятии нужно, чтобы трудовой коллектив учредил свое юридическое лицо, которое должно подписать социалистической хозяйственный договор с председателем собрания акционеров ОАО. Эта революция созидательная, анне разрушительная. Все что нужно капиталисты разрушили. Сегодня вопрос стоит перед трудовыми коллективами о спасении последних оставшихся предприятий от разрушения.

Только что опубликовано сообщение о предстоящем сокращении работников ОАО «Автоваз» и возможном его ликвидации. Если на этом предприятии 50 тысяч работников не осуществят хозяйственную социалистическую революцию, то оно будет ликвидированы, а все работники будут постепенно выброшены вон. Управляющая организация должна гарантировать получения собственником определенной договором суммы прибыли. Это будет денежным обязательством производственного кооператива перед ОАО. Иначе он не подпишет договор. Ведь трудовой коллектив кооператива будет работать на средствах производства, принадлежащих олигарху. После того как они выкупят контрольный пакет акций, то тогда этот вопрос будет снят с обсуждения. Это второй этап социалистической революции.

Вот на жалость давить не надо! Мы обсуждаем серьёзные вопросы, а не сопли подтираем. Ни одно предприятие не является самодостаточным в плане самообеспечения. И ответьте на поставленный вопрос с №1 что делать будете?

Все предприятия являются субъектами хозяйствования и поэтому экономически самодостаточными. Они становятся несостоятельными, когда их начинают конкуренты давить и разорять.

Трудовые коллективы предприятий расколоты на две враждующие части. Между ними ведется постоянная борьба. Это выгодно собственнику предприятия. Он лавирует между враждующими частями трудового коллектива и сохраняет над ними свою олигархическую власть.

...Все предприятия являются субъектами хозяйствования и поэтому экономически самодостаточными....

Это Вы немного поспешили из первого не обязательно следует второе. И не уходите от ответа, что с №1 Да кстати Ваши предложения по поводу договоров и революции в отдельно взятом предприятии, существуют со времён гороха который царь. Называют их профсоюзы. Всё как Вы и говорили юр. лицо, договор с ОАО как Вы выразились. Только до сего дня никто не говорил о революции все называют это профсоюзной деятельностью.

К модератору, ну не надо мои коменты подтирать.

Предлагаю Вам посмотреть материалы рабочей конференции, за 2015 год.

Думаю Вам будет интересно, люди как раз занимаются тем о чём вы думали.

http://www.youtube.com/watch?v=2wkLqSD89WE&list=PLA7fOvwFVwW6bGJATya4QbPpvXxjpo-rr

И кстати типа "революции" уже со времён царя гороха, исходя из Вашей логики, происходят так сказать, юр лицо - это Профсоюз, работает эта система, давно когда хорошо, когда плохо но работает, так в чём там Ваша революционность состоит? Собственника менять будете или так ППР заниматься будете?

Михаил Васильевич, подробнее разъясните свои выводы о том; Что экономика социалистическая отличается от экономики полного коммунизма, что содержит в себе свое отрицание, связанное с выхождением из капитализма. А раз она содержит это свое отрицание, то социалистическая экономика содержит не только тенденцию перерастания социализма в полный коммунизм, и тенденцию превращения из социализма в капитализм. Эта реакционная тенденция политически победила в 1961 году в СССР с принятием правящей партией на ( 22 Съезде КПСС АНТИМАРКСИСТСКОЙ ПРОГРАММЫ ПОСТРОЕНИЯ КОММУНИСТИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА В СССР ).(курсив мой) И то что происходило в СССР с 1961 года, начиная с политической контрреволюции и кончая перерождением социализма и реставрацию капитализма, это результат негативного разрешения противоречия, которое имеется внутри социалистического экономического базиса. Может я не прав применяя свой курсив. Может быть был другой Съезд КПСС в 1961 году. И на этом Съезде была принята антимарксистская Программа? Или может быть речь у Вас идет о другом СССР о котором не знаю я? Пожалуйста развейте мои сомнения. Спасибо.

Что делать? М.В. Попов молчит. Василий-! не понял вопрос Постороннего. Никто из комментаторов не заметил выводов причин реставрации капитализма в СССР. Почему М.В. Попов называет 22 Съезд КПСС 1961 года принявший Программу КПСС по строительству коммунистического общества в СССР антимарксистской программой? Почему Попов М.В. все что происходило после 1961 года назвал политической контрреволюцией?

Постороннему!

Теперь понял ваш вопрос.

Если исходить из строительства социализма в сталинский период, то сразу же после смерти И.В.Сталина начался поворот в экономической политике от прогрессивной модели хозяйствования (наращивания народнохозяйственного дохода) к модели наращивания прибыльности предприятий, то есть капитализации экономики. А в условиях общенародной собственности на средства производства такая капитализация вела к нарастанию регресса народного хозяйства в целом.

Здесь следует обратить внимание на вопрос: как должен был развиваться далее социализм?

Хотя сложившаяся при Сталине модель хозяйствования еще прогрессировала (с 1948 по 1954 гг. розничные цены из года в год снижались, потому что на 5-7% и более в год уменьшалась себестоимость продукции, а средние темпы роста товарной массы превышали 10%), все же заострялся вопрос дальнейшего пути развития социализма.

Об этом был озабочен И.В.Сталин в последние годы своей жизни.

И все же из его работы «Экономические проблемы социализма в СССР» следовало, что потребной для коммунистической формации научной теории еще не существовало, самые общие обоснования классиков не давали ответа на назревшие проблемы развития, в результате чего предполагалось далее продолжить руководствоваться товарными отношениями применительно к социалистической собственности на средства производства. Но здесь очень важно обратить внимание на то, что сталинская модель хозяйствования способствовала курсу развития социализма.

Ведь, как теперь становится понятным, должен был продолжен курс на всемерное повышение благосостояния советского народа до определенного уровня. И только достигнув устойчивого надлежащего материального обеспечения, можно было переводить экономику на рельсы нетоварной экономики.

Но ведь тогда о нетоварной экономике речь не велась, это стало понятным уже в результате анализа причин поражения социализма.

Но в принципе И.В.Сталин правильно ориентировался в направлении движения развития (а главное, об этом серьезно заботился!) и это уже было надеждой на достижение цели.

И вот после ухода из жизни И.В.Сталина начались усиливаться тенденции на капитализацию экономики, о чем велась речь выше. Состоявшийся XXII съезд КПСС в октябре 1961 года принял программу строительства коммунизма.

Теперь понятно, что это было политическое решение без надлежащего экономического обоснования. В первую очередь следовало указать на порядок перехода на нетоварную экономику, указать основной экономический закон этой экономики и наметить соответствующие экономические программы. Но этого ничего не было и о нем даже не заботились.

Получается, что если И.В.Сталин этого не знал, но правильно ориентировался по развитию экономики, существовавшая экономика этому способствовала, то после него огласили курс на коммунистическое строительство, а модель хозяйствования начали направлять в сторону капитализма. Вот такой получился парадокс со строительством социализма в СССР.

Если бы был продолжен сталинский курс развития, то в условиях создания ОГАС (инициатива В.М.Глушкова) все описанные выше вопросы были бы успешно решены и советская экономика вышла бы на свойственную ей нетоварную экономку, а СССР стал настоящим образцом нового образа жизни на планете.

И как результат бездарной политики советского руководства в сентябре 1965 г. пленум ЦК КПСС своим решением совершил окончательный поворот в сторону капитализации экономики, в том числе отказался от введения ОГАС.

Итак, состоявшийся в октябре 1961 г. XXII съезд КПСС оказался поворотным в истории построения социализма в СССР, поскольку своим политическим решением без экономического обоснования допустил грубейшую ошибку в коммунистическом строительстве, что послужило началом пути гибели СССР.

Спасибо Василий-1. Хотя я до конца не понял преимуществ механизма по устойчивому развитию социализма по Сталинской модели капитализации экономики. Невольно возникает другой вопрос о роли государства революционной диктатуры пролетариата в период превращения капиталистического общества в коммунистическое общество, в контексте позиции К.Маркса из "Критики Готской программы". Для более полного понятия темы есть необходимость услышать ответ на второй вопрос. Спасибо.

"начался поворот в экономической политике ... к модели наращивания прибыльности предприятий, то есть капитализации экономики" - почему начался поворот? какие к этому были объективные предпосылки?

В приведенный тезис Попова не укладывается, даже противоречит, например, принцип планового ведения общественного хозяйства. Который зарождается и начинает действовать при социализме, а при коммунизме становится всеохватывающим. В данном случае идет не отрицание социалистического хозяйствования, а, напротив, его развитие и усиление. И уж во всяком случае оно абсолютно не связано с выходом из капитализма. Собственно это, т.е. необходимость планового хозяйствования в масштабе всего общества, один из важнейших факторов движения экономики по пути прогресса и предопределяющих гибель капитализма.

Не хотел ввязываться здесь в дискуссию, т.к. вопрос слишком важен и слишком обширен, чтобы вместиться в рамки форумных комментариев, но удивила глубина путаницы рассуждений Попова, который не понимает связи политики и экономики. Но уже в «Что делать?» Ленин указал, что решающие интересы классов могут быть удовлетворены только политическими преобразованиями вообще, что основной экономический интерес пролетариата может быть удовлетворен только посредством политической революции, заменяющей диктатуру буржуазии диктатурой пролетариата. И еще, пролетариат берет политическую власть, чтобы получить возможность преобразовать общество соответственно своим собственным интересам и нуждам. Отсюда и надо исходить. В 17-м власть взяли рабочие и страна шла по социалистическому пути, если угодно, то строила социалистическую формации. После контрреволюционного переворота, о причинах здесь не говорим, власть захватила буржуазия и начала восстанавливать капиталистическую формации. Потому не надо наводить тень на плетень и пугать читателей профессорской замысловатой путаностью, что «Критерием отнесения страны к той или иной общественно-экономической формации является наличие власти соответствующего этой формации на стадии ее наличного бытия правящего класса». Относительно экономических формаций, то в марксизме они определяются из того, что и как производится, и как эти продукты производства обмениваются. Это если по сути, а не по поверхностному верхоглядству.

Моё виденье такое, каждый прав.

Смена политической надстройки с установлением диктатуры пролетариата для строительства плановой экономии без эксплуатации, это быстрый переход.

А создание социалистического экономического базиса с последующей политической надстройкой, это длительный путь создания бесклассового общества.

!!! - Вы правильно отметили - СМЕНА. Что говорит о Вашем марксистском понимании вопроса. Одно слово, но самое существенное в объяснении всего вопроса. Теперь поищите эту суть у Попова.Во всем профессорском многословии нет именно того.

Львовский коммунист «учит» профессора Попова: «Не хотел ввязываться здесь в дискуссию, т.к. вопрос слишком важен и слишком обширен, чтобы вместиться в рамки форумных комментариев, но удивила глубина путаницы рассуждений Попова, который не понимает связи политики и экономики. Но уже в «Что делать?» Ленин указал, что решающие интересы классов могут быть удовлетворены только политическими преобразованиями вообще, что основной экономический интерес пролетариата может быть удовлетворен только посредством политической революции, заменяющей диктатуру буржуазии диктатурой пролетариата. И еще, пролетариат берет политическую власть, чтобы получить возможность преобразовать общество соответственно своим собственным интересам и нуждам. Отсюда и надо исходить.»

Никакой путаницы у профессора Попова по поводу связи политики и экономики я не нашел.

Сегодня трудящиеся живут в такую эпоху, что им нужно будет одновременно модернизировать экономический базис общества и политическую надстройку. Это вполне решаемая сегодня задача.

Всякие споры догматиков-коммунистов о том, что сегодня вначале нужно изменять в обществе – политическую надстройку или экономический базис?, напоминает спор схоластиков о том, кто появился вначале на свет – курица или яйцо?

Один нюанс, который демонстрирует и Ваше непонимание вопроса. Если экономический базис можно и даже нужно модернизировать, то политическую надстройку трудящиеся должны заменить. То есть разрушить буржуазный и создать собственный, пролетарский. О том говорят все классики, начиная с Манифеста. Ибо буржуазная надстройка приноровлена к задачам эксплуатации и угнетения трудящихся, а пролетарская - к задачам полного их освобождения от всякого гнета и эксплуатации. Для этого трудящиеся "...должны разрушить все, что до сих пор охраняло и обеспечивало частную собственность" ("Манифест КП"). Кто этого не понимает или не желает признавать, тот выхолащивает марксизм, кастрирует его. Не знаю насчет куриц, но без собственной политической власти трудящимся никогда не создать социалистический экономический базис. Сейчас как раз буржуазия и дурачит людей всякими модернизациями и реформациями государственных структур. То рассадит депутатов слева направо, то наоборот, но... власть из своих рук не упустит ни в том, ни в другом,ни в каком ином случае. По поводу того, что я "учу" профессора. Во-первых. С каких пор авторитет стал критерием истины? Во-вторых, для справки: Галилея когда-то к костру приговаривали именно официозные профессора того времени. Так что Ваш "довод" не просто сомнителен, но откровенно порочен.

Ну М. В. поправит если что!

На данном 22 съезде, было насколько я помню из лекций, решение об отказе от Диктатуры Рабочего класса, и на данном основании заявлено об отказе от классовой борьбы. То есть номенклатура решила что хватит бездельников и хапуг ловить, своих защищать будем!

Все братья и человеки!

Всё во имя Человека! М. В. Знает его, он признался, сам слышал - на лекции.

т. Сталин считал вопрос о Диктатуре Рабочего класса - этакой лакмусовой бумажкой коммунист, не коммунист!

Фактический отказ от классовой борьбы на съезде был отказом от коммунистической идеологии, соответственно и вывод, реакционный антикоммунистический съезд!

Романову Е.А. Как это понять "На данном 22 Съезде, насколько я помню из лекций, решение об отказе от диктатуры рабочего класс, и на данном основании заявлено об отказе от классовой борьбы. То есть номенклатура решила что хватит бездельников и хапуг ловить, своих защищать будем!" Номенклатура это кто? Бездельники и хапуги это кто? Свои это кто? А как Вы понимаете фактический отказ от классовой борьбы на съезде в чем он выражался? и почему от коммунистической, а не от иной идеологии? Ваши комментарии добавили еще вопросы. Если не трудно ответьте. Спасибо.

Предлагаю просмотреть ролик в котором все ответы.

http://www.youtube.com/watch?v=exSVQofAa2w&list=PLA7fOvwFVwW5I0zoR1_I5J8E3nnTJQL_0&index=19

Там целый плейлист думаю будет интересно.

Мне интересно, что автор думает о теории Михаила Восленского, который высказывает противоположную точку зрения:

"Наш учитель физики в школе советовал всегда проверять решение физической задачи путем прикидки: разумен полученный ответ или нет? Проверим но этому методу наши выводы и в данном случае. Какая система была в России при Николае II? Феодальная. А через 8 месяцев после его отречения? Та же самая: так быстро социальные системы не меняются. Какая система сменяет феодальную? Капиталистическая. Боролись большевики за победу капитализма? Наоборот, они боролись за поражение капитализма. Значит, большевики боролись объективно за сохранение феодальной системы? Выходит так. Победили большевики в этой борьбе? Победили. Значит,обоснованно предположение, что при большевиках феодальная система сохранилась? Да. Какая система, по советской идеологии, должна прийти на смену капитализму? После краткого переходного периода диктатуры пролетариата — реальный социализм как длительная эпоха истории. Предусматривает учение Маркса установление такой формации? Нет. А создание «общенародного государства» после диктатуры пролетариата? Тоже нет. Значит, советская пропаганда молчаливо признает, что в итоге Октябрьской революции возникли общество и государство, противоречащие предсказаниям Маркса? Выходит так. Можно высказать гипотезу, что за этими названиями скрывается другой — или феодальный, или капиталистический — строй? Можно. Какой формой принуждения характеризуются феодализм и капитализм? Феодализм — внеэкономическим принуждением, капитализм — экономическим. А какое принуждение существует при реальном социализме? Внеэкономическое, как при феодализме. Значит, возможно, что за реальным социализмом скрывается скорее всего феодализм? Получается так. Но ведь «профессиональные революционеры» Ленина не ставили себе сознательно задачу цементировать феодальные структуры? Нет. А ставили себе люди в прошедшие века сознательно задачу создать или цементировать ту или иную формацию? Тоже нет. Значит, отсутствие осознанной цели поддержать феодализм против развивающегося в стране капитализма еще не доказывает, что этого не было сделано? Не доказывает. А как надо было в этой ситуации поступить, чтобы поддержать феодализм? Устранить развивающийся капитализм. Поступили так большевики? Да. Но ведь при феодализме должен быть феодальный господствующий класс? Должен. Состоит он обязательно из рыцарей или помещиков? Да, если феодалы мало зависят от центральной власти. А если существует мощное централизованное государство, как в восточных деспотиях? Тогда господствующий класс состоит из правящих именем монарха бюрократов, которые эксплуатируют непосредственных производителей через аппарат государства. Какой класс правит в Советском Союзе и в других странах реального социализма? Класс политбюрократии — номенклатура, то есть тот класс, который логически и должен править при государственно-монополистическом феодализме? Да, именно тот. Логическая проверка показывает: всё сходится, ошибки в решении задачи не видно. Диктатура номенклатуры — это реакция феодальных структур, расшатанных капитализмом, но пытающихся спастись методом тотального огосударствления. «Реальный социализм» — это государственно-монополистический феодализм."

( Из книги "Номенклатура" Господствующий класс Советского Союза Издание второе, исправленное и дополненное Overseas Publications Interchange Ltd Лондон 1990)

"...Реальный социализм» — это государственно-монополистический феодализм..." Не знаю что думает Попов М.В., по этому поводу, ну а как по мне, то дурь несусветная, для идиотов.

Поддержу т. Мордовина, и дополню чуть чуть.

...Какая система была в России при Николае II? Феодальная. А через 8 месяцев после его отречения? Та же самая: так быстро социальные системы не меняются...

Тут Вы сами и привели ответ.

Автор проводит границу феодализм - капитализм вот тут царь батюшка а вот тут не царь и не батюшка - совсем. Смена ОЭФ не происходит на пустом месте или по границе. Насколько мы с Вами знаем из лекций Россия на период смены ОЭФ занимала 5 место в рейтинге мировых экономик! шло интенсивное развитие банковской сферы. То есть уже что то капиталистическое было, помнится в одном из фильмов ещё Петр 1 заводчиков гонял за плохое сукно и дырявые пушки. Что мешало капиталисту при Петре 1 и при Николе 2, самодурь самодержца чуть что и секир башка, ну и к февралю 17 капиталисты сказали хватит батюшку подвинули и поставили Керенского правь но с оглядкой а то мигом секир башка сделаем. Таким образом из всего выше сказанного можно сделать простой вывод, что момент фиксации и изменения ОЭФ это момент когда яблочко дозрело до нужной степени и его можно срывать - произошла смена одного правящего класса другим феодализма - капитализмом момент когда капитализм пришёл к власти и устанавливает свои правила устраивающие его, а не царя батюшку. Так что процесс смены ОЭФ это длительный предварительный период созревания общественных отношений до нужной кондиции заканчивающийся революционным сломом старых порядков. До февральской революции феодализм беременен капитализмом, но всё же феодализм, а после родов это уже капитализм без феодализма.

Хотел отметить, для использования товарищами: идеология ... система идей, выражающих экономические интересы господствующего ... класса.

25.02.2016 - 01:36 VA_Mordovin

"Хотел отметить, для использования товарищами: идеология ... система идей, выражающих экономические интересы господствующего ... класса".

У господствующего класса "господствующая идеология",а не вообще "идеология".

А угнетенного и эксплуатируемого класса своя революционная идеология.

Тогда так: Идеология класса - система идей выражающих экономические интересы класса.

«Критерием отнесения страны к той или иной общественно-экономической формации является наличие власти соответствующего этой формации на стадии ее наличного бытия правящего класса». = Профессор решил перегегельянить самого Гегеля, или своей косноязычностью подтвердить своей принадлежность к г.... нации?!

Накрапанное, до последних трёх абзацев, по историческому материализму было известно ещё школьникам Советского Союза. (За исключением лажи про якобы строющих коммунизм Китае, Вьетнаме...)

И главный вопрос: почему переродилась в СССР строящая коммунизм надстройка??? (И 1961 - это уже констатация факта, хотя возврат на правильный путь ещё был возможен до 1993; но....)

Похоже вы не усвоили даже курс советского садика