Резонанс
Лучшее
Обсуждаемое
-
-
+41
+
+

Размышления с "Красным ТВ". Часть 7. Пролетариат. Промежуточные итоги

ПОИСК МАТЕРИАЛОВ
Установите Flash Player и/или разрешите в браузере JavaScript, чтобы включить видео.
Опубликовано:  15.04.2015 - 13:15

Размышления с "Красным ТВ". Часть 7. Продолжение современного теоретического исследования: кого сегодня считать пролетариатом? Подводим первые промежуточные итоги.

Олег Двуреченский, историк, член Общественного Совета "Красного ТВ".

 

 

Добавить комментарий (всего 319)   ‹ Более старые

Прошло 3 месяца с последнего выпуска. Когда же будет следующее размышление? очень ждём! И будет ли оно вообще?

А для кого его продолжать, Надежда? Ни одного конструктивного комментария. Никто не хочет размышлять. Все и так "всё знают и понимают". Каждый кричит о некой "своей правде" и всё. И просмотров очень мало. Тема невостребована.

Для тех, кто придут когда-нибудь.

Ради комментаторов делать ничего не нужно. Это толпа одиночек, каждый со своей навязчивой идеей. Нужно делать для людей, которые в кружках самообразованием занимаются. Или будут заниматься.

А вы читали все комментарии? По вашему то замечание, что внесение критерия размера зарплаты "выбрасывает" из пролетариата высококвалифицированных рабочих и рабочих, своей борьбой выбивших себе лучшие условия, и то, что весь марксизм построен именно на Марксовом понимании пролетариата:

"Под «пролетарием» в экономическом смысле следует понимать исключительно наёмного рабочего, который производит и увеличивает «капитал»"

и ничего более. По вашему это неконструктивные замечания?

Вы же обличитель? Вы обличаете автора в ревизионизме и учите как надо. Потому как, вероятно, грамотнее всех, всё знаете. Так и продолжайте, зачем вам автор? Вы же это лучше делаете? Продолжайте, вам и эстафета в руки.

Ну я обличаю эту концепцию как ревизионистскую (не автора, а его концепцию) и указываю конкретно, в чем этот ревизионизм заключается по моему мнению. Но ведь я могу и ошибаться, я могу не видеть тех действительных причин, из которых исходит автор "ревизии". Или наоборот, автор мог не учесть тех данных, что предоставил я. Какая-то реакция, какой-то ответ должны же последовать? Автор мог ошибиться, я мог ошибиться, но истину мы же должны найти, или нет?

На 18-20 минуте Олег высказывает мысль, что для определения пролетариата нужно учитывать размер зарплаты в сравнении со стоимостью жизненных средств, необходимых для возобновления рабочей силы. Тут и кроется ошибка. Попытаюсь кратко ее проиллюстрировать.

Допустим мы посчитали, что для возобновления РС необходимо 50 т.р. в месяц по всей стране. Теперь вопрос: может ли существовать эта же капиталистическая страна, если в ней рабочие будут получать не меньше 50 т.р. в месяц? Ответ - может, если создают они значительно больше того, что получают. То есть страна, в которой каждый рабочий получает 100 т.р. в месяц по прежнему будет капиталистической, так как производить рабочие будут стоимости на 150-200 т.р. и эта неоплаченная прибавочная стоимость будет служить капиталу. Но по Олегу получится, что капитализм в такой стране есть, буржуазия (капиталисты) есть, а пролетариата... нет!

Дело в том, что пролетариат и буржуазия - не только антогонистические, но и взаимно обуславливающие друг друга классы. Не может существовать буржуазия без пролетариата - без тех, кто по сути и создает капитал. Именно так и определялся пролетариат классиками. То есть не может существовать капитализм без пролетариата и буржуазии. Сколько бы пролетариат не получал, он остается пролетариатом пока служит "господину капиталу", то есть пока приносит капиталисту прибавочную стоимость. Другое дело, что в погоне за прибылью цена рабочей силы падает до ее стоимости и даже ниже - но это относится уже к степени эксплуатации, но саму эксплуатацию не отменяет.

Теперь, если обратиться к классикам то станет ясно, что стоимость РС они определяли и с учетом сознательности рабочих и с учетом результатов их практической борьбы. То есть в стране, где рабочие получают 100 т.р., хотя стоимость необходимых им жизненных благ составляет 50 т.р., что-то должно заставлять капиталистов покупать РС выше, чем им безусловно хотелось бы. Что это за силы? Ими могут быть развитые рабочие профсоюзы и угроза организованных стачек рабочих. То есть в этой стране стоимость РС на самом деле равна 100 т.р., а не как нам бы хотелось 50, потому что фактор организованности рабочих входит в критерии, определяющие стоимость РС.

Таким образом, ошибка Олега в том, что он отрывает определение стоимости РС от некоторых действительно ее созидающих условий. Он пытается исходить не из реальных зарплат пролетариев (производительных наемных рабочих), которые по законам капитализма должны стремиться к стоимости, и которые в любой момент относительны и зависят от многих факторов, а из некоторого набора ограниченных "абсолютных факторов", которые по его мнению определяли бы стоимость РС. Вот и получается, что организованные рабочие, выбившие себе зарплату в 100 т.р., вдруг, по Олегу, перестали быть пролетариями.

То же самое касается и летчиков из примера Олега. Летчик в Сибири получает 20 т.р., а в Москве - 150 т.р., не потому, что сибиряк пролетарий, а москвич - нет, а потому, что в Москве стоимость рабочей силы летчика выше. Пролетариями они оба продолжают быть, так как оба являются наемными рабочими, увеличивающими капитал.

Freecoder пишет: «Сколько бы пролетариат не получал, он остается пролетариатом пока служит "господину капиталу"…». Это утверждение противоречит второму закону диалектики.

Пролетарий по мере повышения свой зарплаты может превратиться в рабочего-капиталиста. Количество перерастет в качество. Например, он своим трудом создает 100 тысяч рублей добавленной стоимости: 50 тыс рублей необходимой стоимости (зарплата) и 50 тыс рублей прибавочной стоимости (прибыль). Если наниматель ему начнет выплачивать 130 тыс рублей «зарплаты», то тем самым «пролетарий» будет получать не только всю созданную им добавленную стоимость, но к тому же еще и 30 тыс рублей прибавочной стоимости, созданной чужим трудом. А это уже капиталистический способ присвоения. Пролетарий превратился в данном случае в капиталиста-эксплуататора чужого труда, сам оставаясь наемным работником, т.е. наемным рабочим-капиталистом.

Таким путем создается прослойка рабочей аристократии или рабочих-капиталистов. Они выступают в трудовом коллективе за сохранения капиталистической системы. В классовой борьбе их нужно выявить и нейтрализовать. К таким наемным «пролетариям» в основном относятся директора и гендиректора предприятий.

"Сколько бы пролетариат не получал, он остается пролетариатом пока служит "господину капиталу", то есть пока приносит капиталисту прибавочную стоимость."

И чему конкретно противоречит это утверждение?

"Пролетарий по мере повышения свой зарплаты может превратиться в рабочего-капиталиста. Количество перерастет в качество."

Во-первых, нет в марксизме такого термина как "рабочий-капиталист", а во-вторых из того, что при любых изменениях некоторого количества оно обретает новое качество еще не следует, что это новое качество выходит за границы принятого определения. Например из того, что "полтора" больше "одного", еще не следует, что "полтора" перестало быть "меньше двух", как и "один".

Конечно рабочий, который получает больше стоимости своей РС абсолютно не то же самое, что рабочий, получающий меньше или в размере стоимости своей РС. Но с точки зрения классов капиталистического общества - они оба пролетарии, если являются производительными наемными рабочими, то есть если продают свою РС и приносят прибавочную стоимость капиталу. Это единственное условие капиталистического накопления. Рабочий создает стоимость большую, чем его РС и большую, чем он получает за ее продажу.

"Например, он своим трудом создает 100 тысяч рублей добавленной стоимости" "Если наниматель ему начнет выплачивать 130 тыс рублей «зарплаты», то тем самым «пролетарий» будет получать не только всю созданную им добавленную стоимость, но к тому же еще и 30 тыс рублей прибавочной стоимости, созданной чужим трудом."

Да, и тем самым он перестанет быть пролетарием. Не потому, что он стал получать 130 вместо 50, а потому, что он перестал быть эксплуатируемым, он перестал приносить капиталисту прибавочную стоимость, а наоборот, стал требовать расходов. То есть такой наемный рабочий перестал быть _производительным_ наемным рабочим, а значит и пролетарием. Что вы этим примером пытались доказать?

"Теперь, если обратиться к классикам то станет ясно, что стоимость РС они определяли и с учетом сознательности рабочих и с учетом результатов их практической борьбы." "фактор организованности рабочих входит в критерии, определяющие стоимость РС"

Эти утверждения очень спорны и рассматривать их как верные не следует. Тут я ошибся. Все же организованность рабочих влияет на цену РС, но стоимость ее от этого в общем случае меняться не должна.

"Таким образом, ошибка Олега в том, что он отрывает определение стоимости РС от некоторых действительно ее созидающих условий."

Здесь теперь нужно уточнить. Летчик получает больше, допустим, уборщика, потому что для управления самолетом нужно специальное образование и здоровый организм. То есть этот труд требует большей квалификации, значит и на воспроизводство рабочей силы тратится больше. Летчик в Москве получает больше, чем летчик в провинции в том числе потому, что жизнь в Москве дороже. Поэтому стоимость одной и той же РС в столице и в провинции может быть разной.

Однако, помимо стоимости РС, на зарплату влияют еще и рыночные колебания спроса/предложения, организованность рабочих (которая раньше ошибочно упомяналась как фактор стоимости РС) и другие факторы. Тем не менее, эти отклонения не имеют принципиального значения, так как все равно происходит эксплуатация наемного рабочего (что делает его пролетарием по Марксу), а по закону стоимости цена РС (зарплата) стремится принять величину реальной стоимости РС.

Приятно,что этот freecoder пытается руководствоваться трудами МЭЛС,старается употреблять понятия и определения в научном марксистском значении а не в самовольном или обывательском значениях, как это "принято" среди других пользователей. Я впервые вижу пользователя,который так вплотную приблизился к марксистскому определению пролетариев.Редчайший в инете случай- он охотно признался в своем ошибочном понимании. Даже не вериться,может он так охотно признался сам потому,что никто не указал ему на его ошибку, никто не критиковал его за это? А так,может,и он как все смертные инета стал бы в слепой ярости защищать свою ошибку как свое родное дите? Не знаю.

Очень хотелось бы посмотреть продолжение, поскольку вопрос остался открытым. Жду с нетерпением.