Резонанс
Лучшее
Обсуждаемое
-
-
+13
+
+

Религия и богатство

Опубликовано:  26.05.2013 - 21:28
Классификация:  Религия и общество 

Вениамин Давидсон,
кандидат физико-математических наук,
профессор.

Вероятно, во времена, когда произошло разделение труда, появились рабы, наемные пастухи, ремесленники и воины, появились и богатые люди, появились и сами понятия бедности и богатства. Во всяком случае, уже в Ветхом завете (4 – 5 тысяч лет тому назад) упоминаются как нищие, так и владельцы тысячных стад скота, а золото и серебро считаются мерой богатства. И неизбежно, немедленно, с появлением разделения людей на бедных и богатых, должны были возникнуть и размышления о том, откуда берутся богатства и справедливо ли накопление богатств у одних, при нищенстве других. Последний вопрос получил однозначное решение в раннехристианской этике. В евангелии от Матфея (6.19) читаем: «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут», – и далее (6.24), – «Не можете служить богу и мамоне (богатству)» (одновременно).

Происхождение богатства раскрывается в притче (25.27), в которой хозяин поучает нерадивого раба: «… надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, и я пришел получил бы мое с прибылью». Христу приписывается заповедь ( От Луки. 12.15) «…берегитесь любостяжания», и его же всем известное из различных евангелий поучение (например, от Матфея, 25.24): «… удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в царство божие». Апостолы, слушавшие это поучение Христа, как свидетельствуют евангелия, чрезвычайно изумились и говорили между собой: так кто же может спастись? Правда, Христос в назидание ученикам дал совет одному юноше (от Матфея, 19.21): «… пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за мною». Но вот беда (цитируем далее, там же, 19.22), «Услышав слово сие, юноша отошел с печалью, потому что у него было большое имение». Стало быть, – уже тогда, – две тысячи лет тому назад, возник вопрос, как примирить стремление к богатству и «спасение на небесах», куда вход богатым запрещен (ведь всякий понимает, что верблюду и стараться нечего в игольное ушко протиснуться). Так эта проблема и стоит перед христианством до наших дней.

В качестве примера того, как современным церковникам приходится вертеться, чтобы оправдать стремление стяжателей к обогащению, очень показательны некоторые материалы журнала «Эксперт» (Россия) №1 (833) 24.12.2012 года. Чтобы понять социальную нишу журнала, заметим, что реклама соответствующего телеканала «Эксперт» объявляет его «первым каналом русской буржуазии», а рецензируемый номер журнала посвящен месту религии в современном мире, с точки зрения, естественно, буржуазии.

Особый интерес представляет беседа журналистки Елены Борисовой с игуменом Филиппом, опубликованная в «Эксперте» под заголовком «Не оттолкнуть человека». Игумен – это монашеское звание. Филипп был пострижен в монахи в 1992 году в 35-летнем возрасте, после развала Советского Союза. Пикантность ситуации состоит в том, что будущий монах (в миру Симонов Вениамин Владимирович), ко времени пострижения, окончил Московский государственный университет и защитил кандидатскую диссертацию, к моменту же интервьюирования он – доктор экономических наук, (с благословения архиерея) директор департамента макроэкономического анализа и методологического обеспечения деятельности Счетной палаты Российской Федерации (!) и одновременно –заведующий кафедрой истории церкви исторического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова. Так что не вызывает сомнения квалификация игумена Филиппа, как в делах православного богословия, так и в экономической науке.

Тем более, интересно следующее заявление игумена Филиппа: «Думаю, что любой предприниматель, православный или не православный, понимает, что те дополнительные доходы, которые в марксизме называют прибавочной стоимостью, а далее – прибылью, получаются не вполне социально естественным путем (довольно заковыристо сказано – В.Д.), а являются результатом эксплуатации. А эксплуатация – это присвоение чужого труда. А присвоение чужого труда есть воровство». Насчет того, любой ли предприниматель отдает себе отчет, что ворует, оставим на совести Филиппа, но, по сути, возражать не приходится. Игумен пишет: «Сказано же: «не укради». А выходит – нарушение заповеди, грех». Где же выход? Филипп описывает психологию прежнего купца, перед которым возникают два варианта действий «для спасения». Первый вариант – отмолить грех (как красочно выражается за купца Филипп, «пойти лоб по церквам расшибать»). – Так ведь некогда – бизнес, времени нет. Ну, раз сам не может пойти «лоб расшибать», то – может построить церковь, в надежде, что кто-то его грехи отмолит. Либо – второй вариант: «тем, у кого украл, отдать. Хоть что-то (!)». В качестве примеров такого православного предпринимательства игумен приводит деятельность владельцев Прохоровской и Морозовской мануфактур на рубеже XIX-XX веков, которые строили приличные дома для рабочих, открывали столовые, медпункты, школы при фабриках. «И все это обустраивалось из кармана предпринимателя» – замечает доктор экономических наук игумен Филипп. Правда, в карман предпринимателя «дополнительные доходы» попадали, как мы помним, «не вполне социально естественным путем», но на то уж, видимо – воля божья. Кроме того, выбор то для православного предпринимателя свободен. Может отдать хоть что-то, а сколько будет это, – «хоть что-то», ведь остается самому решить. А можно и не отдавать, а вместо школы церковь воздвигнуть. А то и просто «лоб расшибить» – отмолить, – себе дешевле. Это сам православный предприниматель решит, как ему перед богом оправдаться за грех «не вполне социально естественного богатства».

Переходя к современности, игумен Филипп замечает, что нынешние предприниматели не только шибко грамотные, но и в богословии многие поднаторели. «Часть из них понимает, замечает игумен, что их прибавочная стоимость – это чужая украденная зарплата. Большинство сознает, что… с 1992 года (то есть, – с момента реставрации капитализма на землях Советского Союза – В.Д.) единственным источником первоначального накопления капитала были госбюджет и государственная собственность (попросту говоря, – беззастенчивое ограбление народа – В.Д.)». «Но, – горестно продолжает игумен, – если на рубеже девятнадцатого – двадцатого веков православный предприниматель манифестировал свою веру социальной активностью, то нынешний манифестирует ее душеспасительными беседами и участием в «православных мероприятиях». Он на молебен сходит, к патриарху сбегает на день рождения, за архиереем пойдет».

В этом месте беседы интервьюер Елена Борисова, желая, видимо, помочь Филиппу, говорит: «Строятся же церкви. Есть благотворительность». На что Филипп совершенно резонно отвечает: «Раньше были социальные структуры. А сейчас в Москве и Подмосковье не построено ни одной больницы вроде Первой Градской, в которой, как было сказано в ее уставе 1833 года, – «все бедные и неимущие обоего пола люди принимаемы и лечены будут безденежно, кроме достаток имеющих…» Не строят богадельни, никак не строят, – сокрушается Филипп, – А строят церковь на Рублевке. Золотом сияет (!)». (Рублевка – район проживания нынешней московской знати – В.Д.)

Сказанное Филиппом о России полностью, конечно можно отнести и к Украине. Можно было бы добавить, что не строятся и дома культуры с бесплатными кружками и коллективами самодеятельности для детей и взрослых, которые были при каждом заводе и колхозе и многое другое, что было при советской власти. Зато, церквей построено действительно много. Церкви представляют собой мощные организации, как численно, так и в финансовом отношении. Приведу некоторые данные по ежегодному отчету Госкомнацрелигий Украины за 2010 год: в Украине на первое января 2010 года (более поздними сведениями не располагаю) было 35184 религиозных организаций; монастырей – 439; духовных учебных заведений – 199; воскресных школ – 12758 (а им еще и светские школы нужны!); печатных СМИ – 388, плюс телеканалы, радиостанции и Интернет-сайты. Религиозные организации располагали 22787 культовыми сооружениями, и строилось их в 2010 году 2398 (для сравнения, количество средних общеобразовательных школ в Украине в 2013 году было 19900). В одном только Киеве было около тысячи церквей, и бывший мэр Черновецкий ставил целью «оснастить» церковью каждый квартал (!) города («в пределах пешеходной доступности»!). Только священнослужителей в 2010 году было 30516! – целая армия. А всю эту махину надо обслуживать кому то, и обслуживающим – платить. Только прокормление зарплатой священников требовало примерно полмиллиарда гривен в год.

На строительство и достойное оборудование больниц и детских садов денег не хватает (вспомним хотя бы несчастную больницу, которую на собранные по всей Украине народные деньги обещала построить жена Ющенко, да – ни больницы, ни денег). Прикиньте теперь, во что обошлось строительство десятков тысяч «культовых сооружений», если стоимость одной стандартной («модульной») церкви составляет около 40 млн. гривен, а по индивидуальному проекту – все 200 миллионов и больше. А во что обходится содержание религиозных телеканалов, типографий, редакций и прочего? На это – пожалуйста. Суммы особенно впечатляют, когда в газетах и на телевидении ежедневно раздаются вопли о помощи на лечение детей, больных раковыми заболеваниями. Нам будут рассказывать сказки, что это деньги не бюджетные. Но, во-первых, точно известно, что часть денег – бюджетные, а во-вторых, даже если и пожертвованы деньги миллионерами и миллиардерами, то все равно это кровные народные деньги, потому как из воздуха они не возникают, а «получены не вполне социально естественным путем». Впрочем, известно, что и не с миллионеров, а с пенсионеров кое-кто не забывает драть «десятину», и за посредничество перед богом брать, и за рождение, и за смерть. Но правящие классы готовы раскошелиться: у них в лице церквей имеется государственный, по существу, институт, которому вручено «духовное воспитание народа», и о котором они так «пекутся». Народу рекомендуется: «Взгляните на птиц небесных: они не сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и отец наш небесный питает их. Вы не гораздо лучше их?» (Матфей, 6.25) и «…не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело – одежды?» (Там же, 6.24) – это для народа. Но как же все-таки быть православным предпринимателям? Им что делать-то? – спрашивает отца Филиппа Елена Борисова. На что игумен говорит: «Что я могу ответить, помимо Христовых слов: «Продай свое имение и раздай нищим, возьми крест свой и следуй за мною». А потом замечает: «Разговоров много, а делают – единицы». Не знаю, как Вы – читатель, а я даже о таких единицах не слышу. Храмы, конечно, строят, не забывая при этом приобрести пару океанских яхт и самолетов в личное пользование или прикупить островок в Средиземном море, на котором оборудовать для себя земной рай, не дожидаясь небесного. Что кому больше нравится. О благотворительности Филипп, например, так рассуждает: «Веди детский дом, пока есть на это средства. Их тоже ведь господь дает». Правда, поди – разберись: в цитате, приведенной мною в начале статьи, Филипп утверждает, что доходы предпринимателя (прибавочная стоимость или прибыль, как больше нравится Филиппу) – получаются «не вполне социально естественным путем», путем эксплуатации чужого труда, и даже обзывает их воровством, а тут говорит, что их господь дает. Как видно, действует раздвоение личности. В первом случае доктор экономических наук Вениамин Симонов пересиливает игумена Филиппа, а во втором – наоборот. Чего не бывает на белом свете!

Впрочем, нельзя не сказать, что и Священное писание оставляет для богатых лазейку в райские кущи. На недоумение учеников – как же богатому спастись, Христос отвечает (Матфей, 19.26): «…человекам это невозможно, богу же все возможно». Здесь, как говорится, ни прибавить, ни убавить. Довод в религии обычный – непробиваемый.

Добавить комментарий (всего 5)

На рабочего человека ложится такая уйма дармоедов, что ему просто не вынести такой нагрузки.И быть рабочему вечно за чертой бедности.Правдо у рабочего есть перспектива папасть в рай???

Здравствуйте, Питер. У служителей бога есть чему поучиться пролетариям. Они умеют объединяться, выбирать управление, без которого не продержаться никакой организации (поэтому у пролетариев нет организаций - они не любят и не уважают управление), придерживаться своего этикета определённого, соблюдать старшинство, просить с постоянством, строить недвижимость для общего пользования, соблюдать режим дня, постоянно трудиться, имеют вести

ПИТЕР, рай на земле намного реальнее, чем рай религиозный. Ведь его человечество может построить своими силами. И все потом будут пользоваться его плодами. А рай, который нам обещают различные религии, он абстрактный, не подтвержденный и зависит лишь от того, что человек всю жизнь будет кланяться, просить, вымаливать на коленях, почитать царей, попов, буржуев... Во всех религиях, которые на словах говорят о "равности всех перед богом", на деле используется классовая мораль, навязываемая теми же царями, ханами, президентами при помощи их друзей: попов, мулл, раввинов и т.д. Реально ситуацию изменить можно только в том случае, если народ возьмет власть в свое управление и сможет удержать её. Вот тогда и будет этот многообещающий рай.

А этот при званиях,которые на пол страницы ни сказал????,вот все помнит из Евангелия ,а только одно умалчивает ,слова Христа : я ни звал никого служить мне.И то что Бог ни сотворил казначейство ,тоже умалчивает и то что их православную основали католики в 30о году, и льготами установленными Римским императоров используют до сих пор, и они до сих пор подчиняются кардиналу Ватикана.У них такая голова мозги ,что важно они ни говорят.Что то у меня сомнения в правдивости этого представляемую особу.Есть у меня сомнения в их честности. Они по сути вербовщики к сатане и сами они сатане.Рим сразу понял ,что Христос Спаситель им прибавочная стоимость.

You should also check between the toes to make sure there's no cracking or that the skin is not starting to turn white. They red bottom heels for cheap are masters of disguise when they need to red bottom shoes for cheap create a false bottom on a box for sawing someone in half. A sure tip off to a knock off brand is if the bricks are in non standard colors like drab green,bright purple,or camo. Spring and summers passion for pale and interesting clothing has extended to footwear,with nude red bottom shoes becoming the newest,red bottom high heels most sought-after shade. Diaz may be known to take a few fashion risks--some of which have paid off,like when she wore Stella McCartney's polka dot and sheer Lucia dress.

Three: Protect your family from multiple dangers - Did you know that intruder systems these days can protect your family from intruders,but also from other dangers? Modern women are partial towards vintage and retro dresses as they lend a really classy look to your closet and there are so many retro dresses to choose from! If your have any christian louboutin shoes cheap close person who loves photography,this cup would be a great gift to show how much you care about him/her and how sweat you are. They will red sole shoes be delighted to go over the specifications with you and help you to create the ideal personalized product that meets your requirements to the very last detail.

www.neckshoes.com www.solveshoes.com www.monthshoes.com