Резонанс
Лучшее
Обсуждаемое
-
-
+7
+
+

РПЦ против музеев. Осада Рязанского Кремля.

ПОИСК МАТЕРИАЛОВ
Установите Flash Player и/или разрешите в браузере JavaScript, чтобы включить видео.
Опубликовано:  15.12.2010 - 00:01

Недавно принятый закон «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения» — лишь легальное оформление давней практики РПЦ по захвату историко-культурных ценностей. Экспансия церкви при попустительстве или поддержке государства осуществлялась и до принятия закона, ведь православие вновь, как во времена самодержавия, востребовано властью в качестве духовной пищи бедных и безграмотных, а институт РПЦ - в качестве органа идеологического контроля.

Введение предмета «Основы православной культуры» в школах, попытки давления православных иерархов на представителей науки и искусства — все это части единого процесса целенаправленного уничтожения культуры. В этой же логике ведется и разрушение светских музеев. Ярчайшее доказательство этого — пятилетняя история противостояния музея «Рязанский кремль» и РПЦ.

С 2006 г. федеральные власти при содействии областного правительства по просьбе РПЦ пытаются выселить Рязанский историко-архитектурный музей-заповедник за пределы Рязанского кремля и передать всю его территорию и 20 историко-архитектурных памятников местной епархии под резиденцию архиерея и епархиальный музей.

*

Летом 2007 г., уступая давлению сверху и пытаясь найти компромиссное решение, музей передал епархии «добровольно-принудительно» пять памятников Кремля, в т.ч. три собора и колокольню.

*

В декабре 2007 г. глава Роскультуры М. Швыдкой уволил директора музея Л.Д. Максимову за отказ «добровольно» передать епархии главный экспозиционный корпус музея — Дворец Олега.

*

В апреле 2008 г. Роскультура назначает нового директора музея Г. Соколову, которая втайне от коллектива музея подписывает акт о передаче епархии части Дворца Олега и уходит на повышение в областную администрацию. Музей был вынужден демонтировать экспозицию и 3 выставки на площади 500 кв. м.

*

Весной 2010 года была принята концепция, согласно которой музей все-таки остается в кремле. Однако уже в мае Министерство культуры проводит совещание, на котором принимается решение о возможности передачи в ведение епархии Архангельского собора вопреки утвержденной концепции. Воспользовавшись ситуацией, архиепископ Павел летом заявляет свои претензии на Архангельский собор вместе с находящейся в нем экспозицией древнерусского искусства. Во избежание такой ситуации музей демонтировал и эту экспозицию.

О том, что такое историко-архитектурный музей-заповедник Рязанский кремль, как происходит рейдерский захват этого памятника церковью, смотрите в фильме, снятом Красным ТВ совместно с журналом «Скепсис», «РПЦ против музеев: осада Рязанского кремля».

Добавить комментарий (всего 12)

Согласно секретному докладу посла США в Москве Джона Байерли, который обнародован WikiLeaks, американский дипломат имел 28 января 2010 года беседу с главой Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата (ОВЦС МП) митрополитом Волоколамским Иларионом. На основании этой беседы посол сделал некоторые заметки и вместе со своими выводами отправил каблограммой в США.

Байерли сообщает, что архиепископ признал, что Русская православная церковь (РПЦ) стремится расширить свое присутствие в обществе и поддерживает текущую государственную политику, включая "управляемую демократию", признавая огромный разрыв между учением церкви и повседневной жизнью большинства россиян.

По его мнению, РПЦ путает авторитаризм со стабильностью и считает, что русскому народу нужна сильная рука стабильного руководителя, там убеждены, что в России никогда не получится заставить власть быть ответственной за свою политику.

Иларион заявил послу, что РПЦ увеличивает количество публичных заявлений в своих интересах, расширяя влияние, прежде всего в светские области общества, такие, например, как детское образование. Он отметил, что Церковь через Патриарха Кирилла может оказывать влияние на основные события в России, включая политические. РПЦ уже играет важную роль и в отношениях России с другими странами.

Американский посол пишет, что РПЦ (это "государство в государстве") теперь является в России более политической единицей, нежели богословской и приводит свои заметки относительно участия РПЦ в "церковной дипломатии" в Украине и Грузии, где она усиливает связи с православными церквями.

Байерли также описывает несоответствие заявлений и действий Русской Православной Церкви относительно других вероисповеданий в России. Он пересказывает слова митрополита Илариона, который заявил, что РПЦ не хочет никакой дискриминации, но "различие между традиционными и нетрадиционными религиями уходит корнями в наше далекое прошлое". Но, добавил митрополит, "некоторые слои" внутри РПЦ могут выражать более нетерпимые взгляды и есть пределы, за которыми лидеры церкви не могут им воспрепятствовать.

Что касается вмешательства Церкви в управление государством, то митрополит Иларион пояснил американскому дипломату, что главной ролью РПЦ он видит пропаганду официальной политики правительства.

Кроме того, тезис "управляемой демократии" очень близок РПЦ и нравится ей. Глава ОВЦС МП сказал, что "наша демократия не должна копировать американскую", а принимая во внимание культуру и историю России, это, скорее, должна быть форма "управляемой демократии".

Посол США в Москве разъясняет своему руководству, что в этом случае РПЦ почти цитирует план "Единой России", а митрополит Иларион путает авторитаризм со стабильностью, отмечая, что "русским всегда нравилось иметь стабильную и сильную фигуру наверху". Руководитель ОВЦС МП критикует эксперименты с демократией середины 90-х, называет выборы 1996 года "катастрофой", при которых страна оказалась парализована непривлекательным выбором между Ельциным, Зюгановым и Жириновским.

Относительно того, может ли Россия стремиться в будущем к такому порядку, где люди заставляют собственное правительство быть ответственными за политику, митрополит Иларион сказал, что это "теоретически возможно, но на практике никогда не работает", переводит депешу американского посла "Русский репортер".

Как пишет Байерли, РПЦ достигла многого в сфере социального и политического лидерства, но отсутствие ее влияния на повседневную жизнь большинства людей привело к перекосу роли РПЦ в сторону политической.

"Мы должны преодолеть культурные и психологические барьеры, отделяющие религиозную и светскую жизнь в России", - цитирует он слова митрополита, который считает, что лучшей формой для достижения этой цели является образование.

Уверенный рост РПЦ и открытые признания, что они собираются проникнуть во все аспекты российского общества, - факты, не могущие не вызывать тревогу, комментирует посол итоги своей беседы с митрополитом Волоколамским. Но у русских людей после пережитых десятилетий морального банкротства с период социализма и после катастрофических изменении постсоветского периода появилось ощущение, что они окружены пустыми ценностями и цинизмом, что привело их к соответствующему духовному голоду, анализирует Джон Байерли.

И он делает вывод, что если РПЦ стремится заполнить эту пустоту, то США должны быть готовы не закрывать на это глаза и дать понять, что христианские ценности должны применяться и к неправославным верующим.

В связи с публикацией этих документов на WikiLeaks стоит напомнить, что данный сайт ранее обнародовал секретный доклад предыдущего американского посла США в России Уильяма Бернса, который он послал в США по итогам своей встречи с нынешним Патриархом Московским и всея Руси, а тогда еще митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом. Встреча эта состоялась в апреле 2008 года и обсуждались на ней вопросы отношений Украины и НАТО, признание Косово и перспективы президента Медведева.

Тогда Кирилл заявил по поводу натовских амбиций Киева, что Украина еще "не готова", членство в Альянсе может расколоть население страны и вызвать суматоху в Восточной Европе. Кирилл также раскритиковал решение признать независимость Косово.

Как писал посол Бернс, во время той встречи митрополит Кирилл был озабочен, как обычно, тем, что по его мнению, на Западе слишком много внимания уделяется индивидуальному и подчеркнул необходимость гармонизировать традиционные права человека с "моралью и этикой".

Как заявил митрополит Кирилл, экономический прогресс оказался для России палкой о двух концах: пришел рост благосостояния, но вместе с ним россияне "потеряли что-то". Однако он выказал оптимизм относительно перспектив для России при Дмитрии Медведеве, отметив, что глубокая бедность в стране станет одной из главных задач, с которыми столкнется новый президент.

А бедность, сказал тогда митрополит Кирилл, является следствием и побочным эффектом коррупции и бюрократизма, которые в свою очередь являются "камнем преткновения" в развитии России.

10 декабря 2010 г. http://www.newsru.com/religy/10dec2010/wikileaks_ilarion.html

Вы заводили бизнес в нашей стране.а бизнеса свои законы.Если вам не чем оплачивать - это ваши проблемы .Вы заявили о себе как бизнесменах оплачивайте как все граждане ,мы не можем по бедности государства содержать музеи.Вы знаете ,вы грамотные из работ Вл.Ил. Ленина : капиталист не уступает рынку.Государство в рынке. И никаких уступок ни кому не должно быть - это капитализм.

Общество не с вами и у вас ничего не будет получаться.А только глупость,какаю мы вчера видели на эконом. форуме.Пористый бетон - патент .А патент на бетон вы выкупили? Изобретение улучшает или ухудшает состав бетона - и даже на это дают патент? Вы глупость Советским гражданам капиталисты.Вы решили прожить без обществ аи все равно мыть свои халупы зовете общество. Вы лентяи, которые не хотели работать на СССР ,а СССР большое общество не хочет вам давать изобретения.

РПЦ занимается бизнесом - с каких пор капиталист называет счет для пожертвований?Вы Христу дали срам - он у вас БОГ торговли - везде поете : торгом кормимся .Иди прокормись.У нас очень бедное государство и мы настаиваем ,чтобы многие учреждение перешли на самофинансирование,а в государственной дотации остались только Мин образование,Мин Здрав и армия.такая демократия.Мы не будем никого содержать - у бизнеса свои правила.Никто ни кому не должен.Капитал знаете ли.Даже в помощи бизнесменам мы имеем права отказать в помощи ,ибо не всякий гражданин получает помощь.И налоги не забудьте оплатить.

А ведь как трогательно вместе громили в свое время Советскую власть. Я не знаю как вели себя участники интервью, я об интеллигенции в общем. В связи с этим, хотелось бы услышать как они сейчас, в свете творимых в стране его препохабием Капиталом бесчинств, оценивают советское прошлое. Изменились ли их оценки. Понятно, что КТВ не институт, но не могли ли бы вы найти сведущих в этом деле людей. Интересно узнать как менялись представления различных слоев интеллигенции за прошедшие годы. Если они менялись, конечно. А если не менялись, то тоже почему.

А. В. Бузгалин коротко высказался на данную тему в этом материале http://krasnoe.tv/node/7512

По поводу интеллигенции возможно отметить, что их деятельность связана с отраслями не являющимися жизненно необходимыми для выживания системы. Любые их выступления могут закончиться увольнением, и никто не будет сожалеть. Учитывая достаточно высокую численность образованных кадров доставшихся в наследство от СССР, таковых всегда возможно заменить другими, формально сохраняя штат в прежней численности. В большинстве они понимают, что предают интересы своего народа. Однако, для психологической защиты в их мозгах складываются самые разнообразные и изощренные псевдологические построения, для оправдания своего бездействия. Некоторые могут смотреть правде в глаза, но не могут потерять все, что у них осталось – работу, ведь за стенами научного учреждения они никому не нужны. Время массового бегства научных кадров в банки и инвест. компании – прошло. Сегодня их ждет в основном баранка такси или прилавок магазина и.т.п. Если руководство научного учреждения занимает радикально – антинародную позицию, то они с нескрываемой трусостью опускают глаза «что я могу сделать, меня же уволят». В их среде ни о какой взаимопомощи и речи нет, все друг друга потихоньку ненавидят, гранты и хоз.договора за 20 лет сделали свое дело. В добавку, уже пять лет в науч.учреждениях проводятся регулярные чистки «по новым квалификационным характеристикам» и сотрудники втягиваются в процесс пожирания друг друга – дабы оптимизировать расходы. Под эту лавочку увольняют в основном неблагонадежных, которые открыто вступают в противоборство с начальством. Все это видят и принимают свое рабское положение как неизбежность «у меня ведь семья». Также сработала замануха с временным повышением зарплат в 2007-2008 гг. самые недалекие набрали кредитов и ипотеки. На данный момент зарплаты вернули на место, а ипотеки остались. Страх, подавленность и полит. инфантилизм – вот их психологический портрет сегодня. Подробнее можете прочитать здесь, в комментариях Надеюсь, Вам это поможет отчасти прояснить ситуацию - http://bnkomi.ru/data/news/1913/.

Отличный фильм! Спасибо Красному ТВ и Скепсису! Вы на правильном пути, на пути науки и прогресса. Без этого мы окунемся в религиозную темень, погрузимся на дно богословских догм. И прежде всего в этом заинтерисованы те, чей смысл жизни - наживаться за счет народа. С ними и надо бороться!

Спасибо "Красному ТВ", хороший фильм. Такие информматериалы очень нужны. Но, думается, такие фильмы должны быть по времени короче. Максимум 15-20 мин. Их можно будет показывать на уроках, на лекциях и т.п. А 45 мин. выкроить на лекции для просмотра такого фильма весьма сложно. Индивидуально же смотреть и слушать 45 мин. такой материал, вряд ли будут. Или другой вариант. На базе этих фильмов делать короткие видеоматериалы для широкого показа. С уважением и благодарностью за ваше подвижничество. Вместе победим!

Рязанский педагог и краевед Александр Бабий:

К слову, расскажу тем, кто еще совсем недавно активно участвовал в акции: «Рязанский кремль не для попов!» В искренности их защиты музейного комплекса я ничуточки не сомневаюсь. Досадно иное. Кому из участников-подписантов было известно о плане строительства в исторической, охраняемой музейной территории? По нему должен был осуществляться грандиозный проект. Гостиница для элиты, «Гостевая слобода» и «Экзотическое гостевое жилье»? Проект до умопомрачения эпатажный. Гостевое жилье (стоимостью от 24 000 до 50 000 долларов) должно было бы удивлять состоятельных туристов «экзотикой в виде русских печей с каминами! деревянной посудой, полатями и т.п.». Еще владыко Симон предупреждал о недопустимости подобной «туристической вакханалии на древнем, веками намоленом святом клочке Рязанской земли».

Вот и задумайся, читатель, о том, что вдруг опомнится общество и потребует ответить на ряд вопросов, вроде таких: почему на сегодняшний день ни за одним историческим памятником гражданской архитектуры не закреплена усадебная территория? Почему вина разрушения памятников перекладывается на «нерадивость застройщиков», хотя подлинные виновники очевидны? Куда исчезли с улицы Свободы дома, выстроенные в стиле «МОДЕРН»? Какой «жук-древоточец» в одночасье съел лиственничный сруб великолепного двухэтажного дома №71 по улице Свободы? Хотя этот дом предлагали музею-заповеднику взять себе для дальнейшего возведения на другой территории.

А что, если краеведы и защитники русской истории через суд спросят о причинах, допустивших на особо охраняемой территории музея-заповедника варварское разграбление здания областного общества охраны памятников истории и культуры? Из разгромленного здания исчез уникальный архив рукописей рязанских краеведов, фото- и кино-архив, книги и уникальные альбомы, личные дела на все исторические памятники, из сейфов унесены особо ценные документы. И что? Многое из похищенного было разбросано по склонам кремлевского вала, словно чудовищная насмешка дьявола ненависти к культуре и ее истории. Трудно поверить? Привыкните! Осталось совсем немного до печального расставания. Остановлюсь, поскольку можно безнадежно увязнуть в деталях рязанской смердяковщины. Налицо предательство тех, кто отоваривается неплохими зарплатами, кому по службе предписано блюсти интересы коренного народа.

Налицо разгул архитектурного мародерства и изощренного двуличия: говорят об интересах развития туризма, а подлинность историческая истребляется. Помяните, рязанцы, хотя бы курную избу, что до войны была перевезена из деревни Федоровка Захаровского района. Нет ее. Вышвырнули со второго музейного этажа!

Стоят дома-горемыки и ждут своего часа, как ждет печальной участи архитектурная городская изюминка, т.н. дом с бельведером. Но и он, думаю, обречен. Поскольку трап на пароходе поднят, швартовые отданы, осталось лишь капитану с громким именем ИСТОРИЯ отдать команду: «ПОЛНЫЙ ВПЕРЕД!»

Такая вот неприглядная изнанка "борьбы за рязанский кремль против клерикалов"... М-да. Если еще вспомнить скандалы, связанные с неизвестно куда пропавшими фантастическими суммами бюджетных средств, а также исчезновение ряда уникальных музейных экспонатов в некоторых российских музеях, то придется задуматься: от кого же надо спасать культуру и историю? От "жадных попов" или от "бескорыстных музейщиков"?

Культуру спасать надо безусловно от жадных попов. Они давно уже молятся золотому тельцу. Пройдет немного времени и они запросят от государства колоссальные суммы на реставрации икон, зданий и т.д. Проще говоря, наживаться с икон будут они, а реставрировать налогоплательщики.