Резонанс
Лучшее
Обсуждаемое
-
-
+16
+
+

Последний шедевр Рембрандта. Профессор Громов

ПОИСК МАТЕРИАЛОВ
Установите Flash Player и/или разрешите в браузере JavaScript, чтобы включить видео.
Опубликовано:  13.02.2017 - 12:46

О работе выдающегося художника Рембрандта «Возвращение блудного сына» рассказывает искусствовед, профессор Громов Николай Николаевич.

Добавить комментарий (всего 3)

0:45 "Возвращение блудного сына" написана им в возрасте 63 года.

1:50 Автопортрет в образе апостола Павла.

3:00 "Возвращение" писалась быстро, очень хрупкая краска. Дюрер "Блудный сын"

Блудный сын - из хорошей семьи, но не новозаветной, а современной; со свиньями около корыта, у свиней прав больше! Доски строений чуть подгнили, растратились. Всё очень здорово и многословно.

Ян Сандерс, Нидерланды, 1550 год. Веселые женщины, сводня (?) - неприятная, полупьяный бюргер, вводят ещё одного желающего приобщиться к блуду, потратиться на девушек.

По притче - отец разделил богатства между сыновьями, один пустил их в рост, а второй по ветру. Второй затем вернулся домой и был прощён. В век буржуазии притча работала: "Н ечего проматывать богатства отцов!".

Сандерс блудного сына не осуждает, дома всё равно встретят хорошо.

9:11 Санатор Розо.

Сильный мужчина, решительный; он молется о том, чтобы ночь была темна - он хочет выйти на большую дорогу, у него нет расскаяния, по большим дорогам ходят блудные сыны.

10:10 Барталамео Мурильо

Старик и собачка рады встрече, тут же несут из дома чистое бельё. Кто на заднем плане - не ясно, нет единства спектакля. Здесь нет серьёзного текста!

До уровня мышления Рембрандта здесь очень далеко, ведь нужно семь пядей во лбу!

12:00 Николая Лосев:

Женщина спрашивает - Это кто? А мужчина отвечает - Мой брат! Спектакль есть, но не столь сильно, как должно быть. Собака не узнаёт человека на коленях - принюхивается.

Художник Семирадский автор техники красок и теней, солнца через листву. Хорошая картина, но не более того.

13:00 Коржев

Личная, частная история, ведро с ковшиком, металл, ватник. Он не поднимается до всесенского разговора о блудном сыне.

14:00

Офорт Рембранта в 30 летнем возрасте, нет опыта ещё. Отец согнулся, сын болен. Художник ещё не готов к этой теме.

15:25 Быстрый рисунок, разговор с самим собой:

16:00 Собственно шедевр: Доказательство того, что сын клянчил, воровал: одежда его - рубище, сбиты башмаки, один свалился с ноги. Грязные ноги прошедшие много дорог, эти ноги в трещинах, истраченные ноги. Старик ощупыает сына не бодро и радостно, а в глубоких раздумьях, в руках отца есть тепло - положение рук, их размер, свет. Сын и отец молчат. Отец смотрит в сторону, его посетили размышления: вроде вычеркнул он сына из своего сердца, а оказалось, что не вычеркнул - вроде готов его принять, простить. Сын молчит, потому что ничего не понимает - его ноги привели в дом отчий, как он пришёл, сын и сам не знает (на автомате, исстрадался). Сын боится нарушить тишину - голова его как балбетка (заготовка для шляпы). Силуэт отца мягкий, одежда тёпло-красная, отец здесь - носитель тепла и добра. Человек с посохом - это не брат, а случайный странник, он сопереживает - у него в доме такая же история! Палка - посох путника, он просто шёл мимо, стал свидетелем сцены, его лицо повторяет переживание отца, история такая - у многих. Солдат: был обманут, пришёл с войны, маршальский жезл не нашел, печальный опыт страданий, плохо прорисован. Он тоже понимает - надо домой, надо домой... Служки - режисурра художника, задний план - угосание переживания... Первые переживания - самые сильные на первом плане, затем они разносятся туда - вглубь. Талантливо по режиссуре (компоновка) и актерству (художник передает - какие мышцы лица вступают в игру).

Возвращение на круги своя - всё возвращается... Но отец здесь не добренький, он размышляет о том, что богатство достигнутое трудом - это противоположность шального богатсва. Свадебный перстень, кольцо - родители вкладывают в них свою жизнь, свои рабочие дни (трудодни !) - всё по Марксу!

Хотя ему было и обидно (отцу), что половина накопления была профукана, но много жальче - не ценность, не накопления, а то жизнь человека (отца) была пренебрежена блудным сыном.

В картине говорится о вселенском законе возвращения на круги своя: кто-то был влюблён в школе, затем жизнь эту любовь отодвинула, но по прошествии лет человек вспоминает ту светлую удивительную любовь; другой открыл вращение Земли, его принудили замолчать, но он всё-таки возвращается к научной идее потом - всё-таки она вертится! Кто-то, что-то натворил, но пришёл к осознанию своего проступка, и приходит к осознанию того, что проступок его прощён.

Это удивительная картина! Рембранд - очень умён, этим он выделяется среди художников; у него также и дар человека - на века Рембранд останется.

Этот шедевр - его завещание нам - что можно сказать через картину.

Притча о возвращении грешника ( атеиста тоже ) к Богу. Но не только. Для отца собственность не то что не священна (не имеет святости то, что имеет цену), она ему безразлична. Хотя у Рембрандта чувствуется, что отец жалеет о потере. Но Рембрандт и не мог иначе: буржуазная эпоха - другие ценности. А вот если говорить о вечных ценностях, то блаженны нищие. Таков ещё один смысл притчи. Не зря у евангелиста Луки к этой притче примыкают ещё две - о богаче и Лазаре и о неверном управителе ( такой вот триптих), в которых собственность очень осуждается.

А возвращение на круги своя можно рассмотреть с такой вот стороны. Тезис - православие, антитезис - коммунизм, а дальше - синтез.

По работе Коржева Вода с ковшом в русских избах всегда стояла на какой то подставке- стуле сундучке табуретке как предмет уважения к ней и всегда у входа Любой гость мог даже без разрешения хозяина взять ковш и напиться Видимо трагизм ситуации еше в том что сын явился неожиданно и отцу от радости не было даже времени найти другой стул