комментариев:
|
«Возвышение и падение города Махагонни» Курт Вайль-Бертольт БрехтУстановите Flash Player и/или разрешите в браузере JavaScript, чтобы включить видео.
Опубликовано:
20.10.2010 - 22:54
Классификация:
Музыка
Брехт Бертольт
Rise and fall of the city of Mahagonny. Премьера 30.09.2010.
Постановка Королевского театра Мадрида Премьера оперы транслировалась в прямом эфире по французскому музыкальному телеканалу и в 127 кинотеатрах в разных странах. Королевский театр намерен привезти в 2011 году постановку в Москву на сцену Большого театра в рамках культурной составляющей программы "Года Россия-Испания". Как отметил художественный руководитель мадридского театра бельгиец Жерар Мортье (Gerard Mortier), опера Вайля, написанная в 1930-м году, современна не только для своего времени, но и для наших дней. "Это очень важная и поучительная опера, я бы даже сказал, политическая, в особенности ее конец, в котором нет ответа на поставленные вопросы, а есть только еще один вопрос. Она - отражение мира, в котором царит потребительство", - отметил он. Курт Вайль написал оперу в соавторстве с Бертольдом Брехтом в 1927-1930 годах (в 1927 году вышел первый, одноактный вариант, в 1930 году - вариант полноценной трехактной оперы), в разгар мирового экономического кризиса и в довольно сложный период истории Германии. Премьера оперы состоялась 9 марта 1930 года в Лейпциге и произвела фурор среди публики и критиков. Многие мелодии из оперы впоследствии стали популярными шлягерами, как, например, Alabama Song ("Well, show me the way to the next whiskey bar...", которую исполняли многие музыканты (например "Doors", Дэвид Боуи) (8:50 в этом ролике) Краткий сюжет оперы таков: троим заключенным удается бежать от полиции. Они попадают в пустыню, где основывают город Махагонни, главные ценности в котором - деньги и удовольствия. Единственное, что считается в городе преступлением, - бедность. Отсутствие денег карается смертью, что и происходит с одним из главных героев Джимми, которого приговаривают к смертной казни за то, что он остался без средств к существованию и не может выплатить долг. "Хотя многие считают, что "Махагонни" не опера, а мюзикл, как "Трехгрошовая опера", это не так. Это настоящая великая опера с очень сложной партитурой. Многие ее мелодии стали очень популярными, по-настоящему народными, хотя сама опера не очень известна широкой публике", - считает Мортье. Ему вторит музыкальный руководитель постановки испанец Пабло Эрас-Касадо, отметивший, что актеры мюзикла не могут петь такую оперу. "Здесь нужны настоящие оперные вагнерианские голоса, глубокие, драматические", - уточняет он. По словам Эрас-Касадо, окончательной версии оперы не существует, поэтому каждый постановщик должен решить сложную для себя задачу - где именно делать паузу, что брать, а что оставлять за рамками постановки и, в том числе, на каком языке петь певцам, поскольку есть вариант на немецком и на английском. Королевский театр выбрал английскую версию. "В оперном мире более 60 постановок "Махагонни", и каждая оригинальна и своеобразна", - добавляет Эрас-Касадо. По мнению музыкального руководителя, опера "Махагонни" очень сложна музыкально и композиционно, потому что "в ней 21 сцена, которые одновременно очень разумно соединены между собой, и в то же время каждая является отдельной самостоятельной мини-пьесой". Режиссеры-каталонцы Алекс Олле и Карлус Падрисса нашли весьма оригинальный вариант постановки, разместив жителей города Махагонни на мусорной свалке. "Мы несколько месяцев прожили в Шанхае и наблюдали за тем, как в этом городе с одними из самых высоких небоскребов в мире живут беднейшие слои населения. Это нас навело на мысль, что Махагонни по сути - город-призрак, город-свалка, где ничего не ценится, в особенности жизнь", - уточняет Олле. Главные партии в постановке поют известные оперные певцы американская сопрано Джейн Хеншель (Jane Henschel, Леокадия), американский тенор Дональд Кааш (Donald Kaasch, Фатти), бас из Ямайки Уиллард Уайт (Willard White, Тринити Мосес), канадская меццо-сопрано Миша Брюггергосман (Measha Brueggergosman, Дженни Смит), немецкий тенор Михаэль Кёниг (Michael Konig, Джим Макинтайр). 64:00 - хорошее изображение идеалов "общества потребления" :)
...... 28 февраля 1933, на следующий день после поджога рейхстага, Брехт покинул Германию и поселился в Дании. В 1935 он был лишен немецкого гражданства. Брехт писал стихи и скетчи для антинацистских движений, в 1938-1941 создал четыре самые крупные свои пьесы - "Жизнь Галилея" (Leben des Galilei), "Мамаша Кураж" и ее дети (Mutter Courage und ihre Kinder), "Добрый человек из Сезуана" (Der gute Mensch von Sezuan) и "Господин Пунтила и его слуга Матти" (Herr Puntila und sein Knecht Matti). В 1940 нацисты вторглись в Данию, и Брехт был вынужден уехать в Швецию, а затем в Финляндию; в 1941 он через СССР уехал в США, где написал Кавказский меловой круг (Der kaukasische Kreidekreis, 1941) и еще две пьесы, а также работал над английской версией Галилея. Покинув Америку в ноябре 1947, писатель оказался в Цюрихе, где создал свое главное теоретическое произведение Малый органон (Kleines Organon, 1947) и последнюю завершенную пьесу Дни Коммуны (Die Tage der Commune, 1948-1949). В октябре 1948 он переехал в советский сектор Берлина, и 11 января 1949 там состоялась премьера Мамаши Кураж в его постановке, с женой Еленой Вайгель в заглавной роли. Тогда же они основали собственную труппу, «Берлинер Ансамбль», для которой Брехт адаптировал или поставил примерно двенадцать пьес. В марте 1954 коллектив получил статус государственного театра. Брехт всегда был спорной фигурой, особенно в расколотой Германии последних лет его жизни. В июне 1953, после беспорядков в Восточном Берлине его упрекали в лояльности режиму, и многие западногерманские театры бойкотировали его пьесы. В 1954 Брехт получил Ленинскую премию. Умер Брехт в Восточном Берлине 14 августа 1956.... Курт Юлиан Вайль (1900, Дессау, Германия — 1950, Нью-Йорк, США) — немецкий композитор. Родился в 1900 году, в семье Альберта Вайля, главного кантора синагоги в Дессау и автора литургической музыки. В 1918—1924 годах Вайль учился в Берлине, сначала у Ф. Коха и Энгельберта Хумпердинка, затем у Ферруччо Бузони и Филиппа Ярнаха. Раннее творчество Вайля находится под влиянием его учителей и Стравинского. В середине 1920-х годов Вайль, стремясь к социальной действенности своей музыки, сознательно упростил свой музыкальный язык, введя в него новые популярные идиомы, в том числе элементы джаза. В содружестве с драматургом Г. Кайзером создал ряд сочинений кантату «Новый Орфей» (1925), оперы «Протагонист» (1926) и «Царь фотографируется» (1928). В конце 1920-х годах познакомился с поэтом и драматургом Бертольдом Брехтом, что привело к длительному и плодотворному сотрудничеству. По сочинениям Брехта Вайль написал «Берлинский реквием» (1928), оперы «Трёхгрошовая опера» (1928), «Возвышение и падение города Махагонни» (1929), «Счастливый конец» (1929), балет с пением «Семь смертных грехов». В 1933 году эмигрировал из нацистской Германии в Париж, а в 1935 году — в США. Продолжал там активно работать в жанре музыкального театра и мюзикла. Дебютировал в Нью-Йорке библейской драмой «Путь обета» по либретто Ф. Верфеля (сочинена в 1935 г., поставлена М. Рейнхардтом в 1937 г.). За американский период жизни Вайль написал 10 мюзиклов. Некоторые мелодии Вайля, из которых наиболее популярна песня о Мэкки из «Трёхгрошовой оперы», стали джазовыми стандартами. Вайль — один из немногих композиторов, сумевших создать настоящий мост между «серьёзной» и «лёгкой» музыкой. Творчество Вайля также оказало большое влияние на развитие современного музыкального театра.
Добавить комментарий
(всего 0)
|