Резонанс
Лучшее
Обсуждаемое
-
-
+5
+
+

Советское общество: сущность, тенденции и противоречия развития

ПОИСК МАТЕРИАЛОВ
Установите Flash Player и/или разрешите в браузере JavaScript, чтобы включить видео.
Опубликовано:  16.06.2016 - 08:49
Классификация:  Мозаика  Москва  РОТ Фронт  РКРП  Россия 

27 мая 2016 года в Институте Философии РАН состоялось 198-е заседание ежемесячного открытого академического теоретического семинара «Марксовские чтения» (научный руководитель семинара, д.филос.н., проф. Д.Джохадзе). Тему: «Советское общество: сущность, тенденции и противоречия развития».

Докладчиком выступил Осин Роман Сергеевич – к.филос.н., преподаватель кафедры философии и истории МФПУ «Синергия».

Добавить комментарий (всего 12)

1-56 - "...это была попытка построить новую, принципиально новую общественно-экономическую систему отношений..."

Что дальше слушать от "коммуниста"? А вот что. Смотрим тему диссертации и содержание.

"Глава 2. п1. Советское общество как переходное от капитализма к социализму"

Роман Сергеевич и лекции, и в своей диссертации транслирует мантры гражданина Новикова, который в своих лекциях любит рассказывать про некое переходное общество. А что же такое социализм? И что это за Советское общество как переходное от капитализма к социализму? И что с ним дальше, с этим "Советским обществом", стало в социализме? И как ему, этому "Советскому обществу", жилось при капитализме? Когда кончилось одно общество и стало другое?

Похоже, Осин вырастает в "Бузгалин, vers. 2.0". Скоро позовут на радио КП, а зарубежные фонды предложат гранты...

Подскажите адрес, где гранты получить, а то что то пишут пишут про "гранты", а грантов не видать).

Касательно Бузгалина, то я лично считаю его одним из наиболее сильных современных экономистов (если брать в целом академический спектр), а также человека вовлекающего молодежь в науку, пропагандирующего марксизм, ставящего интересные проблемы перед исследователями, что можно оценивать только положительно. Позиции у нас различные по ряду вопросов (в том числе и принципиально различные) и мы не раз дискутировали их. Там где мы не согласны, мы честно об этом говорим и пишем и он, надо сказать, идет охотно на дискуссии, которые многие есть в записи. Посмотрите их, прежде чем писать подобные несуразицы. Не видеть разницы между моей позицией и позицией Бузгалина это значит либо не знать что говорит он и говорю я, либо умышленно навешивать ярлыки, дабы не думать над проблемой, а отделаться тем, что бы кого то "заклеймить".

Странные вопросы, с учетом того, что в самой лекции об этом сказано. Не знаю ни о каких "мантрах Новикова", а знаю о научном подходе марксизма-ленинизма, который применяет С.А. Новиков в анализе советского общества и вообще общества в целом. ЧТо наша с ним позиция похожа, так это не удивительно, мы все же в одной партии и в одной идеологической комиссии работаем, так что странно было бы если бы наши позиции были бы различны, хотя признаюсь, что советское общество вопрос, который и промеж нами дискутируется иногда. Теперь по существу. Социализм как низшая фаза коммунизма это общество, где господствует общественная собственность на средства производства, планирование развития народного хозяйства, распределение "по труду". ЧТо бы общественная собственность была реальной необходим во-первых экономический уровень обеспечивающий единство народного хозяйства. Это означает преодоление обособленности предприятий, ликвидацию тяжелых форм ручного труда и пр. Общественная собственность мыслима только как единый субъект, только при наличии такого единого субъекта возможно говорить о реальном обобществлении, реальном планировании и реальном учете и контроле, при раздробленном хозяйстве это не возможно. В политическом плане это советское государство, которое бы обеспечивало массовое вовлечение трудящихся в управление, ведь именно государство в социалистическом обществе является основным инструментом управления общественной собственностью, соответственно оно должно и выражать интересы этого общества, быть орудием в руках рабочего класса, а для этого должно не только представлять, но и непосредственно вовлекать рабочий класс и другие слои трудящихся к управлению. Это то как видел социализм Маркс и Ленин. Подробнее можно прочитать в "КРитике к Готской программе" и "Государстве и революции". Теперь о советском обществе как переходном. Начну с того, что ни одно общество почти никогда не предстает перед нами в чистом виде, тем более тогда, когда оно переживает период своего становления. Россия в начале 20 века была капиталистической и даже империалистической страной, но при этом переходный период от феодализма до конца завершен не был. НО кто сегодня скажет, что Россия не была капиталистической страной, это же абсурд. Точно также и с Советским Союзом. Безусловно, социализм в СССР был, никакого госкапа не было, как не было и "политаризма" и "мутантного социализма" и прочих эпитетов, которые клеют на советское общество некоторые современные (в том числе и уважаемые нами как, например, Бузгалин А.В.) исследователи. Но это не значит, что были полностью преодолены определенные черты переходного периода, что давало о себе знать как в экономической сфере (теневики, остатки товарности) и в политическом (подмена советов в хрущево-брежневском СССР партийным руководством, обособленная номенклатура и пр.). Иной вопрос, что эти явления социализм и остатки переходности сосуществовали и боролись между собой, в период правления Ленина-Сталина доминировала социалистическая и коммунистическая тенденция, после стала доминировать реставраторская тенденция. Об этом обо всем в докладе я говорил, тут повторяться не вижу смысла. При капитализме СССР не жил, так как капитализм существовал лишь в виде тенденции, в целом основы социализма были построены. А капиталистическая реставрация произошла с 1985 по 1991 годы. О том что стало с СССР при социализме и капитализме это надо слушать доклад, я четко говорил, что пока господствовала коммунистическая тенденция, то шел рост по всем направлениям, как стала господствовать товарно-рыночная (капиталистическая), так сразу пошел спад и в итоге падение.

Призываю комментаторов меньше разговаривать языком ярлыков и больше слушать то, что я говорил и анализировать явления диалектически, видеть противоречия.

Уважаемый Роман!

А что такое переходный период и какой это был строй? Капитализм или коммунизм (в его низшей фазе, называемой социализмом)? Социализм - это неполный коммунизм или нечто иное?

"Определенные черты переходного периода" в социализме - это что? Что такое "остатки переходности"? Может это капиталистический характер (тенденция) как отрицание коммунизма в самом коммунизме? Об этом нет ни слова. Где тут диалектический подход? Тут сплошная метафизика: переходный период, социализм, коммунизм... Говорить о диалектике как методе и понимать, применять ее (как метод) - разные вещи.

Что такое "период правления Ленина-Сталина"? Они были монархами?

Роман, если Ваша цель просто выступить перед аудиторией (показать себя), поспорить с мелкобуржуазным извратителем марксизма Бузгалиным и проч., то Ваше выступление вполне укладывается в контекст. Но лично я вижу в этом не научный социализм, а наукообразность. Похоже, но не то. На развитие марксизма-ленинизма увы не тянет.

С уважением.

Первое впечатление о позиции автора , а оно как правило бывает наиболее объективным, складывается из теории и практики последнего советского периода идеологической деятельности КПСС. Для того, чтобы позиция автора была более убедительной необходимо отмежеваться от практики которая в силу её несостоятельности должна стать предметом порочности требующей глубокого изучения с позиции марксизма.

К.Маркс, в известной работе "Критика Готской программы" отказывается от применения конкретного названия политических условий общества и государства переходного периода от капиталистического общества в коммунистическое общество. При этом особо отмечает, что государство этого периода должно быть ни чем иным, как государство революционной диктатуры пролетариата. Вождь российского пролетариата В.И. Ульянов (Ленин) строго придерживался этого же принципа. Советы, как форма государственной власти пролетариата возникла в России в результате его борьбы с самодержавием и буржуазией. Политическими условиями для переходного периода от капитализма к коммунизму,в виде социализма, как наиболее благоприятные для осуществления революционной диктатуры пролетариата, провозгласила РСДРП (б). Политические условия пролетарского социализма являются составной частью переходного периода советского государства осуществляющего революционную диктатуру пролетариата от капитализма к социализму.

В позиции автора, как и многих других отстаивающих наличие диктатуры пролетариата в СССР теоретические выводы подменяются практикой строительством государства переходного периода. В качестве примера можно сослаться на фазы строительства коммунизма. К. Маркс говоря о переходном периоде от капитализма к коммунизму наличие в нем изменений частного к общественному называл эти обстоятельства первой фазой строительства нового общественного строя. В унисон такому подходу при планировании электрификации, В.И. Ленин говорил "Коммунизм есть советская власть плюс электрификация всей страны". В котором обобщающее понятие коммунизма не есть основание для применения этого высказывания в теоретических дебатах. Под Коммунизмом понимаются более широкие явления нежели электрификация страны. На практике очевидно, что причиной гибели СССР является нарушение требований марксизма об обязательности переходного периода государства революционной диктатуры пролетариата. Ссылка на наличие формы государственной власти в виде Советов подтверждающей диктатуру пролетариата (рабочего класса) сама по себе не доказательственна. История знает Советы не только пролетарские, но и ассеровские, мелкобуржуазные. Для подтверждения революционной диктатуры пролетариата (рабочего класса) в СССР доказательств с 1936 года автором не приведено. На практике, конституция РСФСР 1937 года полностью отменяет законодательно закрепленную конституцией РСФСР 1925 года революционную диктатуру пролетариата. При обсуждении указанной темы нельзя обойти эти знаковые события противоречащие утверждению диктатуры пролетариата в РСФСР и СССР. Дискуссия не ради дискуссии. Коммунистическому движению необходима как воздух истина крушения надежды строительства коммунизма в СССР и мире.

Лекция Романа Осина о сущности советском обществе носит поверхностный характер. В ней нет фундаментального научного анализа советского общества и теоретических выводов.

Экономическая структура советского общества была двойственной. В нем был центр коммунизма и периферия капитализма, которой были трудовые коллективы предприятий. Именно наемный труд является родимым пятном капитализма в советском обществе.

Советский рабочий класс и его авангард не смогли преобразовать периферию капитализма в периферию коммунизма советского общества. Причиной тому стало недостаточный уровень развития производительных сил периферии общества. Косыгинские реформы были направлены на решение этой проблемы и при этом капиталистическими методами. Именно они стали рычагом развития капиталистической периферии советского общества, т.е. трудовых коллективов предприятия и организаций.

Сущность горбачевской перестройки состояла в преобразовании центра коммунизма советского общества в сегмент глобального центра капитализма, при сохранении периферии капитализма и ее сегментации в глобальный капитализм. Эта цель была достигнута. Было создано новых 15 сегментов центра и периферии глобального капитализма.

Прогрессивные силы в СССР в 1980-е гг. не сумели осуществить коммунистическую революции и превратить периферию капитализма в СССР в периферию коммунизма. Эту задачу должны решить современные трудящиеся постсоветских республик. Только они могут ее решить, а больше некому.

Не знаю, читает ли Р.Осин наши здешние комментарии или нет, однако, возможно дедушке на деревню, выскажу в его адрес пару важных замечаний.

Во-первых, надо не забывать, что главнейшей задачей социализма является обеспечение формационного перехода от капитализма к коммунизму. А это значит, что следует преодолеть «родимые пятна» капитализма. А «родимые пятна» капитализма – это разделение труда. А разделение труда – это товарная экономика. Чем можно преодолеть разделение труда? Только нетоварной экономикой.

При этом нетоварная экономика является экономикой коммунизма.

Что же получается в результате? В результате получается, что основа всех социалистических преобразований находится в плоскости экономики.

А вот вы, уважаемый представитель ученого мира современности, в своем докладе экономике социализма не уделили никакого внимания. Поэтому любые пояснения социализма на таком уровне не могут и не будут иметь какого-либо успеха. Хотелось бы, чтобы вы это для себя надлежаще уяснили.

Во-вторых, одним из компонентов разделения труда является структура расселения населения страны. От этого зависит разрешение преходящей в социализм основной проблемы капитализма – противоречия между капиталом и трудом.

Поэтому перед социализмом стоит одна из важнейших задач – создать творческий проект градостроительства и воплотить его в жизнь. Именно решение этого вопроса и будет контрольным пропуском в коммунизм.

При этом замечу, что эта проблема также имеет экономическую основу. И об этом также не следует забывать.

Не следует упускать с виду и то, что капиталистическое противоречие между капиталом и трудом (между развитием производительных сил и занятости трудом) не есть пороком данной формации, а результатом технического прогресса. Значит, это явление свойственно и высшей формации – коммунистической.

Только капитализм не способен его разрешить по своей шкурнической природе, а коммунизм не должен подобное упустить, поскольку оно всегда определяет время готовности вхождения в коммунизм.

Именно правильное расселение общества (например, сельского населения в районные центры или компактные благоустроенные жилые массивы)может надежно обеспечить соответствие между производственной базой и трудовыми ресурсами, что позволит систематически снижать занятость трудом посредством уменьшения сменности труда.

В принципе, именно на этом глобальном упущении и пострадал СССР.

Предлагаю вникнуть в эту проблему глубже самостоятельно.

Василий-1, на каком основании вы полагаете, что разделение труда есть недостаток капитализма, что товарная экономика есть плохо, что необходимо стремиться к преодолению разделения труда? Вы что, предлагаете перейти к натуральному хозяйству? Разделение труда есть достижение цивилизации и этап организации коллективного труда в обществе. При социализме будет рациональное разделение труда, а что будет при коммунизме это ни нам, ни нашим внукам не суждено увидеть. Поэтому разговоры на эту тему есть схоластика, результат ложного представления о коммунизме как фазах, попытка всунуть коммунистические принципы в социализм. У вас все вверх ногами, не коммунистические принципы внедряются в социализм, но коммунистические принципы вырастают из социализма. Спуститесь на землю, нам социализм строить надо, а не по-маниловски рассусоливать о коммунизме.

Не унижайте же себя до такого уровня. Своими здесь высказываниями вы полностью подтверждаете то, что я о вас недавно писал.

А если чисто по-человечески, то я, было, пытался поверить в вашу "эрудицию" и затеял дискуссию с вами, которая показала полную несостоятельность вашей научной подготовки, один детский лепет с выразительными признаками начетничества.

Р.Осин один из современных молодых ярких и ОБНАДЕЖИВАЮЩИХ марксистов коммунистов. У него есть ряд глубоких подходов к некоторым фундаментальным АКТУАЛЬНЫМ вопросам и явлениям теории и практики пролетарского ком движения.

Согласно МЭЛС,изучение и исследование идет от КОНКРЕТНОГО к ОБЩЕМУ, а понимание и изложение ЛЮБОГО чего-нибудь идет наоборот,от ОБЩЕГО к КОНКРЕТНОМУ. Так что любой человек ГЛАЗЕЯ на что-нибудь НЕ МОЖЕТ видеть этого что-нибудь,тем более понимать это что-нибудь,если у него нет предварительно ОБЩЕЕ понимание этого что-нибудь. Например,лежит на земле обычный кирпич, и на него глазеют люди. Чтобы не только глазеть на кирпич,но еще ВИДЕТЬ в нем кирпича надо знать ОБЩЕЕ - обобщенное знание о ДОМЕ,ЗДАНИИ,СООРУЖЕНИИ и т.д. А чтоб знать что такое ДОМ надо знать что такое ГНЕЗДО, НОРА,ЗЕМЛЯНКА,ГЛИНЯНЫЙ дом и т.д.и т.д.

Научно видеть и понимать ЛЮБОЙ общественно-исторический вопрос,например,что такое социализм,ВОЗМОЖНО только в ОБЩЕЙ рамке МАРКСИЗМА. Но сегодня в связи с УСПЕШНЫМ развитием социализма(1-Низшей фазы) к рубежам перехода на 2-фазу,марксизм ОТСТАЛ от практики,и теперь наш ОТСТАВШИЙ от практики марксизм ЛЮБОЙ вопрос и потому ВСЕ вопросы выражает искаженно и ВЕРХ НОГАМИ. Поэтому сегодня ЛЮБОЙ марксист,в том числе и Р.Осин,любой вопрос,в том числе и вопрос что такое социализм видит и понимает искаженно и верх ногами. Так что это не личный недостаток Осина,это сегодня присуще ЛЮБОМУ,значит,ВСЕМ марксистам коммунистам ВСЕГО мира,это ВЫРАЖЕНИЕ отставания научного марксистского понимания от им ВЫРАЖАЕМОГО -- от практики. Надо вооружиться тем же марксизмом,но теперь уже РАЗВИТЫМ на уровень требований современной практики на 2-Высшей заключительной фазе. Аминь!

plotnik73 (у)!

В теме "Феодальный катаклизм России" я обратился на ваш адрес от 14.06.2016, 12:32, со следующим текстом вопросов:

****** Вы, подобно заклинаниям, неутомимо здесь повторяете свои представления о коммунизме с отжившей 1-й фазой.

Но если вы уж проявляете завидную назойливость в навязывании читателям своей позиции, то не мешало бы хоть как-то ее пояснить, вдохнуть в нее доверие читателей.

Поэтому я предлагаю вам дать ответ на следующие конкретные вопросы:

1) что вы понимаете под 1-й фазой коммунизма?

2) что требуется для перехода во 2-ю фазу коммунизму?

3) в чем именно «марксизм, т.е. научное ВЫРАЖЕНИЕ ПРАКТИКИ пролетарского ком движения, ОТСТАЛ от практики на целую ДИАЛЕКТИЧЕСКУЮ голову»?

4) Раскройте в доступной форме для восприятия читателями сущность своего изречения: «Находящийся сегодня по уши ВЧЕРАШНЕГО уровня развития марксизм не способен удовлетворительно понять и объяснить социалистическую историю и сегодняшние условия пролетарской коммунистической практики».

Надеюсь, в вашем ответе решится судьба ваших идей! ******

Поскольку какое-то время вы не принимали участия в дискуссиях (отсутствовали) и, возможно, не смогли увидеть моих вопросов, я решил их повторить здесь, пользуясь вашим присутствием.

Прошу дать пояснение.