Резонанс
Лучшее
Обсуждаемое
-
-
+42
+
+

Экономика при социализме. "Беседы о коммунизме", №8

ПОИСК МАТЕРИАЛОВ
Установите Flash Player и/или разрешите в браузере JavaScript, чтобы включить видео.
Опубликовано:  05.11.2015 - 02:22

В чем отличие экономики при социализме от экономики при капитализме? Как на практике будет выглядеть упразднение деления общества на людей умственного и физического труда? 

Рассказывает Галко Виктор Иванович, кандидат экономических наук.

Ленинградское интернет-телевидение

 

Добавить комментарий (всего 47)   ‹ Более старые

ужас(((... комент излишен...

Итак, поставлен вопрос: "В чем отличие экономики при социализме от экономики при капитализме?".

Почему-то Виктор Иванович уклонился от прямого ответа, тогда как на лекциях Красной академии от преподавателей всегда слышен один ответ: при капитализме действует закон стоимости, при социализме действует закон потребительной стоимости.

А далее суждение Виктор Ивановича усложняется тем, что без функционирования закона потребительной стоимости раскрытые им тенденции коммунизации общества не возможны.

Нельзя упускать с виду, что в условиях социализма на первом месте стоит материальная заинтересованность каждого члена общества, хотя и ослабевающая по мере приближения ко второй фазе формации. Поэтому социалистическая экономика должна учитывать этот фактор как стимулирующий ее развитие.

Может ли этот вопрос решить экономика еще на этапе функционирования закона стоимости? Нет, по-коммунистически не может.

После Отечественной войны с 1948 по 1954 годы советская модель хозяйствования работы на конечный результат обеспечивала среднегодовые темпы роста товарной массы порядка 10%, что при неизменной численности в производственной сфере обеспечивало на 5-7% в год уменьшение себестоимости продукции, а в итоге снижение потребительских цен.

Однако этот процесс не мог обеспечивать высвобождение численности или уменьшение времени занятости трудом, поскольку еще следовал этап накопления материальных благ.

А когда в более поздние годы накопление благ начало характеризоваться высоким уровнем и пошло массовое высвобождение численности из материального производства, то в условиях действия закона стоимости этот процесс оказался экономически не контролируемым. Поскольку был взят курс на увеличения норм прибыли предприятий, существовавший принцип экономии затрат труда был крайне ослаблен, начала расти численность предприятий и организаций (ведь по-советски требовалось обеспечение всех трудом!), в результате чего образовался экономический застой с трагичными последствиями.

А если бы социалистическая экономика своевременно перешла на условия экономического закона потребительной стоимости, задачей которого является выявление экономии труда, то рост экономических достижений не был бы утерян. СССР уверенно продолжал бы двигаться по пути коммунистического строительства.

Надеюсь, что эти мои замечания найдут отклик и обсуждаемый вопрос получит развитие.

В своем предыдущем комментарии я изложил свои замечания по суждению Галко В.И. о том, что на основе сложившейся системы управления народным хозяйством сталинского периода можно было постепенно методом снижения затрат труда обеспечить рост свободного времени трудящихся. Этот критерий является одним из главных критериев развития общественного человека.

Я же полагаю, что этот вопрос можно надлежаще решить только путем перевода экономики из стоимостных отношений к потребительностоимостным отношениям, т.е. переходом от закона стоимости к закону потребительной стоимости.

Конечно же, Виктор Иванович мог глубже раскрыть обсуждаемый вопрос, увязать его с коммунистическим законом потребительной стоимости, однако явно проявил осмотрительность.

Обратимся к суждениям по данному вопросу ряда ученых:

1.1)Из сказанного следует, что теорией, объясняющей экономическую динамику, может и должна служить трудовая теория производства, распределения, обмена и потребления потребительных стоимостей. Ее в первоначальном виде еще Аристотель противопоставлял хрематистике, впоследствии она, сопровождая стоимостную теорию в качестве ее антипода-двойника, предоставила последней ее основу – принцип труда, а сама затем превратилась в субъективную концепцию полезности, лишившись трудовой основы и пытаясь собой заменить стоимость.

Ныне главная теоретическая и историческая задача состоит в том, чтобы вернуть теории потребительной стоимости ее трудовую основу, сделать ее основным содержанием политической экономии как всеобщей теории труда, и как социальной экономии, сохранив измерение затрат труда рабочим временем, а результатов – экономией времени. (В.Я.Ельмеев «Социальная экономия труда: общие основы политической экономии», 2007, С.399).

1.2)Главный же результат повышения производительной силы труда – это сокращение времени самого производительного труда, причем не необходимого в пользу прибавочного при длительном сохранении одной и той же продолжительности рабочего дня, а сокращение последнего до минимума. Этим создается возможность привлечь к жизнеобеспечивающему труду всю трудоспособную часть общества, исключить ситуацию, когда один общественный слой сбрасывает с себя и возлагает на другой общественный слой естественную необходимость труда. Тогда прибавочный труд рабочих масс перестает служить условием для развития всеобщего богатства, а не-труд немногих – условием для развития всеобщих сил человеческой головы (здесь ссылка на источник - Маркс К., Энгельс Ф. Соч. т.46, Ч.I, с.206). {В.Я.Ельмеев «Социальная экономия труда: общие основы политической экономии», 2007, С.495}.

2)Применительно к первой фазе непосредственно общественного производства, в рамках которой новые производственные отношения проявляются не только в новых, но и в старых, товарно-денежных формах, потребительная стоимость предметов личного потребления проявляется специфическим способом.

Снижения затрат труда на производство данного продукта позволяет понижать цену на него. Тогда, в условиях распределения по труду, для приобретения того же объема данного продукта любой трудоспособный член общества должен трудиться меньшее количество времени. Разница между количеством рабочего времени, требуемым для приобретения данного продукта работником до понижения цены и после, и образует экономию труда, измеряющую потребительную стоимость данного продукта.

Если речь идет о новом продукте, удовлетворяющем прежнюю потребность, то его потребительная стоимость оценивается снижением цены в расчете на единицу полезного эффекта, что также соответствует принципу экономии труда.

Хотя при снижении цены экономится труд у всех потребителей данного продукта, однако подобная экономия будет неодинаковой для работников, имеющих неодинаковую зарплату, что отражает существование социально-экономического неравенства на первой фазе нового способа производства. Но отмеченные различия в потребительной стоимости одного и того же продукта для разных людей не отрицают ее общего для них объективного критерия – экономии труда.

В меру продвижения к социально-экономическому равенству различных видов труда будет формироваться и равенство экономически измеренной потребительной стоимости продукта для разных членов общества.

Таким образом, трудовая теория потребительной стоимости позволяет раскрыть объективную экономическую природу потребительной стоимости предметов потребления. Речь идет об экономии труда у потребителей, достигаемой вследствие удешевления приобретаемых ими жизненных средств.

Поскольку потребительная стоимость этих средств определяется экономией труда, то выявляется общая экономическая мера полезности для всех производимых благ. А так как экономия труда у потребителей жизненных средств обусловлена ростом производительной силы труда, то в рамках этой общности проявляется примат материального производства в его единстве с потреблением. (А.В. Золотов, М.В. Попов «Философия производительного труда», 2006, С.76 -77). ===

Из этих суждений ученых следует, что за коммунистическую теорию труда еще продолжается борьба человеческих умов, а в вопросах ее практического осмысления еще существуют значительные затруднения.

Не исключено, что в силу указанных выше причин познания коммунистической теории труда приходится осторожничать современным ученым, что и продемонстрировал Виктор Иванович.

Поэтому в следующем своем комментарии по данному вопросу я возьму на себя смелость «пофантазировать».

Итак, что же собой должна представлять экономика социализма?

Сталинский период развития социалистической экономики был наиболее успешным в истории СССР.

Чтобы понять сущность сталинской экономики, следует, прежде всего, проанализировать историю развития капитализма.

При капитализме сначала образовывались небольшие предприятия на принципах простой кооперации. Их было много, они были независимы между собой, поэтому между ними сложились экономические отношения в качестве свободного рынка на принципе свободной конкуренции. Далее по мере развития в погоне за прибылью эти предприятия начали укрупняться по горизонтальным экономическим связям, что привело к отраслевой монополизации общественного производства.

Когда же процесс отраслевой монополизации себя исчерпал с позиции роста прибыли, то материальное производство перешло на путь вертикальной интеграции (перерастание отраслевой монополии в межотраслевую корпорацию). Предприятия двух подразделений производства начали объединяться в единые экономические комплексы – корпоративные системы. Высшей стадией такой системы регулирования воспроизводства общественного совокупного продукта является государственно-корпоративный капитализм. Главным достижением такой системы является обеспечение работы предприятий обоих подразделений на конечный результат.

И вот здесь мы подходим к очень важному моменту анализа.

Развитые капиталистические государства начали переходить на корпоративную систему хозяйствования (ВНИМАНИЕ!) со второй половины 50-х годов прошлого столетия, тогда как СССР применил этот наивысший принцип капиталистического экономического развития с начала своих пятилеток (1929-1933 гг. – первая пятилетка). Это воистину революционное экономическое достижение СССР стало возможным, прежде всего, потому что он создал практически с «нуля» новый народно-хозяйственный комплекс за рекордно короткий срок. Здесь следует еще отметить важную сторону данной системы хозяйствования.

В условиях капитализма, когда производство является частной собственностью, рассматриваемая система регулирования способна проводить понижательную тенденцию только до уровня оптовых цен.

В условиях же социализма, когда производство является общественной собственностью, такая система регулирования способна проявлять себя максимально – до понижения потребительских цен, что и демонстрировала советская экономика с 1948 по 1954 годы.

Здесь возникает вопрос: почему в СССР применялась указанная капиталистическая система регулирования воспроизводства общественного продукта, а не другая – коммунистического характера?

Во-первых, заметим, что СССР применил эту систему не осознанно, а рациональной практикой методами проб. Ведь, как отмечено выше, ее на тот период еще в мире капитализма никто не знал. Она оказалась наиболее востребованной для мобилизационной экономики, в чем нуждалась молодая социалистическая страна.

Во-вторых, с момента наступления пятилеток планирования народного хозяйства, а этому послужила созданная материально-техническая база, начался отсчет всеобъемлющего социалистического строительства. Впереди еще был этап накопления жизненно необходимых обществу материально-духовных благ, т.е. строительство социализма еще было сопряжено с переходными «родимыми пятнами» капитализма – разделение видов труда, различие между городом и деревней, др. Это вынуждало применять в экономике стоимостные отношения.

Существующее расхожее мнение о том, что в СССР якобы отсутствовал социализм из-за функционирующей в нём присущей капитализму государственно-монополистической системы управления экономикой (ГМК), можно опровергнуть ленинскими словами: это зависит от того, на что направлена такая система – на капитализм или социализм.

Следующий вопрос: могла ли сложившаяся сталинская система регулирования воспроизводства общественного продукта обеспечить преодоление переходных «родимых пятен» капитализма? Нет, не могла, потому что применяемая капиталистическая система оплаты труда (по труду) не способна выявлять абсолютную (примечание: различают еще и относительную!) экономию затрат производства.

При капитализме прибавочный продукт может определяться лишь вне производства при обмене его на денежный эквивалент, поэтому он становится скрытым фактором в учете затрат капитала.

В условиях социализма он оказывался в аналогичном положении, хотя в условиях плановости мог косвенно по итогам работы определяться путем сопоставления числа занятого персонала в производственной сфере с аналогичным числом непроизводственной сферы. Однако это качество все же не позволяет контролировать данный процесс в динамике. Закон стоимости отображает статистический характер движения воспроизводства, тогда как закон потребительной стоимости свойственно отображать динамический характер аналогичного процесса.

Капитализм по своей природе заинтересован не в снижении уровня занятости трудом наемных работников, а всего лишь в максимальном снижении уровня оплаты их труда. И когда владелец капитала не может реализовать произведенную продукцию, то он останавливает производство и увольняет нанятых работников.

Еще в условиях стоимостных отношений социализм заинтересован и может решать задачу снижения уровня занятости трудом, однако это доступно выполнять не в порядке текущей производственной деятельности, а в периоды революционных технико-экономических преобразований.

На этапе социалистического накопления материальных благ перед материальным производством стоит задача всемерного увеличения объемов производства. А это можно осуществлять в условиях роста производительности труда при неизменной численности занятых трудом. Поэтому на этой основе вопрос сокращения уровня занятости трудом нереализуем. Когда же задача данного этапа завершается, то есть когда уровень основных материально-духовных благ уже близок к насыщению, то создается ситуация неизменности объемов производства, ведущая к регрессу. В таких условиях вопрос снижения уровня занятости трудом оказывается не актуальным.

Все это подтверждает тот факт, что дальнейшее развитие социализма требует иных организационных условий. Вот поэтому и приходит для социализма час перехода на родной закон потребительной стоимости.

Материальное производство представляет собой непрерывное кругообращение совокупного продукта общественного потребления в разных экономических формах на определенных этапах его движения. Начинается движения с начального подразделения материального производства, где создается или добывается сырье для потребностей совокупного общественного продукта. Далее следует движение предметов труда через промежуточное подразделение переработки к конечному подразделению, с которого в сторону общества следует созданный совокупный продукт. Со стороны общества происходит обмен потребляемых благ на денежный эквивалент, в результате чего последний движется в обратном направлении к конкретным производствам с целью обеспечения нового воспроизводства продукта.

В таком кругообороте по условиям действия ЗАКОНА СТОИМОСТИ принимают участие две единицы учета – непосредственно потребительные стоимости и денежная форма их стоимости. Особенностью такого процесса является то, что предметы труда всегда включают в себя стоимости предыдущих предметов труда, которые технологически образовали этот последний предмет труда. И создаваемый конечным подразделением производства продукт труда (предмет труда или средство труда) содержит в себе все стоимости предметов труда, которые приняли участие в создании данного продукта труда. В выражении стоимости продукта W=C+V+M сумма этих перенесенных на конечный продукт стоимостей выражена литерой «С» и представляет собой экономическую категорию «постоянный капитал».

Еще одной определяющей особенностью рассматриваемого процесса кругооборота является то, что любая производственная стоимость конечного продукта труда при обмене на денежный эквивалент в соответствии с законом стоимости ограничивается общественной стоимостью (платежеспособностью общества), чем и определяется реальная прибавочная стоимость прибавочного продукта труда. Эта вторая особенность является макроэкономическим регулятором стоимостей общественного производства.

В условиях действия ЗАКОНА ПОТРЕБИТЕЛЬНОЙ СТОИМОСТИ изложенное кругообращение совокупного продукта общественного потребления функционирует аналогично, существуют также две единицы учета, однако вместо денежного эквивалента этот продукт уже сопровождают чистые затраты труда в человеко-часах. В обратном направлении после обмена продуктов на эталонные знаки затрат труда (магнитные записи в человеко-часах) потребителей через органы учета поступают в адреса производителей подтверждения о реализованной продукции. Эти результаты являются основанием для обоснования показателей производственной деятельности. Здесь особенностью кругообращения совокупного продукта общественного потребления является то, что по ходу движения по производству создаваемых предметов труда аналогично стоимостным отношениям каждый из них впитывает в себя затраты труда предыдущих предметов труда, участвующих в его технологическом создании. Однако эти затраты труда уже не представляют собой опредмеченную стоимость затрат труда, а общественно необходимое рабочее время. Последнее определяется законом ПРОИЗВОДСТВА потребительной стоимости. Согласно этому закону материальное производство осуществляет свою деятельность на основании задания общества (в противоположность товарному производству, где материальное производство инициирует предложение обществу), поэтому затраты труда здесь имеют характер общественно необходимых затрат.

Еще отметим важное отличие в формировании совокупного общественного продукта применительно к закону стоимости и закону потребительной стоимости. Если в условиях закона стоимости определение стоимости указанного продукта осуществляется вне производства при обмене на денежный эквивалент путем приравнивания производственной стоимости к общественно необходимой стоимости, то в условиях закона потребительной стоимости накопление затрат рабочего времени в процессе создания аналогичного продукта имеет тенденцию их относительного сокращения в результате целенаправленной работы предприятий по сокращению трудовых затрат. В результате достигнутая (в плане снижения) затратность рабочего времени к концу каждого учетного периода (года) является основанием для установления норм необходимого общественного рабочего времени, по которым характеризуется потребление в предстоящем учетном периоде.

Потребительские корзины характеризуются ассортиментом потребительных стоимостей и соответствующими затратами труда в человеко-часах. Нормы потребления учитывают половые, возрастные и производственные различия. Правом на потребление служат нормы трудовых затрат.

Важным материальным стимулом в этих условиях служит результат экономии труда (учет очередности на улучшенное жилье, дефицитных предметов потребления, других привилегий).

В условиях функционирования закона потребительной стоимости четко выражается граница между необходимым и прибавочным трудом, что служит важным показателем по преодолению этого «родимого пятна» капитализма. Этот закон позволяет уже не косвенными путями, а прямыми нормами затрат труда регулировать проблемы на пути коммунистического строительства.

А в чём может заключаться проблема, если основы теории потребительской стоимости уже заложены в работах учёных?

Константину Морозову!

Проблема может заключаться (даже не может, а заключается!) в овладении теорией потребительной стоимости теми, кто решил посвятить свою жизнь борьбе за возврат бывшего советского народа на путь коммунистического строительства.

Борцы, овладев этой теорией, по-настоящему (а не методом домыслов) разберутся в причинах гибели СССР, четко будут осмысливать поэтапные процессы перехода от капитализма к коммунизму и планы социальных преобразований, сумеют обосновать неизбежность гибели капитализма, сумеют надлежаще доносить к сознанию трудящихся неотразимую научно-обоснованную правду о коммунистическом строительстве и соответствующем общественном развитии, и, наконец, будут твердо уверены в реальном воплощении коммунистических идей в жизнь.

На возможный вопрос «почему теория потребительной стоимости не применялась в СССР?» ответ может быть только один: «человеческая жизнь – это океан противоречий, результаты которых выявляются во времени в историческом масштабе, поэтому не достаточно совершенная практика СССР по своему истечению позволила сделать выводы, которые выразились этой теорией».

Со всем следует согласиться, но только в части осмысления опыта и применения имеющихся знаний к будущему - к коммунистическому строительству и развитию. И есть теоретическая основа, поэтому цель уже будет заключаться только в выполнении конкретных, уже проработанных задач. Однако, на данном этапе, до этого предстоит выполнить совсем другого рода задачу - прекратить господство буржуазии и установить диктатуру рабочего класса. Здесь вопросы экономического развития коммунизма неприменимы. Это вопрос классовой борьбы. Да и после установления диктатуры пролетариата вопросы классовой борьбы будут играть важнейшую роль в том числе и в предотвращении возможности катастрофы, подобной прошлой - ведь, даже при овладении массами теоретическими основами, если классовому врагу будет дана свобода действий, как это и произошло в прошлый раз, то никакого развития не получится, и теория не будет претворена в жизнь. А вот научно-прикладной теории классовой-то борьбы, позволяющей не допускать любому трудящемуся совместно со своим коллективом в своём окружении возможности для доминирования классово чуждых элементов, я, например, и не видел. Хотя на данном этапе вопрос получается и более первоочередной.

Константин Морозов!

Вы, как и многие другие современные радетели, полагаете правильным «подальше запихнуть теорию», ссылаясь на неотложность решения иной задачи - «прекратить господство буржуазии и установить диктатуру рабочего класса».

Тогда я встречно вас спрашиваю: чем же собираетесь руководствоваться в своем вроде как правильном устремлении? Неужто одним лишь душевным побуждением?

Чем далее я наблюдаю за «интернетовским народом», тем больше убеждаюсь в наличествовании опасного симптома – апатичность к умственному побуждению.

Все более убеждаюсь, что именно по подобной причине практически на форумах отсутствует стремление докопаться до глубины познания истин. Все вертится в плоскости вялого обмена мнениями, поверхностных суждений и очень часто какой-то мании собственного всезнайства.

А с другой стороны, все же обнадеживает направленность этих процессов.

Вы пишете: «А вот научно-прикладной теории классовой-то борьбы, позволяющей не допускать любому трудящемуся совместно со своим коллективом в своём окружении возможности для доминирования классово чуждых элементов, я, например, и не видел».

Но это уже из области познания человеческой психологии, результаты которой при условии надлежащей вооруженности научными знаниями построения коммунистического общества вполне могут способствовать успешному отражению «классово чуждых элементов».

Скажу больше, на уровне современного научно-технического прогресса коммунисту руководствоваться заученными абстракциями типа «прекратить господство буржуазии и установить диктатуру рабочего класса» уже далеко недостаточно.

Современный рабочий класс – это уже не классически униженный тяжелым физическим трудом феномен, а носитель не только знаний, но и высокой культуры. Чем можно подступиться к такому современному феномену? Конечно же, знаниями о правильном общественном развитии. Потому что даже грамотные люди далеко не всегда способны правильно сориентироваться в этом архиважном вопросе.

Если бы мы хотя бы на данном сайте взялись по-настоящему вникнуть в проблемы коммунистического строительства на основании имеющихся знаний, благодаря опыту построения реального социализма в СССР, то могли бы потрясти окружающий мир важностью познаний. Но пока до этого дело не доходит.

А впрочем, доказывать и убеждать можно лишь аудиторию с определенным уровнем экономических знаний, обычной болтологией здесь далеко не уехать.

Итак, я не поддерживаю вашу позицию отношения к знаниям вроде как к делу «своего времени».

Чем быстрее коммунисты овладеют надлежащими знаниями коммунистического строительства, тем больше шансов увеличить армию приверженцев этой крайне перезревшей проблемы преобразования мира.

А ведь можно и опоздать в этом деле!?!?

Константин Морозов писал:

"...на данном этапе,... предстоит выполнить совсем другого рода задачу - прекратить господство буржуазии и установить диктатуру рабочего класса. Здесь вопросы экономического развития коммунизма неприменимы. Это вопрос классовой борьбы".

Итак,Морозов нашу задачу "установить диктатуру",но,говорит,Морозов,экномические вопросы тут не имеют значения для задачи взятия власти,поэтому нам необязательно думать о вопросах экономики коммунизма.

Политика,в том числе,"установление диктатуры" это внешнее проявление экономических ИНТЕРЕСОВ людей,классов и народа. А "революционер" думает политика не имеет отношения к экономическим интересам и вопросам.

Рассмотрим в двух аспектах задачу Морозова "установить диктатуру" к которой будто не имеют отношения вопросы экономики коммунизма.

1-аспект.

Зачем пойдут "установить диктатуру"? Чтобы строить общество,где свободно удовлетворяются интересы. А вы зачем хотите "установить"? Чтобы был социализм? Все сбежали и бегут от социализма,а вы как только свалившийся с Луны,призываете их обратно туда. Вы что,только что с Луны?

2-аспект.

"Наше дело правое!".Почему? Потому что коммунизм это в интересах революционного класса и подавляющей части народа. Это мы знаем научно в общем. Мы потенциально заинтересованным показываем КОНКРЕТНЫЙ строй,"Вот твои действительные интересы!", продолжишь жить так, как сейчас живешь,или пойдешь с нами "установить диктатуру"? Вот тогда он пойдет за тобой,делает с тобой и за тебя,потому что твоя задача "установить" по сути это его собственная задача. Потому что ты коммунист,как говорят янки, "Лучший из них".

Спасибо за расширенное выступление. Теперь дело с вами стало немного понятней.

Пользуясь случаем, хочу, еще раз, поблагодарить Красное ТВ за выбранный формат диалога.

Виктор Иванович, спасибо за ответы, было очень интересно.

Очень ценная беседа, в которой был затронут важный вопрос.

Потому-что среди носителей криминального типа сознания распространен такой способ демагогии подавления конструктивных диалогов, как диктат утверждений о нежизнеспособности концепции свободного развития человека, об утопичности идеи якобы необходимости для коммунистического развития общества некоего мифического образа нового человека, которого в природе быть не может.

Следует сказать по поводу этого по мотивам передачи следующее.

Материально-производственная база была все ещё преимущественно социалистической в позднем СССР (благодаря производственным отношениям на основе первичных бытовых взаимодействий в основном, а не экономическому устройству её, уже направленному в антисоциалистическую сторону). Она обеспечивала объективные условия для осуществления возможностей развития каждого члена общества, в виде инфраструктуры и свободного времени. Пусть даже хотя и не в той степени, как это было бы возможно при соблюдении правильного вектора развития социализма.

Однако к этому, к наличию объективных условий требуется ещё и отсутствие влияния, гнетущего и создающего помехи свободе развития, эксплуататорских тенденций в повседневности, обеспеченное диктатурой пролетариата на микросоциальном уровне, а не на уровне макросоциальном, государственно-организационном.

Провозглашенный отказ от диктатуры пролетариата, классовой борьбы и декларация концепции единого общества привели к тому, что естественный социалистический общественный порядок, составлявший основу тех самых первичных повседневных бытовых взаимодействий, которые были основой и производственных отношений, который сущность диктатуры пролетариата на микросоциальном уровне и выражал, стал направляться эксплуататорским протоклассом элиты в составе бюрократического аппарата к примирению с нездоровыми, классово чуждыми проявлениями на бытовом уровне. Таким образом создались предпосылки, что всякий протокриминальный элемент устроился обществу на иждивение (мы помним расцвет хулиганства, мелкого хулиганства и распространение откровенно атнисоциальных моделей досуга среди молодежи далее, в том числе и прямо насильственно уголовной, по поводу бессильности борьбы с которыми разводили руками представители той самой протобуржуазной элиты на высшем уровне). Это привело в свою очередь к трагедии постперестройки, когда общество не смогло дать отпор выросшему из этого протокриминального элемента настоящему бандитскому криминалитету, подавившему сопротивление народа против буржуазной реакции.

В этом же явлении лежат корни и такого последствия, наблюдающегося сейчас на каждом шагу, как культурный шок, в котором пребывает общество. Отсюда все эти метания, атомизированность, псевдодуховные поиски, чем без зазрения совести пользуются как раз те, кто всё это устроил - класс паразитов, носителей антиобщественного сознания. Насаждается опять религиозное мракобесие и т. д.

Описанный фактор, вообще говоря, является ключевым в произошедшей катастрофе нашей страны. Это стало возможным из-за научной непроработанности в обобщённом виде уже изученных в разных прикладных дисциплинах разных отраслей науки отдельных составляющих вопроса классовой борьбы и диктатуры пролетариата на микросоциальном уровне, хотя и именно таким образом они в них не обозначались. А последствие этого, в том числе и в пока беспросветной видимости коммунистического движения в общественном сознании, и действующая основа главного идеологического приёма, организованно используемого буржуазией для подавления общественного сознания в её интересах, функционируют как ключевой фактор и до сих пор.

Поэтому сосредоточение внимания на развитии теории именно в этом вопросе является приоритетным и критически необходимым.

На мой взгляд, большинство ораторов, вскормленных марксизмом (и, таким образом, впитавших в себя его догмы и не готовых отделить Цели от Средств), идут ошибочным путем. Они опираются на некие подпорки, смутно сформулированные основоположниками и забывают о Цели этой движухи.

А Цель сформулирована совершенно замечательно - организация общества как некой ассоциации, в которой "Свободное развитие каждого является условием свободного развития всех". И всё это накладывается на то, что все люди у нас Разные и у них могут быть свои, в том числе противоположные вкусы и предпочтения.

Собственно, ещё Токвиль размышлял о "науке и искусстве ассоциирования" (с учетом того, что люди разные).

И тут возникает вопрос - а почему они разделяют труд на физический и умственный, а не на творческий и рутинный? И вообще, откуда берется представление, что труд - это то, от чего надо убегать?

Вот оратор приводит пример, что оттрубил у станка и идёт с мольбертом к реке рисовать.

Извините, но для Петра I работа на токарном станке была хобби. А для кого-то, может быть, рисование - это пытка. Или вот люди копаются на своих 6 сотках - это для них способ выживания или отдых? Во многом это зависит от того, как человек это организовал и от отношения его самого к этому. Вспомните Тома Сойера и то, как он красил забор? Так что первое, что первое, в чем нужно разобраться "строителям коммунизма" - это в понимании природы мотивации.

Далее.

А при чём тут какое-то государство и управление? Что значит "управлять", когда у Вас Целью задекларировано "свободное развитие каждого"? Кто из ораторов, выступающих по теме "коммунизм-социализм" разбирается в "свободном развитии"?

Предположу, что какие-то зачатки подобного можно найти у таких гуманистических предпринимателей, которые, не претендуя на название "социализм", тем не менее организовали фактически самоуправляющиеся предприятия, где действительно институциональная среда организована так, чтобы обеспечить "свободное развитие каждого". А именно компании W.L.Gore@associates, Semco, Morning Star.

Понятно, что это - фирмы, то есть микроэкономический уровень. Но именно оттуда, из элементом институционального дизайна можно почерпнуть вдохновение.

Последователям буржуазных теорий поведения прежде всего следует разобраться с человеческой сущностью, тогда таких вопросов, насчёт того, как быть тем, у кого она разная и как разобраться с мотивацией таких индивидов, вопросов не будет возникать. А если, не разобравшись в этом вопросе, начинать рассуждать о свободе и развитии личности, то можно и извращенцев, преступников и наркологически зависимых индивидов в равноправные субъекты, определяющие потребности общества в развитии, записать - все люди же разные, вот и они другие, просто, да.

А насчет обозначенных компаний - почему вы, например, предпочитаете считать, что это не они черпали вдохновение из опыта институционального социалистического строительства в советском обществе? Объективно же, это - закономерная тенденция в развитии общества, а не догма, и примеры использования прогрессивными капиталистическими предприятиями элементов социалистического развития в обеспечении внутрикорпоративной жизнедеятельности как раз об этом и свидетельствуют. Научная теория лишь отражает объективные законы, а не выдумывает их. Хорошая теория отражает их точно. Марксизм наиболее и максимально точно отражает действительность. Поэтому ничего удивительного в том, что при прогрессивном развитии, выражающем действие человеческой сущности, проявляется тенденция к обеспечению обществом развития его членов.

Так же неудивительно, так как закономерно, но чего предпочитают обычно не замечать сторонники буржуазных теорий, и то, что господствующие эксплуататоры, при таком эксплуататорском общественном строе, как капитализм это - капиталисты, стремятся присвоить себе или взять под контроль всё полезное в общественном развитии, чтобы использовать это для обеспечения своего господства. Вот, например, сейчас вы выразили типичную модель такого поведения буржуазии: поставили буржуазию примером того, что существовало, в том числе и появившись впервые, до и без них - организацию институциональной среды общества, направленную на развитие каждого его члена. Причём, несмотря на то, что пример такой организации в советском обществе государством рабочих был несравнимо шире и изначально целенаправленно более полно реализован, тогда как приведённые примеры компаний являются всего лишь частными случаями и не создали систематической основы. Буржуазия же, основываясь на этих примерах, претендует, однако, на определяющую и руководящуу роль в общественном развитии, а, говоря об их истинных намерениях - на подавляющее господство в общесвенном сознании.

Вот, в этой модели поведения проявляется типичный образ, характерный для паразитического сознания - занять господствующее положение, подавлять все попытки развития вне его контроля, затем дать развиться подобным появившимся и подавленным им тенденциям развития уже под своим контролем и выдать, наконец, данную тенденцию за свою собственную. Данная модель у паразитического сознания работает всегда и на всех уровнях его проявления: как по роду деятельности - начиная от уголовной и заканчивая эксплуататорской, так и по широте охвата - начиная от уровня индивидуальных и микросоциальных взаимодействий и заканчивая макросоциальными взаимодействиями в виде политической деятельности империалистических государств.

Черпать вдохновение, поэтому, из источников, контролируемых паразитами - это деградация.

Нормальное, приемлемое для здоровой человеческой сущности вдохновение черпается из правильной научной теории.

В данном случае, касающемся общественного развития, таким источником вдохновения может быть только марксизм.