комментариев:
|
Ещё раз о лицемерии буржуазного общества
Опубликовано:
20.12.2014 - 12:50
Когда говорят: «отдельные предприятия», «одиночные капиталисты», то часто забывают, что эти выражения неточны. В сущности, отдельным и одиночным осталось только присвоение, а само производство стало общественным. Гигантские крахи только потому стали возможны и неизбежны, что в подчинении у шайки богачей, ищущих одной наживы, оказались могучие общественные производительные силы. Все говорят об экономическом кризисе. Все признают, что положение дел в экономике катастрофическое. Но кроме запугивания общества наступлением тяжёлых дней, ничего не делается, чтобы выбраться из экономических затруднений. Более того, некоторые, но имеющие абсолютное влияние на деятельность нынешнего российского правительства, экономисты заявляют, что вообще нет никакого смысла принимать какие-либо меры (ну разве что за исключением амнистии для «бизнеса» и девальвации рубля), чтобы выбраться из экономического кризиса. Ибо, утверждают эти глубокие «мыслители», развитие экономики всегда осуществляется через периодические кризисы, перед которыми люди бессильны. «Люди бессильны перед экономическими кризисами!» Это же надо! И это говорится тогда, когда люди уже давно научились защищать себя от бедственных последствий неумолимо действующей природной стихии, которая возникает без их участия: например, люди могут строить дамбы и защищать себя от бедствий наводнений, которые возникают не зависимо от воли людей и которым нет никакого дела до людей. А вот перед экономическими кризисами, которые порождаются собственной деятельностью людей, видите ли, люди бессильны. Что люди бессильны перед экономическими кризисами, – очевидно только демагогия. Суть же дела в том, что буржуазные экономисты сознательно извращают научный метод исследования, а отсюда изображают дело так, будто экономические явления тождественны, скажем, астрономическим явлениям, перед которыми люди действительно бессильны, если даже они открыли движущие силы и законы этих явлений. В чём состоит научный метод исследования? В том, чтобы выявить движущие силы и открыть законы развития явления. В этом суть научного метода исследования, – научного метода исследования, который всегда по необходимости начинается с описания внешних форм проявления явления. Собственно так поступают и астрономы. Астрономы сперва наблюдают явление, описывают его, а затем, по мере накопления и обработки фактического материала, выявляют движущие силы и законы развития явления. Например, немецкий астроном И. Кеплер, наблюдая за движением планет, не стал ограничиваться простым описанием их движения, а открыл законы их движения: эллипс, а английский физик, астроном и математик И. Ньютон выявил движущие силы планет: всемирное тяготение. Но буржуазные экономисты! Эти низкие, подлые люди сознательно ограничивают исследование экономических явлений только описанием их внешних форм проявления. Яркий пример этого – нынешнее замедление развития экономики. Эти псы капитала день и ночь занимаются только тем, что констатируют факт замедления развития экономики, но ничего не говорят о движущих силах и законах развития этого замедления. А между тем движущие причины и законы замедления развития экономики уже давно изучены и открыты К. Марксом и хорошо известны буржуазным экономистам. Но раз законы замедления развития экономики известны буржуазным экономистам, то они, исходя из этих законов, могут предложить обществу меры, чтобы предотвратить потрясения в экономической и политической жизни общества. Но именно этого и не хотят буржуазные экономисты, ибо это такие меры, которые приводят к уничтожению капиталистического общества вообще. Что является источником и движущей силой экономики? Постоянно растущие естественные потребности людей в материальных благах. Чтобы жить и развиваться, люди должны производить материальные блага. Они не могут перестать производить, как не могут перестать потреблять. Поэтому всякий процесс производства должен повторяться из года в год, быть непрерывным. Что необходимо для производства? Машины, здания, сырьё, материалы и т.д., одними словом – средства производства. Однако средства производства сами по себе, вне соединения с рабочей силой представляют лишь одну груду мёртвых вещей. Для того чтобы могло начаться производство, рабочая сила должна соединиться со средствами производства. Таковы условия начала и осуществления непрерывного производства. Средства производства и рабочая сила в России есть? Да, даже в большем количестве, чем необходимо для осуществления непрерывного производства. А между тем капиталистическое производство, при наличии в достаточном количестве средств производства и рабочей силы, останавливается регулярно каждые 8-10 лет. В результате этого общество попадает в нелепое положение. С одной стороны, масса средств производства простаивает, а с другой – миллионы трудоспособных людей бездействуют, терпят огромные лишения. Почему же так? Что же служит причиной остановки производства, которое длится годами? И что препятствует возобновлению производства в короткие сроки, если все элементы производства имеются налицо? Это легче всего понять с точки зрения базиса капиталистического способа производства. Капиталистический способ производства покоится на том, что средства производства в форме частной собственности находятся в руках капиталистов, в то время как непосредственные производители – рабочие обладают только своим личным условием производства – рабочей силой, что и вынуждает последних под угрозой голодной смерти наниматься на работу к капиталисту. А наём рабочего капиталистом есть не что иное, как сделка купли-продажи рабочей силы: рабочий продаёт свою рабочую силу, капиталист её покупает. Здесь, во избежание возможных недоразумений, необходимо дать следующее разъяснение. Капиталистическая эксплуатация коренным образом отличается от рабовладельческой и феодальной эксплуатации. При рабстве между рабовладельцем и рабом не совершается сделки купли-продажи рабочей силы. Раб является собственностью рабовладельца. Эксплуатация раба осуществляется непосредственно, насильственным принуждением. Точно также обстоят дела и при феодализме: крепостной не продаёт феодалу свою рабочую силу. Он подчинён феодалу тем, что привязан к клочку земли, который является собственностью феодала. За пользование этим клочком земли крепостной отдаёт феодалу часть своего дохода или выполняет ряд работ в его пользу. Иначе обстоит дело при капитализме. При капитализме рабочий является свободным человеком. Его никто не принуждает к работе. Но поскольку он лишён собственности на средства производство, то, обладая свободой, он вынужден продавать свою рабочую силу собственнику средств производства – капиталисту, чтобы не умереть от голода. Короче говоря, рабочая сила при капиталистическом способе производства является товаром, таким же товаром, как и всякий другой, но всё же товаром совершенно особого рода. Дело в том, что этот товар обладает особенным свойством – быть источником стоимости, и притом источником большей стоимости, чем та, которую он сам имеет. Вот эта способность рабочего создавать стоимость большую, чем стоимость его рабочей силы, и интересует капиталиста. «Производство прибавочной стоимости или нажива – таков абсолютный закон этого способа производства». (Карл Маркс, Капитал, т.1). Капиталист покупает у рабочего его рабочую силу за известную плату в день. В течение нескольких часов работы рабочий воспроизводит стоимость этой платы. Но согласно условиям своего договора он должен работать ещё ряд часов, чтобы целиком заполнить рабочий день; стоимость, которую он создаёт в эти дополнительные часы прибавочного труда, составляет прибавочную стоимость (называемую также прибылью), которая ничего не стоит капиталисту, но всё же идёт в его карман. Если бы капиталист платил бы рабочему всю стоимость, которую рабочий производит в течение всего рабочего дня, то не было бы никакой прибыли капиталиста. Поэтому в капиталистическом обществе рабочему разрешается работать и, следовательно, жить лишь постольку, поскольку он на службе у капиталиста не только воспроизводит стоимость своей оплачиваемой капиталистом рабочей силы, но и сверх того производит ещё прибавочную стоимость (прибыль), которая даром присваивается капиталистом. Производство прибавочной стоимости (прибыли) образует непосредственно процесс производства. Как только то количество прибавочного труда, которое можно выжать из рабочего, овеществлено в товарах, прибавочная стоимость произведена. Но этим производством прибавочной стоимости закончен только первый акт капиталистического процесса производства, непосредственный процесс производства. Теперь наступает второй акт процесса: извлечение прибавочной стоимости. Как извлекается прибавочная стоимость? Путём продажи; чтобы извлечь прибавочную стоимость, необходимо всю товарную массу, весь продукт, продать. Между тем, нет никакой гарантии, что вся произведённая товарная продукция будет реализована; в торговле решает не продавец, а покупатель, ибо покупатель не обязан всегда покупать и всё подряд. И если не удаётся продать всю товарную массу, то хотя прибавочная стоимость и произведена, но эта, овеществлённая в товарах, прибавочная стоимость для капиталиста не реализуется как таковая, а, следовательно, вся прибыль капиталиста идёт прахом. При таких обстоятельствах капиталист, конечно же, останавливает своё предприятие. И никакими юридическими законами, т.е. законами, которые выдумывают из своей головы буржуазные законодатели, нельзя заставить капиталиста начать процесс производства, т.е. позволить рабочим трудиться и жить. Действительно, какой смысл продолжать процесс производства, если не находят сбыта уже произведённые товары? Капиталистический процесс производства периодически останавливается не потому, что не хватает средств производства и рабочей силы, а потому, что не удаётся реализовать всю произведённую товарную продукцию. Почему же так? Возникая на основе мелкого частного производства, капиталистические предприятия с дальнейшим своим развитием становятся всё более крупными. Крупные предприятия сосредоточивают огромные массы рабочих. Растут экономические связи между ними. Общественное разделение труда всё теснее связывает различные отрасли хозяйства. И, вследствие этого, производство по своему характеру становится общественным. Но результаты обобществления производства используются в интересах не всего общества, а лишь в интересах отдельных частных лиц – капиталистов или группы капиталистов, стремящихся к увеличению своей прибыли. Средства производства, при помощи которых работают миллионы людей, являются частной собственностью капиталистов, и поэтому продукт труда миллионов поступает в собственность капиталистов. Здесь налицо противоречие – противоречие между общественным характером производства и частнокапиталистической формой присвоения результатов производства. Вот это, основное, противоречие капитализма и приводит к тому, что масса произведённых товаров остаётся не реализованной, а это последнее обстоятельство влечёт за собой остановку производства, а там и кризис. Это блестяще доказал К. Маркс в своём бессмертном «Капитале». Стремясь увеличить прибыль, капиталисты постоянно расширяют производство и выбрасывают на рынок всё новые и новые массы товаров, надеясь, что они будут реализованы. Как продавцы товаров, капиталисты заинтересованы в расширении покупательной способности масс. Однако стремление получить наивысшую прибыль побуждает капиталистов ограничивать заработную плату трудящихся. В свою очередь, ограничение заработной платы трудящихся, которые являются основными покупателями конечных продуктов капиталистического производства – предметов потребления, означает сокращение платежеспособного спроса, сокращение возможностей сбыта товаров. В результате этого в торговле наступает застой, который неумолимо влечёт за собой остановку производства и – кризис перепроизводства: рынки переполняются массой не находящих сбыта продуктов, предприятия останавливаются, растут цены раскручивается инфляция, миллионы рабочих теряют работу, обрекаются на огромные лишения. С первого взгляда кажется, что произведено слишком много еды, одежды, жилья и т.д. Но это не так. На самом деле это перепроизводство товаров не абсолютно, а относительно. Избыток товаров здесь существует лишь по сравнению с платежеспособным спросом населения, а отнюдь не с его действительными потребностями. За доказательствами далеко ходить не приходится. В то время как полки магазинов ломятся от изобилия продуктов питания, – в это время миллионы людей не доедают именно потому, что у них не хватает денег купить эти продукты в достаточном количестве, чтобы нормально питаться. В то время как тысячи и тысячи квартир пустуют, – в это время миллионы людей живут в жалких лачугах опять-таки потому, что у них не хватает денег, чтобы купить эти квартиры. Стремление искусственно стимулировать торговлю с помощью кредита ведёт к огромной кредитной задолженности населения, а затем к удорожанию кредита и тем самым к падению покупательной способности у огромной массы трудящегося населения, а следовательно, и к сокращению производства, а там и всеобщий кризис! Короче говоря, весь механизм капиталистического способа производства именно в силу своих внутренних законов отказывается действовать. Средства производства, жизненные средства, рабочие, находящиеся в распоряжении капиталиста, – все элементы производства имеются в избытки. Но они не могут соединиться, чтобы начался процесс производства. Почему же так? Просто потому, что соединение средств производства и рабочей силы в условиях капиталистического способа производства происходит не непосредственно, как это бывает при рабстве и феодализме, а исключительно посредством их купли и продажи, т.е. посредством денег. (Более того, деньги, будучи посредствующим звеном, сами являются товаром, т.е. предметом купли продажи, что, конечно же, ещё больше осложняет (запутывает) процесс капиталистического способа производства. Но это уже отдельная тема.). И только одна эта необходимость купли и продажи средств производства и рабочей силы, т.е. превращение их в капитал, в средство эксплуатации человеческой рабочей силы, и препятствует средствам производства непрерывно действовать, а рабочим – трудиться и жить. Говоря другими словами: чтобы обеспечить непрерывность процесса производства, капиталист должен постоянно заменять изнашивающиеся средства производства новыми и платить зарплату рабочим, а для этого надо иметь деньги; а чтобы иметь деньги, капиталист должен продать готовый продукт. Но он не может обеспечить продажу всей товарной массы именно потому, что в погоне за прибылью сам подрывает платежеспособность огромной массы трудящегося населения. «Бедняк сидит без работы, потому что богач не в состоянии дать ему работу из-за недостатка денег, хотя они имеют ту же самую землю, те же самые руки для производства средств существования и одежды, какие имелись у них раньше; а ведь именно это и составляет действительное богатство нации, а отнюдь не деньги». (К. Маркс, «Капитал», т. 1). Но это ещё не всё. Хотя на каждом отдельном капиталистическом предприятии производство организовано (спланировано) и подчинено воле капиталиста, но в обществе в целом именно в силу частной собственности на средства производства царит анархия производства. Это противоречие находит своё выражение в том, что каждый капиталист производит на своём предприятии по своему усмотрению как и что и сколько хочет, но общественный спрос остаётся для него неизвестной величиной как относительно качества и рода требуемых товаров, так и относительно их количества. То, что сегодня не могло быть доставлено на рынок в требуемом количестве, может завтра же появиться в количестве, далеко превышающем спрос. В результате этого неизбежно наступает общее перепроизводство товаров. Но это перепроизводство относительно, – лишь по сравнению с платежеспособным спросом населения. На самом деле жизненно необходимых товаров производится слишком мало для того, чтобы масса населения могла жить прилично, по-человечески. Итак, как диспропорция между производством и потреблением, так и анархия капиталистического способа производства порождаются основным противоречием капиталистического общества. Следовательно, основная причина экономических кризисов коренится в самой сущности капиталистического строя, в противоречии между общественным характером производства и частнокапиталистическим присвоением продуктов производства. Но тем самым становится очевидным тот великий факт, что только тогда, когда частнокапиталистическая собственность на средства производства будет уничтожена и общественное присвоение придёт в соответствие с общественным характером производства, отпадёт причина экономических кризисов. Словом, с экономическими кризисами будет покончено только тогда, когда будет уничтожена частная и установлена общественная собственность на землю и средства производства. Яркий пример этого – социалистическое общество СССР, где именно благодаря уничтожению частной и установлению общественной собственности на средства производства и землю было покончено с экономическими кризисами. Конечно, и в СССР, и не только в СССР, но и в докапиталистических обществах, нередко происходили потрясения в общественной жизни. Но они вызывались какими-нибудь чрезвычайными стихийными и политическими бедствиями: наводнение, засуха, неразвитость производительных сил, саботаж недобитых капиталистических элементов развитию производительных сил, мировая война и т.д. Но такого положения, когда внезапно, без стихийного природного бедствия и войны, останавливалось производство, а потому огромные массы трудоспособных людей вынужденно становились безработными; когда полки магазинов ломились бы от изобилия продуктов, а миллионы трудящихся, которые создали эти продукты, остро нуждались в них, – такого нелепого положения дел, ни в докапиталистических обществах, ни в социалистическом обществе СССР никогда не было. Установление общественной собственности на землю и средства производства не только уничтожает куплю-продажу средств производства и рабочей силы; что чрезвычайно важно для осуществления непрерывного производства, в котором кровно нуждается всё общество. Нет, не только это. Не менее важно и то, что установление общественной собственности на землю и средства производства с необходимостью объединяет все предприятия и отрасли производства в единый хозяйственный организм, придаёт производству непосредственно общественный характер. Каждое предприятие работает здесь не в частных интересах того или иного капиталиста (или группы капиталистов), а непосредственно в интересах всего общества. Это не только даёт возможность, но и обуславливает необходимость сознательно контролировать развитие хозяйства, заменить стихийное рыночное регулирование производства (стихийные колебания цен, курсов акций, процентной ставки и т.д.) сознательным планомерным регулирование его в масштабах всего общества. {До какого абсурда может дойти капиталистическое общество, показывает вот это заявление одного из бывших министров нынешнего российского правительства: "Есть два сценария развития событий. Либо вырастет цена ресурсов, и разрабатывать эти месторождения станет экономически оправданно (т.е. экономически оправдано не тогда, когда продукт удешевляется, а, наоборот, когда удорожается (?) – Р.К.). Либо человечество найдет альтернативные источники энергии и будет меньше потреблять нефти и газа". (Ю. Трутнев, Комсомольская Правда)}. Планомерное регулирование народного хозяйства в масштабах всего общества – это объективная необходимость. Чтобы прогрессирующе развивается, общество должно заранее учитывать все свои потребности и свои производственные ресурсы. Между тем, современное производство представляет собой сложный организм, состоящий из множества различных отраслей и десятков тысяч предприятий и объединений. Ни одно предприятие не может развиваться изолированно, не продавая своей продукции и не получая в обмен другие виды продукции. Для того чтобы современное производство могло нормально (бесперебойно) функционировать, необходимо чтобы отдельные отрасли и десятки тысяч предприятий были планомерно увязаны в единое целое и в развитие их соблюдалась необходимая пропорциональность, чтобы материальные, трудовые и финансовые ресурсы использовались наиболее разумно и эффективно. Но люди (если они даже установили контроль над производством в масштабах всего общества) не могут по своему произволу устанавливать любые пропорции, они должны считаться с определёнными экономическими условиями и строить свою хозяйственную политику исходя из этих условий. Установление и обеспечение пропорциональности в развитии экономики в масштабах всего общества чрезвычайно сложная проблема. Сложность задачи заключается, прежде всего, в огромном количестве пропорций, которые существуют в народном хозяйстве. Дело усложняется ещё и тем, что пропорции в народном хозяйстве не являются неизменными, раз и навсегда данными. Они постоянно изменяются под влиянием многих причин: научно-технического производства, роста производительности труда, развития личных потребностей трудящихся, изменений в международной обстановке и т.д. И только в силу сложности установления необходимых пропорций между различными отраслями и предприятиями народного хозяйства в социалистическом СССР не была полностью исключена возможность отдельных диспропорций в развитии экономики. В СССР были диспропорции в развитии экономики, что, конечно, тяжело отражалось на всей общественной жизни. Эти диспропорции появлялись в результате просчётов в планировании, неблагоприятных погодных условий, существенно влияющих на сельскохозяйственное производство и по различным другим причинам, среди которых была и такая немаловажная причина, как враждебная деятельность недобитых капиталистических элементов против СССР, как внутри, так и вне СССР. Однако принципиальное отличие социализма от капитализма именно в том и состоит, что социалистическое общество имеет возможность вскрывать возникшие диспропорции и оперативно устранять их путём сознательного перераспределения трудовых, материальных и финансовых ресурсов. Короче, чтобы раз и навсегда уничтожить кризисы, покончить с их бедственными последствиями и встать на путь прогрессирующего развития, надо капитализм заменить социализмом. Но именно замены капитализма социализмом, или, конкретнее говоря, уничтожения частной и установления общественной собственностью на средства производства и землю, и не хотят капиталисты и их холуйствующие экономисты. Наоборот, они бешено сопротивляются уничтожению частной и установлению общественной собственности на средства производства и землю. Ибо частная собственность на землю и средства производства является основой их паразитического существования. Вооружённые, в лице своего капиталистического государства, до зубов, эти враги всего человечества, всеми способами подавляют всякие попытки заменить капитализм социализмом. В этом смысле за 200 лет своего господства в обществе буржуазия выработала множество различных тактик борьбы за сохранение капитализма. Будь тактика буржуазии всегда однообразна или хотя бы всегда однородна, – трудящиеся классы быстро научились бы отвечать на неё столь однообразной или однородной тактикой. На деле же буржуазия во всех странах с необходимостью вырабатывает два метода борьбы против замены капитализма социализмом. Это, во-первых, метод насилия, к которому буржуазия прибегает тогда, когда ей начинает казаться, что её власть колеблется. Второй метод – это метод одурачивания, лести, обещаний, нищенских подачек, стравливания между собой трудящихся разных национальностей, вероисповеданий, бесконечных экономические форумов, саммитов и т.д. и, наконец, превращение политики в «бизнес» и в шутовство. Яркий пример этого – депутаты, министры, бизнесмены и прочие паразиты капиталистического общества, которые буквально соревнуются друг с другом с целью эпатировать публику самым вздорным, самым нелепым «законопроектом»; и всё это за счёт общества. При таких обстоятельствах, когда буржуазия нещадно эксплуатирует всё общество, да ещё издевается, глумится над ним, перед трудящимися, всем обществом «стоит альтернатива: либо покориться судьбе, стать «хорошим рабочим», «верно» блюсти интересы буржуа – и тогда неизбежно превратиться в животное, либо противиться, всеми силами защищать своё человеческое достоинство – а это можно сделать только в борьбе против буржуазии». (Фридрих Энгельс, Положение рабочего класса в Англии, 1845 г.). За рабочий класс! Рафик Кулиев, 11 декабря 2014 г.
Добавить комментарий
(всего 7)
Сюжет статьи в следующем: а) капиталист в погоне за прибылью всемерно ограничивает заработную плату трудящихся; б) ограничение заработной платы трудящихся своим уменьшением платежеспособного спроса сокращает возможность сбыта товаров, в результате получается застой в производстве и кризис; в) общей причиной кризисов является анархия капиталистического производства; г) разрешение кризисов возможно путем замены капитализма на социализм; д) социализм принципиально отличен от капитализма тем, что социалистическое общество имеет возможность вскрывать возникшие диспропорции и оперативно устранять их путём сознательного перераспределения трудовых, материальных и финансовых ресурсов. Но, к сожалению, такое понимание обозначенных проблем не есть результативным. Во-первых, следует различать не «капитализм и социализм», а общественно-экономические формации (ОЭФ) – капиталистическую и коммунистическую, что в корне меняет представление о данных научных понятиях. Во-вторых, причиной противоречий между капиталом и трудом (между созданием предметов общественного потребления и способностью их приобретения на основе полезного труда) является не погоня капиталиста за прибылью (это следствие), а всемерный рост производительных сил, в результате чего все меньше и меньше требуется живого труда в материальном производстве. «Прибавочная стоимость» - это стоимость внепроизводственных потребительских корзин общественного потребления, реализация которых усложняется отсутствием денежных доходов членов общества, лишенных права на труд из-за роста производительных сил материального производства конкретного общества!? Другое дело, что капитализм по своей природе отношения к собственности на средства производства не способен эту проблему разрешить. Но точно такая же проблема существует и в социалистическом обществе, кстати, по причине которой и погиб СССР. Ведь по мере развития советского материального производства все больше и больше высвобождалось живого труда с производства, а проблемой его переориентации за счет снижения протяженности рабочих смен и надлежащей организацией свободного времени общества в целом никто не занимался. В итоге появился (как следствие) паразитический слой общества, сыгравшей решающую роль в дискредитации социалистического образа жизни. Все же следовало бы всем плакальщикам по советском прошлом понять важнейшую вещь: социализму, как первой фазе коммунистической ОЭФ, требовалось познание и применение свойственных ему законов экономического хозяйствования, чего не только не последовало, но и не осмысленно многими по настоящее время. "протяженности рабочих смен"!!! Василий, одного этого оборота речи достаточно, чтобы послать тебя подальше. Р.Кулиеву! Ну, спасибо и на том. Но одного не пойму - вы пишете "передовицы" для того, "чтобы послать подальше" неудобных участников дискуссии, или для обмена знаниями? P.S. Ну и чем же вас отпугивает "протяженность рабочих смен"? При чем тут протяженность рабочих смен, Василий? Через все статьи Кулиева красной нитью проходит мысль "уничтожения частной собственности на средства производства и землю", вот над чем надо работать. Красному подпольщику! Р.Кулиев пишет: "Но он (капиталист - дополнение Василия-1) не может обеспечить продажу всей товарной массы именно потому, что в погоне за прибылью сам подрывает платежеспособность огромной массы трудящегося населения". Но как бы капиталист ни снижал зарплату наемному рабочему, но все же не может ее снизить менее потребности на воспроизводство жизни. А это говорит о том, что наемные рабочие являются в среднем платежеспособными. Неплатежеспособными являются те трудоспособные члена общества, которые оказались безработными, но на их потребность товары создаются. Вот эта причина и ведет к кризисам. В этом основное противоречие капитализма - между капиталом и трудом. Оно вызвано не погоней капиталиста за прибылью (это следствие), а постоянным ростом производительных сил и соответствующим уменьшением применения рабочей силы для производства совокупного общественного продукта потребления. И оно при капитализме в пределах страны не разрешимо. Однако при социализме такая проблема вполне разрешима методом сокращения рабочего дня. Это при правильном подходе к проблеме (размещение производств, размещение населенных пунктов) позволяет всегда охватывать полезным трудом все трудоспособное население. Неужели это не понятно, раз задаете вопрос? Вы такой интересный вопрос затронули, Василий-1, рассматривая баланс между продуктом, зарплатой, прибавочным продуктом, безработными и их жизненными потребностями. Действительно, как существует баланс между трудящимися и паразитами-капиталистами, ведь в пределе капиталист не сможет продавать прибавочный продукт, так как у трудящихся не будет денег на их покупку, и проблема кажется неразрешимой в пределах страны при капитализме. Но капитализм существует! В чем ддело? В своем анализе вы забываете о "дармовом источнике" стоимостей, который в замен не требует оплаты. Это, что интересно, Солнце, Земля, вода. Они, понятно с участием человека, "производят" продукты питания и не требуют оплаты за них. Образуется сотимост, которая и обеспечивает жизнь паразитов-капиталистов. Аналогично и влияние природных ресурсов, чья стоимость превышает затраты на их добычу и переработку. Паразиты-капиталисты живут за счет трудящихся, но этот "счет" обеспечивается природой. Только так достигается балансировка в экономике капиталистических обществ. Кризисы же капиталистических экономик связаны не с перепроизводством, а с недостатком использования природных ресурсов или их отсутствием. «Короче, чтобы раз и навсегда уничтожить кризисы, покончить с их бедственными последствиями и встать на путь прогрессирующего развития, надо капитализм заменить социализмом» ¬– такой главный вывод делает в своей статье Рафик Кулиев. Вывод интересный, но возникает один вопрос. Где находится СТО, чтобы на нем осуществить замену капитализма социализмом? И есть ли на этом СТО необходимая «запасная часть», чтобы ее поставить вместо капитализма? Это идеология идеализма, а не материализма. Согласно марксизма-ленинизма-сталинизма прогрессивные силы общества осуществляют не замену капитализма, а его революционное превращение в коммунизм. Вопрос лишь в том, есть ли у них необходимые способности, профессиональные навыки и умения, чтобы осуществить революционное превращение капитализма в коммунизм. Это превращение осуществляют революционеры, а не «мастера СТО».
Добавить комментарий
(всего 7)
|