Резонанс
Лучшее
Обсуждаемое
-
-
+97
+
+

За Маркса... (2012)

ПОИСК МАТЕРИАЛОВ
Установите Flash Player и/или разрешите в браузере JavaScript, чтобы включить видео.
Опубликовано:  20.07.2013 - 22:18
Классификация:  Кино  Россия  Рабочее движение 

Фильм режиссёра Светланы Басковой (создатель "Зелёного слоника", "5 бутылок водки", "Голова", "Моцарт", "Кокки - бегущий доктор" и др)

Группа о фильме http://vk.com/za_marksa

Сюжет: Фильм основан на событиях кризисного времени, когда владельцы производства пытаются решать свои проблемы за счет рабочих людей, обнищавших за последние годы. Главный конфликт внутри фильма между — новыми капиталистами и рабочим классом, вышедшем из советского времени. «Новыми русскими» и советскими рабочими.

Оригинальное название: За Маркса...

Год выпуска: 2012

Жанр: Драма

Выпущено: Россия, Cine Fantom

Режиссер: Светлана Баскова

В ролях: Сергей Пахомов, Владимир Епифанцев, Виктор Сергачев, Лаврентий Светличный, Денис Яковлев, Михаил Калинкин, Александр Ковалев

Добавить комментарий (всего 39)   Более новые ›

Материалы по фильму: http://krasnoe.tv/node/17807 - встреча с режиссёром в Самаре

http://krasnoe.tv/node/18564 - беседа в МГУ

удивительно, как при поддержке реальных активистов, можно было слепить такой отстой. понятно, что бюджет фильма никакой, но то, что показано, просто не правдоподобно: не бывает таких тупых людей и таких тупых ситуаций. двойка за концепцию.

Ну вот я и посмотрел его, дождался. Мне кажется, что в фильме реально показан спектр рабочих и руководства. Рабочие недовольны своим положением, но активистов в меньшинстве. Очень сложная задача организации рабочих, тем более, что руководство и власть прикладывает все усилия дезорганизации. По моему, это единственный нормальный фильм о рабочих за все время интенсивной либерализации страны.

Фильм, честно говоря, оставил какое-то неоднозначное впечатление. С одной стороны (рабочие) действительно вышло очень реалистично, но вот со стороны капиталистов - как-то не очень. По сути дела, весь вопрос будто бы уприается в нравственные качества владельца завода. Вот были бы все капиталисты добрыми, и было бы всем счастье. Слишком уж большой упор делается на личности. Но, может, для искусства (кинематографического) так и нужно, чтобы все строилось на чувствах. Но, повторяю, рабочие активисты прописаны, по-моему, ближе к жизни. Они не столько ненавидят капиталистов, сколько заботятся о положении на заводе. Причем это не забота только о зарплате, но об общем росте (духовном) рабочего, чем они и сами занимаются над собой. Вот эта связь самообразования, подъема культуры и борьбы за свои права, как кажется, очень верная мысль. Они борются не за лучшую зарплату, а лучшую жизнь. И в этом плане, кстати, можно отметить и общее отношение к искусству капиталистов (героя Епифанцева) и рабочих. Для одного, это лишь средство престижа, для других - "орудие" совершенствования личности. В этом мне видится большой смысл. Пора бы рабочим выходить на более широкие просторы, и прежде всего в духовном, социальном плане. Иногда нужно поднять голову над своим станком и посмотреть, что делается вокруг, и не только на другом станке, но и в цехе, на заводе, в стране. Необходимо активней вырабатывать социальные, духовные потребности, т.е., по сути, становиться людьми. Наверное, в данном ракурсе герой Епифанцева и выглядит каким-то зверем, недочеловеком, и не столько из-за жестокости. Он не может быть человеком потому, что ни в ком не видит человека. Он замкнут в своем эгоистическом мире самодовольства. Кстати, ему подстать рабочий, не видящий дальше собственного производственного плана. Если капиталист-недочеловек спокойно, ради своей выгоды, причинит вред группе рабочих, то такой рабочий-недочеловек равнодушно пройдет мимо этого факта, как чего-то постороннего для него. И скорее всего воспримет его как что-то естественное в данном случае. По счастью, крупное производство сплачивает рабочих, делает их более зависимыми друг от друга (и в этом плане показательна роль вахтера "штрейхбрейкера", не участвующего в производственном процессе и не связанного непосредственно с рабочими, хоть он также читает "классику" (Гоголя), но, по-видимому, просто для развлечения, от скуки). Действительное, а не показное приобщение к культуре (науке, искусству, производственной деятельности) дает возможность человеку за артефактом увидеть творческую силу человеческой личности, отнестись к человеку, как Человеку, а не виду homo sapiens. Культура и есть то увеличительное стекло, через которое человек видит в другом человеке личность. Артефакты культуры выступают как овеществленный дух человечества. Общаясь с предметами культуры, человек взаимодействует с лучшими представителями человечества. Но это не отменяет непосредственного живого общения между людьми, высшая форма которого и заключается в общественном творческом труде.

В общем, фильм получился действительно очень хорошим. Особенно на фоне современного российского кино.

Все верно и лаконично. Но я думаю, что капиталисты все такие же, как Епифанцев. Ну да, там какие-то перемены, проверки начались, но это все только поменяет личности, но не положение вещей, не бытие. А бытие, как известно, рождает сознание. Поэтому хороших капиталистов не бывает, а рабочий тогда станет сознательным, когда будет видеть больше и дальше своих потребительских потребностей. Рабочие активисты в фильме такие же как и в жизни - более грамотные, более начитанные, даже не просто начитанные, а умеющие анализировать прочитанное. И образ вахтера вполне удачно создан, они, в принципе, такие и есть, ну, может, за исключением тех, кто попал на эту работу из-за безысходности, но и от них активности нет.

Напомнило нашего начальника. Обворовывал работяг по-черному, не стеснялся левак гнать, откаты получать. Но при этом такой набожный был. Все посты соблюдал, правила читал и по всем праздникам и воскресениям в церкву ходил. Простой святой человек!

В начале фильма в автобусе женщина наверное из какой-нибудь службы блатной или из бухгалтерии, на машину копит, чтобы с рабочими не ездить.

Образ нового хозяина-капиталиста, российского олигарха С.Веремеенко хорошо показан в этом ролике: http://vk.com/video140084350_165566525?list=9b0df671c5794176e0

Видел некоторых рабочих, которые на машине на работу ездят, считая, что они тем самым выглядят престижно. Дескать, общественный транспорт - "для лохов". При этом большую часть доходов сжирает у них машина и прочие "престижные" прелести, из долгов не вылазят (возможно, наступит день, когда не смогут расплатиться вообще), с родителей деньги тащат, или со своей второй половины. Паразиты, в общем.

Фильм хороший. Две нации.

Однако, меня заинтересовал разговор героев фильма о двух школах киноискусства. Показать действия со стороны - понятно, но на какой эталон равняться зрителю, чтобы оценивать увиденное? Особенно если человек колеблется (не обязательно интеллигент, рабочие и буржуи также могут занимать неустойчивые позиции, тем более - молодёжь). И разве Голливуд "сублимирует низшие энергии"? Если и возгоняет, то совсем немного, ради приличия, но по сути - просто провоцирует и так играет на них весь фильм. Хотя я написал только приблизительные соображения.

"ЗА МАРКСА..." - 1)постоим? 2)берёмся, чтобы научиться бороться за свои интересы при капитализме? 3)берёмся, чтобы с помощью его научных изысканий разобраться в проблемах эксплуатации человеком человека и побороть это зло. В первом пункте сам Маркс не нуждается. Для второго пункта Маркс не нужен, здесь достаточно профсоюзной науки. Третий пункт - удел коммунистических деятелей. Их задача - помочь трудящимся разобраться в политических вопросах общественной деятельности, вооружить их научными знаниями в области исторического формационного процесса, убедить в крайней необходимости перехода на путь построения коммунистической формации, обучить организации борьбы за передачу политической власти в руки самих трудящихся. Замечания по второму пункту: рабочим требуются экономические знания, поскольку далеко не всегда "цивилизованные" капиталисты виноваты в возникновении кризисных ситуаций - это издержки капсистемы. Поэтому для более успешной борьбы профсоюзы должны обьединяться как минимум в пределах всей технологической цепи связки отдельных предприятий, еще успешнее - масштабные обьединения всех смежников. Замечания по третьему пункту: для успешной организации политической борьбы трудящихся за взятие политической власти в свои руки требуется интернационалистский союз коммунистов на международном уровне. Раздробленные силы недостаточно эффективны. ВЫВОДЫ: По сюжету фильма к описанным событиям Маркс не имеет никакого политического и идеологического отношения.А вброс его имени в этот эмоциональный скачок напоминает 25-й кадр в передачах зомбоящика с целью подчеркнуть сочетание идейности великого Прометея с лужами крови. Не буржуазные ли уши здесь просматриваются?...

Фильм «За Маркса» - удивительное явление в нашем кинематографе, погрязшем в описании жизни бандитов и воров, проституток и наркоманов. Удивительно, что в поле зрения российского режиссера попала жизнь простых людей. И не просто кухонные разговоры и обывательский бред, а именно самая основная часть нашей жизни. То, о чем уже давно не просто не принято говорить, а уже давно и надежно забыто и похоронено – наше производство и естественно с ним связанные производственные отношения. Впервые тема основного противоречия капиталистического общества, противоречие между трудом и капиталом – поднята в художественном фильме. Событие воистину грандиозное. Так что же увидел зритель, посмотрев фильм « За Маркса»? Увидел простых людей – рабочих, пролетариев. Тех, кого раньше называли солью земли, то есть основных производителей материальных благ, а не спекулирующих тем или иным образом таких модных и фотогеничных современных бизнесменов. Увидел не просто производство, не просто маленькие зарисовки из тяжелой жизни современного рабочего, а заглянул в саму суть современного общественного противоречия. Когда одни паразитируют на других, нещадно их эксплуатируя и ни капельки при этом не уважая, а у других медленно, но очень верно пробуждается классовое сознание. Пробуждается и воспитывается классовая ненависть к тем, кто денно и нощно обворовывает их. Живет за счет них. Эксплуатируя их и их семьи с рождения и до самой смерти. Фильм называется «За Маркса», но Маркса в фильме нет, о нем никто даже не упоминает. И это очень символично, когда профсоюзный активист – умница и интеллектуал – пытаясь объяснить классовые противоречия в российском государстве – обращается не к Марксу, а к совершенно другому автору. Беда современного рабочего класса. Беда современной прогрессивной интеллигенции, что они ищут истину не у открывателей этой истины, не у Маркса, Энгельса Ленина, а у других, пусть и заслуженных, но гораздо менее талантливых авторов. По меткому высказыванию М.В.Попова – это «загорать под луной». Пользоваться знаниями совсем другого калибра. Но такова современная реальность – вместо изучения основ и первоисточников, в подавляющем большинстве изучаются переводы этих первоисточников или еще хуже – совершенно далеких от Марксизма авторов. И поэтому – спасибо авторам фильма и за название. Так сказать – имеющий глаза да увидит. Отлично показана возрастная проблема современного рабочего класса. Почти все разговоры ведутся между людьми уже преклонного возраста. А ведь без молодежи – настоящей борьбы не получиться. Потому, что настоящая социальная борьба – это жесточайшая драка, требующая напряжения и сверх напряжения всех сил. Не даром большинство революционеров были молодыми и очень молодыми людьми. Поэтому задача людей, борющихся за прогресс, за революционные улучшения нашей жизни – в привлечении молодежи и прежде всего рабочей молодежи к революционной борьбе. Фильм учит задумываться о своем месте в этой борьбе. С кем ты, - с подлецом начальником цеха, со сволочью и врагом – хозяином производства или с настоящими людьми – профсоюзными активистами. Фильм прекрасно показывает эту борьбу. Где нет компромиссов, где нет «пленных». Такой и должна быть настоящая борьба за социальные изменения, за справедливость, в конечном счете – за революцию. А как показана наша государственная власть? Заключительные кадры разговора зам министра в машине а? Ведь это говорит уголовник. Бандит и убийца. А показ соединения власти и бизнеса, через трогательное сотрудничества хозяина завода с крупным чиновником? – Прекрасно. В фильме очень точно показано, что один рабочий класс, без помощи передовой интеллигенции – организоваться не может. Его должен кто- то учить. Кто - то направлять. Кто- то должен регулярно проводить с рабочими беседы – лекции, уча их не на второстепенных и третьестепенных трудах, а на основоположниках. Современный рабочий класс должен овладеть Марксизмом, что бы не быть слепым и беспомощным в жестокой и сложной классовой борьбе. Нужна организация, партия – объединяющая в себе все лучшее, все прогрессивное. Партия – являющаяся подлинным авангардом рабочего класса. Какая колоритная сцена похорон. Как символично показано полное бессилие современного рабочего класса. Полная безрукость в самых обычных житейских делах. Не умение даже похоронить своего товарища. Гроб вываливается из бессильных, безвольных рук. Рук способных только вкалывать на хозяина. А как ведут себя на похоронах рабочие? Разве так бы вели себя рабочие предреволюционной России. Где гневные речи? Где призывы к справедливому мщению? Их нет, как нет и возмущения, когда дурра вдова и не далекие родственники покойного героя срывают свою боль на совершенно невинных людях – на активистах профсоюза. Нет не возмущения ни гнева. Нет сил. Потому что нет настоящего осознания не справедливости и настоящего осознания врага – классового врага. Врага, с которым нужно не просто бороться, а которого нужно уничтожать, без всякой жалости. В конце фильма у главного героя, мастере цеха, появляется что то похожее на ненависть. Это еще не настоящая классовая ненависть. Это ее предтеча, что-то еще не развитое и еще совсем не осознанное и не понятое. Это еще полу животный – полу детский протест. Крик души и вопль раненного зверя одновременно. Отлично сыграли артисты – все. Особо хочется выделить Епифанцева. Сыграл настоящую мразь и врага – спасибо. Возможно у кого то, через эмоции, что-то начнет открываться в душе. Великолепная концовка – быдлом и навозом быть нельзя. Хватит. Я очень надеюсь, что от просмотра этого фильма у многих зрителей, находящихся в своей жизни в положении названного быдла – сжались кулаки. Очень желаю, чтобы они не сразу разжимались.

Смотрите Зелёный слоник

Вы сами то по каким книгам про свой "Марксизм" читали, что пишете это слово с большой буквы, а не с маленькой, как нормальные грамотные люди, тот же Ленин хотя бы. Глаза режет, честное слово

Чего там марксизм обьъяснит про такой случай , как говорится в этом смысле, что государство дотирует, чтобы сохранить рабочие места? Иные из марксизма выведут, что не надо дотировать.

А что марксисты скажут если персонажей фильма будут увольнять и набирать азиатов-гастарбайтеров. Марксисты иные скажут нельзя против этого выступать. Непрятие несправедливости и решимость бороться за справедливость - вот, что главное, и источник этого не "Марксизм", это чувство возникает в народе и без марксизма, а то как тот дед про зубров "Марксисты" про свой "Марксизм" иной раз

"как говорится в этом фильме" я хотел написать а не "смысле"

У меня такой вывод, что надо бороться за то, чтобы государство поддерживало существование таких рабочих трудовых коллективов и следило, чтобы не разворовывали таки, то что государство выделяет. Поддерживало с целью сохранения как важной части национальной культуры , так сказать. А для многих марксистов, это оказывается жуткая ересь. И государство "всё равно капиталистическое" и ничего "национального" не надо хранить... А надо мол ориентироваться на то, что подобные рабочие "возьмут власть и устроят диктатуру пролетариата" , чего никак не просматривается в связи с недостаточным количеством такого рода трудовых коллективов.

Случаи безобразного угнетения и безобразной несправедливости с которыми человек сталкивается в течении жизни столь разнообразны, что ни у Маркса, ни у кого никакого руководства к действию не вычитаешь, а выступать против них тем не менее надо.