Резонанс
Лучшее
Обсуждаемое
-
-
+42
+
+

"Философия и политика". Выпуск 7

ПОИСК МАТЕРИАЛОВ
Установите Flash Player и/или разрешите в браузере JavaScript, чтобы включить видео.
Опубликовано:  19.08.2012 - 22:49

Рассказывает - доктор философских наук, профессор В.П.Огородников.

Выпуск 7. Единство эволюции и революции в развитии общества.

Ленинградское интернет-телевидение

Добавить комментарий (всего 18)

Марксизм рассматривает единство не эволюции и революции в развитии общества, а единство революции, реформизма и контрреволюции, как основных направлений ЭВОЛЮЦИИ. В «единстве» эволюцию и революцию в развитии общества рассматривал Эдуард Бернштейн. Это «единство» марксистами было признано ревизионизмом, так как в нем ОБЩЕЕ (эволюция) противопоставляется ЧАСТНОМУ (революции). Это не марксизм, а эклектика. Ведь в нем рассматривает не диалектический метод развития общества, а эклектический. В политике он ориентирует политические партии, в том числе коммунистические, не на путь революции, а на путь контрреволюции. Например, КПРФ сегодня выступает против «эволюционного» пути развития финансового акционерного капитализма, за «революционное» его преобразование. Если внимательно с позиций диалектического метода развития общества проанализировать программу действий этой партии, то оказывается, что она предлагает финансовый акционерный капитализм превратить в антисоциализм. Это будет не революция, а контрреволюция, так как общество не сделает завершающий шаг на пути формирования общественно-экономической коммунистической формации. Председатель КПРФ имеет ученую степень докторая философских наук и у него такие же воззрения на «единство» эволюции и революции, как и у профессора В.П. Огородникова. Во взглядах на развитие общество бернштейнианцы едины. Они видят только два пути: «эволюционный» и революционный. Они никак не могут осознать марксистского (дарвиновского) положения, что нет какого-то особого «эволюционного» пути развития природы и общества, а есть три основных пути их развития, которые в совокупности представляют эволюцию, характер и содержание развития.

Вывод. Рассмотрение в единстве эволюции и революции есть бернштейнианство, а не марксизм. Марксизм рассматривает в единстве революцию, реформизм и контрреволюцию, которое является диалектическим методом. Бернштейнианцы подменяют его эклектическим методом и тем самым выступают на стороне консервативных и реакционных сил в классовой идейно-теоретической борьбе.

Не вижу здесь проблемы. Назовите "реформизм" эволюцией, а контрреволюцию трактуйте как "революционную" смену, вот и получится "единство эволюции и революции". Если Бернштейн трактует революцию как частное, а эволюцию как общее, то это проблема Бернштейна, вот только причём здесь профессор Огородников. Он таких трактовок не приводил. По-моему, Вы, наоборот, допускаете гораздо бОльшую ошибку, называя единство, как Вы говорите, "революций, реформ и контрреволюций" сомнительным биологическим термином "эволюция". Можно было бы сказать "социальная эволюция", но это тоже было бы малонаучно. Скорее у Вас речь идёт об общественном саморазвитии, о поступательности общественного развития в противовес какому-то внешнему воздействию.

У меня возник спор о понимании ПРОЦЕССА развития природы и общества с профессором философии. Как рассматривал ПРОЦЕСС развития природы Дарвин? Он установил, что этот процесс является эволюционным в противоположность додарвиновским воззрениям, которые отрицали развитие природы вообще и утверждали, что все в природе создано творцом и по его воли. Дарвин, а не я установил, что имеются три основных направления эволюции, т.е. процесс развития природы состоит из трех возможных путей, а не двух и не одного. Эти три пути развития природы под воздействием борьбы за существования он назвал ароморфозом, идиоадаптацией и общей дегенерацией. Именно таким процессом развития природы объясняется многообразие видов растений и животных. Если бы развитие в природе шло только по восходящей линии путем ароморфоза, то в природе сохранялись бы только высшие формы животных и растений. Но этого нет. В природе живут и одноклеточные организмы, и высший класс животных – млекопитающие.

А как же развертывается процесс развития человеческого классового общества? Маркс и Энгельс установили, что оно развивается под воздействием классовой борьбы. От одной классовой формации оно переходит к другой более развитой в результате революции. Но это не означает, что между революциями общество останавливается в развитии. Оно развивается и в этот период. Но другими путями эволюции: путем реформизма, когда не происходит повышения его уровня развития и путем контрреволюции, когда оно начинает деградировать, чтобы сохраниться в простейшей форме, но не погибнуть. Бернштейн в противовес теории развития общества Маркса и Энгельса выдвинул тезис о том, что, мол, от капитализма к социализму можно перейти без революции, без диктатуры пролетариата, а путем ЭВОЛЮЦИИ. Тем самым он противопоставил различные определения в теории процесса развития общества и природы. Вполне понятно, что общество от капитализма к социализму обязательно перейдет и это будет процесс эволюции. Ведь другого процесса развития нет. Все в природе и обществе развивается эволюционно. Но при переходе от капитализма к социализму будет осуществлена социальная революция, а не реформизм или контрреволюция, которые также являются направлениями эволюции. Если революцию и эволюцию рассматривать как равнозначные процессы, то это означает, что из эволюции выбрасывается ее прогрессивный путь развития – революция. Профессор философии Огородников в своей лекции это сделал, а я высказал с этим свое несогласие. Это равнозначно утверждению, что природа, мол, развивается путем ароморфоза и эволюции. Биологи такое утверждение просто бы высмеяли, а вот философы, начиная с Бернштейна, им постоянно одурачивают прогрессивные силы общества. При этом нет большой разницы в том, что выступают они при этом против «эволюционного» пути развития и за «революционный». Это антинаучный метод исследования процессов развития природы и общества. Ведь сегодня, когда вопрос стоит о переходе к социализму, определенные политические силы предлагают совершить антисоциалистическую контрреволюцию, называя при этом ее социалистической революцией. Но ведь не всякие коренные изменения в обществе являются революцией. Они могут быть, и реально были в истории развития советского общества, контрреволюциями. У меня в этой связи к Вам вопрос, где у профессора теория контрреволюции?

По-моему, профессор говорил о единстве количественных и качественных изменений вообще применительно к общественному развитию. Правда, при этом он затронул ходячие представления типа "эволюции" и "революции", которые конечно же не являются философскими категориями, и также не являются вполне научными с точки зрения обществоведения, потому что антиподом революции является, конечно же, реформа, а "эволюция" - это странный термин, придуманный "демократами" в конце 80-х для того, чтобы (по всей видимости) затушевать реформизм. Кстати, теперь буржуазия тоже выдумывает всякие термины типа "цветной революции", чтобы таким образом затушевать реакционные политические перевороты. Но профессор (с моей точки зрения) называет, просто для удобства понимания, любое качественное изменение в общественной жизни революцией, а количественное - эволюцией. Например, производственные отношения (скажем, система соцсоревнования) в высшей фазе социализма тоже могут претерпевать как "революционные" изменения, так и "эволюционные" - в неразрывном единстве одного с другим. Я не думаю, что профессор тем самым претендует на какую-то "научность" специфически "при разработке проблемы классовой борьбы", как Бернштейн. А вот Вы, в полемике с Бернштейном, пытаетесь крайне сомнительно оперировать биологическим термином "эволюция". Это во-первых. Во-вторых, что такое "антисоциалистическая контрреволюция", я не совсем понимаю. Во-первых, почему "контрреволюция" - Зюганов ведь стоит и за буржуазную республику, и за капиталистический строй. Во-вторых, Зюганов предлагает (на словах, конечно) какую-то антиимпериалистическую, антифинансовую форму организации классового общества, являющуюся действительно регрессивной формой господства и подчинения, но назвать её "антисоциализмом" язык не поворачивается.

Согласен с Вашим выводом о том, что «…профессор говорил о единстве количественных и качественных изменений вообще применительно к общественному развитию». В этом анализе профессор прав и неправ. Он прав в том, что действительно развитие в природе и обществе происходит в результате изменений. Оно подчиняется второму закону диалектики.

Но он не прав в понимании последствий количественных изменений, ведущих к скачку в развитии. Сегодня мы хорошо знаем, что не всякие новообразования в организме живых организмов или общества являются КАЧЕСТВЕННЫМИ. Возникают иногда такие новообразования, которые получили определения ЗЛОКАЧЕСТВЕННЫХ. Они появляются в организме при количественном изменении в строении клетки. Медицинская наука еще не раскрыла процесс злокачественных новообразований. Но она их зафиксировала. Вполне понятно, что если бы не было злокачественных новообразований в живых организмах, то тогда не стоял бы вопрос о выявлении их в процессе развития общества, которое мы рассматриваем именно как живой организм. Поэтому второй закон диалектики охватывает взаимосвязь трех изменений: количественных изменений, качественных и злокачественных, анне только первых двух. Здесь мы вносим качественное нововведение или уточнение в сам закон диалектики. Без этого уточнения мы не сможем научно понять содержание и характер процессов развития, которые происходят в обществе в последние десятилетия. Ведь диалектически и исторический материализм являются методами познания. Если нельзя познать развитие общества, что это свидетельствует о не совершенствовании методов познания, а не общества.

Перейдем от логического к историческому в исследовании теории развития общества. Проанализируем с точки зрения второго закона диалектики – закона взаимосвязи количественных, качественных и злокачественных изменений два исторических этапа в развитии советского общества: хрущевские «реформы» и горбачевскую «перестройку». С позиций «революции и эволюции» оно было многократно и безуспешно проанализировано. После смерит Сталина в руководстве КПСС были произведены количественные изменения, которые привели к злокачественным. Бал изменен количественный состав Президиума ЦК КПСС. Он был сокращен почти в три раза. Был сформирован новый орган – «коллективное руководство» в составе членов президиума ЦК КПСС. Это было злокачественное образование в коммунистической партии. До этого коммунистическая партия руководствовалась в своей деятельности передовой научной теорией. Никакого единоличного или коллективного руководства до этого изменения не было. В период с 1922 по 1934 гг. в составе секретариата ЦК ВКП (б) была должность Генерального секретаря ЦК, как руководителя секретариата. Это «новообразование» в органах партии оказалось злокачественным, так как в партии возникла борьба среди членов ЦК за эту должность. В 1934 г. на первом заседании нового состава ЦК Сталин «хирургическим» путем удалил это злокачественное новообразование в партии. Эта должность была упразднена. Тем самым была устранена одна из причин для внутрипартийной борьбы. «Метастазы» после этого в партии существенно уменьшились и она начала полноценно жить. После смерти Сталина сразу же было сформировано «коллективное руководство», а через полгода в сентябре 1953 г. был учреждена должность Первого секретаря ЦК КПСС, в нарушение Устава партии. Тем самым было создано еще одно злокачественное новообразование. После этого «метастазы» пошли по всей партии и обществу. Так «коллективное руководство» приняло решение, что товарно-денежные отношения полностью соответствуют теории социализму и поэтому их нужно восстановить в промышленности и развивать в сельском хозяйстве, что система сдельно-прогрессивной оплаты труда советских рабочих является «последствием культа» и ее нужно заменить сдельно-премиальной, т.е. заменить производственные отношения в промышленности, что кукуруза должна стать царицей полей и т.п. Все это, с позиций диалектического и исторического материализма, можно определить как перерастание количественных изменений в злокачественные, а процесс развития как контрреволюция или цветная «революция», как это принято называть такие исторические процессы сегодня. Если бы тогда действительно осуществлялись реформы, то происходили бы лишь количественные изменения, а партия по-прежнему руководствовалась бы передовой теорией, а не указаниями «коллективного руководства» и Первого секретаря ЦК. Так можно понять с позиций диалектического материализма хрущевские «реформы».

В годы горбачевской «перестройки» и после нее в советском и постсоветском обществах были сознательно созданы злокачественные новообразования, которые были настолько серьезными, что они уничтожили советское общество. Именно злокачественные новообразования уничтожили советское общество, а не какая-то внешняя сила. Какие же это были новообразования? К ним следует отнести: «съезды советов», «кооперативы», «должность президента СССР и президента РСФСР», «республиканский хозрасчет», «коммерческие предприятия райкомов и горкомов КПСС», «ГКЧП», «Коммунистическая пария РСФСР», «частная собственность на средства производства и землю», «Госдума», «должности губернаторов», «городские и областные заксобрания», «залоговые аукционы», «ваучеры» и т.п. С помощью этих злокачественных новообразований осуществлялась ликвидация советской власти, разрушение СССР, его народного хозяйства, формирование финансового акционерного капитализма в России. Советским народам эти злокачественные новообразования преподносились как качественные, которые должны советское общество вывести на путь прогресса, процветания, демократии и недеформированного социализма.

О возможности появления в ходе «перестройки» злокачественных изменений в обществе все философы, включая М.С. Горбачева, молчали. Философы и сегодня об этом молчат. Поэтому возникла и широко используется реакционными силами переходных обществ теория «цветных революций», которая на самом деле является теорией контрреволюции. Ведь в ее основе лежит «закон» перехода количественных изменений в качественные и вульгарное положение о том, что количественные изменения – это эволюция в развитии общества, а качественные – революция, пусть будет даже цветная. Но ведь это же ненаучное рассмотрение процесса развития общества и второго закона диалектики. На самом деле количественные изменения являются реформизмом, так как при них не появляются новообразования. Качественные изменения являются революций, так как в результате их появляются новообразования, которые способствуют прогрессу общества, его развитию по восходящей линии. Но кроме качественных, могут возникнуть и злокачественные изменения, которые являются контрреволюцией или «цветной революцией», так как в ходе ее появляются злокачественные образования, которые поворачивают развитие общества назад, отбрасывают его на ступеньку ниже. Независимые и суверенные страны превращают при этом в неоколонии, происходит деградация общества.

Уступка реакционным и контрреволюционным идеологам в понимании второго закона диалектики позволяет реализовать классовые интересы эксплуататорам в современном обществе, одурачить широкие массы трудящихся и сохранить эксплуатацию человека человеком. Эта идеологическая уступка дезориентирует рабочие и коммунистические партии, ведет к их кризису и гибели. Не понимании диалектики не позволяет выработать научную программу коммунистической партии, программу превращения капитализма в социализм, программу превращения социализма в коммунизм. Третья программа КПСС и ее новая редакция были ненаучными именно в силу того, что разработчики не понимали законов диалектики, т.е. законов развития природы и общества. В ней утверждалось, что в связи с увеличением производства промышленной и сельскохозяйственной продукции в 4-6 раз за 20 лет, эти количественные изменения приведут советское общество к качественным изменениям, т.е. социализм перерастет в коммунизм. Эта трактовка общественного развития была возведена идеологами КПСС в разряд партийных аксиом или догм. Ее никто в идеологии не мог подвергнуть сомнению. Ведь все изменения, которые инициировало «коллективное руководство» КПСС автоматически относилось советскими идеологами в разряд «качественных» изменений. Ведь других изменений они не знали и не хотели знать. При смене «коллективного руководств» все прежние нововведения объявлялись ошибочными, а поэтому отрицались, а их инициаторов обвиняли в неправильном «руководстве» партией и страной. В один день «белое» становилось «черным», а бывший «руководитель» партии – объектом для критики партийных идеологов. При этом не важно, что еще вчера они утверждали о том, что «руководство прочно стоит на позициях марксизма-ленинизма». Главная ошибка советских партийных философов коренилась в неверном понимании диалектики и ее законов.

Эту же самую ошибку вновь мы слышим из уст «постсоветских» философов, тем самым они остаются в понимании диалектики и ее законов на догматической позиции советских партийных философов. С этой позиции нельзя научно проанализировать ни историю развития советского общества, ни разработать научную теорию завершения переходного периода, ни теорию первой фазы общественно-экономической коммунистической формации. А ведь этими теориями должны руководствоваться коммунистические партии для осуществления качественных изменений в обществе. В противном случае они неизбежно будут осуществлять злокачественные изменения, как это было в последние десятилетия и как это имеет место сейчас. Сегодня большая вероятность того, что, например, Коммунистическая партия Кубы, которая приступила к осуществлению изменений в обществе, создаст злокачественные, а не качественные новообразования. Ее руководители при этом будут убеждены, что они твердо стоят на позициях марксизма и осуществляют революционные преобразования, а не контрреволюционные. Только извлекши уроки из гибели КПСС, развивая диалектику, можно выработать научную концепцию развития переходного общества. А без нее нельзя завершить переходный период и вступить в первую фазу общественно-экономической экономической формации.

>>>>"второй закон диалектики охватывает взаимосвязь трех изменений: количественных изменений, качественных и злокачественных, а не только первых двух. Здесь мы вносим качественное нововведение или уточнение в сам закон диалектики."

А Вы, батенька, однако, юморист.

>>>>>широко используется реакционными силами переходных обществ теория «цветных революций», которая на самом деле является теорией контрреволюции.

Это хорошо, что Вы видите историко-логическую взаимосвязь между хрущёвщиной, горбачёвщиной и "цветными революциями". Всё-таки, второй закон диалектики здесь ни при чём: это всё вопросы, связанные с процессом становления и прехождения раннего социализма и сопутствующих ему политических форм. Я бы не спешил из неё делать далеко идущие философские выводы, хотя аналогия с процессами биологического старения здесь в какой-то мере законна. Между прочим, Вы почему-то указываете только на одну сторону контрреволюции и процесса прехождения социализма - на либеральную, а есть ведь и другая сторона, связанная с "закручиванием гаек" и с консерватизмом.

Вы прекрасно заметили мой «юмор» в определении содержания второго закона диалектики, т.е. в понимании диалектического метода научного исследования. В чем же состоит принципиальная ошибка в этом определении? Она состоит в том, что в нем в единстве взяты только два вида качественных изменений: доброкачественные, которые я ошибочно назвал «качественными», и злокачественные. Это в порядке самокритики «юмора». Но эти два вида качественных изменений не полностью охватывают спектр возможных и реально осуществляемых изменений. Есть еще и третий вид качественных изменений в живой природе – это атавизмы. Они представляют такие изменения, которые не изменяют природы организмов и тем более не уничтожают ее. Из школьного учебника анатомии человека мы знаем пример атавизма, когда рождаются дети с хвостами. В развитии общества также могут быть атавизмы. Примером социального атавизма служит учреждение королевского трона в Испании после ликвидации диктатуры Франко. Диктатура пала, но произошла не социальная революция, а социальный атавизм.

Качественные изменения в природе и обществе, как и количественные, нужно рассматривать в их единстве. Так их рассматривал Ленин. В «К вопросу о диалектике» сказано: «Две основные (или две возможные? или две в истории наблюдающиеся?) концепции развития (эволюции) суть: развитие как уменьшение и увеличение, как повторение и развитие как единство противоположностей (раздвоение единого на взаимоисключающие противоположности и взаимоотношения между ними)». (ПСС. Т.29. – С. 317). Здесь верно указано, что в концепции развития имеются три вида количественных изменений: увеличение, уменьшение и повторение. С этим никто не спорит. Что касается второй концепции развития, т.е. второй составляющей диалектического закона взаимосвязи количественных и качественных изменений (первой концепцией развития он считает количественные изменения), то Ленин дает лишь общее определение как «единство противоположностей». В 1921-22 гг. он все же конкретизирует эти противоположности и указывает на необходимость проведения реформ после осуществления революции, а также предупреждает партии о том, что если не правильно проводить политику, то можно потерять Советскую власть и тогда придется пережить «…20-30 лет белогвардейского террора». (20 лет этого периода развития прожили. Осталось прожить еще в нем максимум 10 лет, если усвоим диалектический материализм в это десятилетие.). Тем самым Ленин ясно указал на возможность возникновения в советском обществе контрреволюции. А это означает, что он в единстве рассматривал революцию, реформизм и контрреволюцию, а не «эволюцию и революцию».

В качественных изменениях объективно имеются три пары противоположностей, а не одна, так как имеются три вида качественных изменений, а не два. Какие же это пары противоположностей в их единстве? Эти пары противоположностей следующие: доброкачественные и атавистические, атавистические и злокачественные, доброкачественные и злокачественные. Каждая из этих пар составляет диалектическое единство противоположностей. Поэтому второй закон диалектики рассматривает в единстве три пары количественных изменений и три пары качественных. Советские партийные философы видели в этом законе диалектики только одну пару противоположностей в единстве качественных изменений: эволюцию и революцию. При этом под «эволюцией» они понимали и понимают сейчас качественные изменения в обществе, которые не ведут к изменению природы общества, его общественно-экономического строя. Тем самым они ошибочно понятие «эволюция» опускают до понимания одного из ее направлений, а именно, реформизма, которое осуществляется путем социальных атавизмов (реформ, которые не затрагивают форм собственности). Диалектика рассматривает качество в единстве: революцию и реформизм, реформизм и контрреволюцию, революцию и контрреволюцию. Только на ее основе нужно научно исследовать историю развития общества, понять социально-экономические процессы, которые происходили и происходят в нем, наметить меры по переходу на качественно новый уровень развития переходного общества.

Перейдем теперь от философии к политике. Ведь мы находимся именно на такой вебстраницы Красного ТВ. К чему ведет политические партии ошибка в понимании второго закона диалектики? Она их ведет или к застою, к консервации существующего общественного строя, к социал-демократическому перерождению пролетарской или буржуазной партии, или к авантюризму, к контрреволюции, к контрреволюционному перерождению правящей партии (коммунистической, социал-демократической или буржуазной). Ведь, что мы сегодня слышим от партий? Одни утверждают, что они против революции, так как «лимит на революции исчерпан» и поэтому они за «эволюцию». Другие партии утверждают наоборот, что они за «революцию» и что «эволюция» не позволяет быстро развиваться обществу. Первые партии консервативные и реализуют лишь социальные атавизмы в экономике и политике. Другие партии реакционные, контрреволюционные, так как они не различают качественные и злокачественные изменения. Потому они скатываются на реализацию в обществе злокачественных мероприятий, т.е. скатываются на позиции контрреволюции. Почему происходит такой метаморфоз с пролетарскими, да и буржуазными, партиями? Он происходит потому, что «Диалектический материализм есть мировоззрение марксистско-ленинской партии» (Сталин, И.С. «О диалектическом и историческом материализме», первое предложение статьи). Партия перестает быть марксистко-ленинской, а точнее, марксистско-сталинской, если она в своем мировоззрение отходит от научных положений диалектического материализма, от правильного понимания второго закона диалектики. Ведь именно на основе диалектического метода разрабатывается программа партии и осуществляется ее революционная политическая деятельность по руководству классовой борьбой пролетариата. В противном случае революционная деятельность превращается в контрреволюционную деятельность, что мы наблюдали в истории КПСС времен Хрущева и Горбачева. Это мы наблюдаем в деятельности современных постсоветских компартий, мировоззрение которых нельзя отнести к диалектическому материализму, а их – к марксистским партиям. Поэтому корни кризиса в коммунистических партиях лежат в их мировоззрении, а не в личных качествах их руководителей или членов. Выход из этого затянувшегося кризиса есть. Он состоит в овладении членами партий основных положений диалектического материализма. Без него они постоянно будут скатываться на путь контрреволюции, реализуя свои авантюристические идеи.

Позволю себе несколько "углубить" Вашу самокритику: "злоколичественные" изменения имеют место, или нет? И каким образом Вы здесь определяете, что "зло", а что нет? Что зло для одного - то добро для другого, и наоборот. Для нас с вами опухоль в теле Чавеса - зло, а с точки зрения Герцена раковые клетки в организме Бенкердорфа или Николая I-го были бы проростками русской свободы. Или указанные Вами законы становления и прехождения характерны только для ранних социалистических государств, а для белогвардейско-террористических режимов не существует законов прехождения?

Теперь серьёзно: количество - это отрицающее себя качество, они едины и неразделимы, в этом состоит суть второго закона. Что касается "трёх видов" количественных (или качественных, если Вы здесь берётесь "углублять" Ленина) изменений, то это не "подправка" второго закона, а отдельное диалектическое умозаключение. Насчёт консервативных и контрреволюционных партий я согласен. Теоретически они придерживаются буржуазного, глубоко не научно-диалектического мировоззрения, хотя дело здесь не в теории только, но и в организации, тактике, идеологии и т.д. Взять, например, сталинистов. Это типичные проводники атавизмов, как Вы выражаетесь. Либеральные же "коммунистические" партии - это, в условиях наличия внешнего империализма, всегда контрреволюционеры.

Продолжим «углублять» самокритику в понимании второго закона диалектики, который дает познание в развитии природы, общества и человеческого мышления. От того, как понимаешь второй закон диалектики, определяется мировоззрение. В споре выяснилось, что имеются две трактовки этого закона в отношении развития общества и поэтому имеются два мировоззрения: материалистическое и идеалистическое. Первое было сформулировано Марксом и Энгельсом, а затем развито Лениным и Сталиным. Второе впервые было сформулировано Гегелем, а затем развито Бернштейном и углублено советскими партийными философами, начиная с Хрущева и заканчивая Горбачевым. Сегодня углубление идеалистического мировоззрения осуществляют философы постсоветских компартий.

Рассмотрим, чем же принципиальным отличаются диалектический материализм и диалектический идеализм по вопросу развития общества, в том числе в переходный период. Диалектический материализм рассматривает длительное историческое развитие общества в виде процесса и этот процесса развития называется ЭВОЛЮЦИЕЙ. Диалектико-материалистический метод исследования гласит, что развитие осуществляется тремя возможными путями: революционным, реформистским и контрреволюционным. Этими путями общество следует в конкретно-исторических условиях по мере созревания объективных условий. Переход от одной общественно-экономической формации к другой происходит с помощью прогрессивного пути развития – социальной революции. После нее следует реформизм и контрреволюции (реставрации).

Диалектический материализм все три эти возможные пути развития переходного общества рассматривает в единстве. Политическая партия, мировоззрением которой является диалектический материализм, является пролетарской, коммунистической. Кроме устава и программы, политические партии имеют еще и мировоззрение, которое фиксируется не в партийных документах, а в головах членов партии. Партия является коммунистической не потому, что у нее устав и программа являются коммунистическими. Их можно написать и в этом нет большой проблемы. Она коммунистическая потому, что у нее мировоззрением является диалектический материализм. В силу этого она может выполнить роль передового борца и мобилизовать массы для осуществления перехода общества от капитализма к коммунизму путем СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ. Партия при этом осознает, что такой переход не идет по ровной дороге. Общество в этот период движется «рывками», движение «вперед» сменяется движением «назад», движение «назад» сменяется движением в «сторону». Ничего сверх естественного в таких изменениях в развитии общества нет с точки зрения диалектического материализма. О таком развитии в переходный период писал Ленин в своей работе о «О Лозунге Соединенных Штатов Америки»: «Политические преобразования в действительно демократическом направлении, а тем более политические революции, ни в коем случае, никогда, ни при каких условиях не могут ни заслонить, ни ослабить лозунга социалистической революции. Напротив, они всегда приближают ее, расширяют для нее базу, втягивают в социалистическую борьбу новые слои мелкой буржуазии и полупролетарских масс. А с другой стороны, политические революции неизбежны в ходе социалистической революции, которую нельзя рассматривать, как один акт, а следует рассматривать, как эпоху бурных политических и экономических потрясений, самой обостренной классовой борьбы, гражданской войны, революций и контрреволюций». (http://uaio.ru/vil/26.htm). Ленин развитие общества в переходный период рассматривает в единстве возможных направлений, в том числе и контрреволюций. Поэтому по этому вопросу он прочно стоял на позиции диалектического материализма, что в сложные послеоктябрьские годы позволили правильно вырабатывать решения партии. Ведь ему пришлось не только руководить осуществлением буржуазной и коммунистической революции в деревни, коммунистической революции в промышленности и социальной сфере. В 1921 г. он прекрасно осуществил две контрреволюции. В деревне была осуществлена буржуазная социальная контрреволюция и коммунизм (продразверстка) был замене капитализмом (свободная торговля). В промышленности коммунизм был превращен в антисоциализм, но не в госкапитализм, как это было намечено. В социальной сфере контрреволюция не осуществлялась и поэтому в не коммунизм сохранился. Переход сельского хозяйства и промышленности на более низкие ступеньки общественного развития были вынужденной мерой, так как они еще не были готовы к социалистическим и тем более коммунистическим отношениям. Они могли успешно развиваться лишь в рамках капитализма и антисоциализма. Что касается социальной сферы, то она уже тогда могла успешно развиваться в рамках коммунистических отношений.

Так нужно рассматривать развития Советской России в 1917-1922 гг. с позиции диалектического материализма, с позиций единства революции, реформизма и контрреволюции. В конце 20-х – начале 30-х гг. Сталин осуществил две социальные революции: в промышленности и сельском хозяйстве. В промышленности был осуществлен переход к плановой экономики, которая представляла собой социалистические производственные отношения по содержанию и антисоциалистические по форме, т.е. содержание стало социалистическим, а форма осталась антисоциалистической. В сельском хозяйстве мелкокрестьянский капитализм был заменен антисоциализмом. Производственные отношения и их форма были антисоциалистическими. В последующем Сталин хорошо понимал, что в экономике социализма существуют проблемы и их нужно решать. Он видел эти проблемы и в 1952 г. их описал и наметил направление их решения. Он был и оставался диалектическим материалистом и поэтому не питал никаких иллюзий насчет производственных отношений в колхозах и государственной формы промышленных предприятий.

После смерти Сталина в КПСС диалектическое материалистическое мировоззрение было заменено под видом борьбы с «культом личности Сталина» диалектическим идеалистическим мировоззрением. Тем самым она из революционной партии превратилась в контрреволюционную. Но не в оппортунистическую, как сегодня это пытаются представить современные философы-идеалисты. Контрреволюционной она стала потому, что во главе ее стали гегельянцы с идеалистическим мировоззрением, а не марксисты. Оппортунизм возник и развивался в марксизме, в рабочем движении. А гегельянцы не был и не могут быть марксистами. У них идеалистические взгляды на развитие общества, а не материалистические. Для них «все действительное разумно». Чтобы не сказал «первый» – это истина. Все члены партии должны сказать «поддерживаем и одобряем» или будут исключены из рядов партии. А он ведь говорит лишь только «доброкачественные» программные заявления, так как других не бывает по мировоззрению диалектических идеалистов. Все «качественные» изменения у идеалистов сводятся только к «доброкачественными». Поэтому спор с ними ведется не по вопросу направлений эволюции, а по вопросу метода познания этого процесса.

Марксисты и гегельянцы говорят о том, что таким методом может быть только диалектический и те и другие правы. Но ведь диалектический метод исследования может быть диалектико-материалистическим и диалектико-идеалистическим. У Маркса, Энгельса, Ленина, Сталина он был диалектико-материалистическим. А у советских постсталинских философов – диалектико-идеалистическим. В политике КПСС этот идеализм проявился в эпопее с посевами кукурузы как методом подъема животноводства, с разделением парторганизаций на «сельские» и «промышленные», со строительством коммунизма только путем создания материально-технической базы, но без изменения политической и юридической надстройки советского общества. Однако самым «злокачественным» нововведением было замена социалистических производственных отношений в промышленности на антисоциалистические. Гегельянское руководство КПСС заменило «содержание» производственных отношений: социалистические на антисоциалистические, и тем самым у них «форма» и «содержание» получили единство. Таким путем они сняли все проблемы социализма. Но такое «снятие» было злокачественным, т.е. «отрицательным», а не «положительным». Ведь оно отрицательно сказалось на количественном росте экономики. Темпы ее стали неуклонно падать и в результате общество все глубже погружалось в общественно-экономический и политический кризисы. В итоге получили горбачевскую капиталистическую «перестройку». Она состояла в том, что антисоциалистические производственные отношения в промышленности были заменены частнокапиталистическими, а также государственная форма предприятий была замена акционерной. В сельском хозяйстве она была заменена мелкокрестьянской, т.е. мелкобуржуазной формой собственности на средства производства и землю (доли, паи). Акционерная форма промышленных предприятий является общественной формой. Но она еще не полностью развилась и поэтому в ее рамках продолжают существовать капиталистические производственные отношения.

Какие же «революционные» воззрения по переходу к социализму имеют современные гегельянцы? У них главным является то, что существующую форму и содержание производственных отношений нужно заменить «новыми», а именно государственными, путем национализации средств производства и ликвидации акционерных обществ. Для них все «плохо» в современных производственных отношениях и «форма», и «содержание», так как не видят ростков социалистической формы в современной промышленности и поэтому они «революционны» по отношению к ней. Они ж ведь в единстве рассматривают эволюцию и революцию. Поэтому выступают против эволюции и за революционную «ломку» как формы, так и содержания. Но такой «ломкой» к социализму перейти нельзя.

Форма новых предприятий возникает еще в условиях капиталистических производственных отношений путем акционирования частных и государственных предприятий. Вот эту революцию в форме капиталистических предприятий гегельянцы не видят. Они не могут предположить, что ее совершает не пролетариат, а буржуазия. К тому же они не видят и тех новых социалистических отношений в промышленных предприятиях, которые были в годы сталинских пятилеток. В результате они предлагают рабочему классу вновь учредить антисоциализм и по форме, и по содержанию. А это означает движение назад, а не вперед. Это будет контрреволюция, а не революция. Но они об этом не хотят слушать, так как апеллируют категориями «эволюция» и «революция». Какая при этом может быть контрреволюция? Ее нет в их идеалистической диалектике. Ведь еще сам Гегель утверждал, что «все разумное действительно, а все действительное разумно». А поэтому ничего не «разумного» не может быть в принципе. Поэтому, все, что они предлагают, «разумно» по их убеждению.

Вполне понято каждому диалектическому материалисту, что с позиций диалектического материализма социалистическая революция сегодня включает в первую очередь завершение создания социалистической формы для нового содержания путем учреждения большинством граждан общенародного акционерного коммунистического общества. Капиталисты создали акционерные общества в своих интересах, а все остальные граждане должны создать одно на всех акционерное общество в общественных интересах как единую юридическую надстройку над всеми акционерными обществами и превратив их в дочерние компании возникшего коммунистического холдинга. После этого нужно будет заменить в дочерних компаниях холдинга, распределение дивидендов, заменив распределение на акции – распределением по труду. Это и будет социализм, как по форме, так и по содержанию.

Придти к пониманию такого пути к социализму можно лишь на основе рассмотрения в единстве реформизма, контрреволюции и революции. Ведь в начале 90- гг. прошлого столетия произошла контрреволюция в производственных отношениях и политической надстройке. Одновременно произошла революция в юридической надстройке промышленных предприятий. Государственные объединения были заменены акционерными обществами. А то, что акционерные общества являются готовой социалистической формой предприятий, то это открыл не я, а Ленин еще в 1917 г. мною предложено лишь «построить» над ними единую «крышу» в виде общенародного акционерного коммунистического общества. Это мой скромный вклад в теорию строительства социализма, разработанный на основе использования диалектико-материалистического метода исследования процесса метаморфоза капитализма.

Диалектико-идеалистическое мировоззрение на развитие общества не исчезло в результате гибели КПСС. Оно вместе с бывшими ее членами стало мировоззрением постсоветских коммунистических партий. В эти партии сегодня объединены не марксисты и не оппортунисты. В них сегодня объединились гегельянцы. Выработать материалистическое мировоззрение так же сложно, как сложно из верующего стать атеистом. Поэтому кризис в коммунистических партиях вызван не тем, что в их программах и уставах имеются ошибки. Эти ошибки исправить не сложно. Кризис в том, что в мировоззрении этих партиях господствует диалектический идеализм. Вот его заменить диалектическим материализмом очень сложно. На Красном ТВ развернувшаяся борьба идет именно между этими противоположными мировоззрениями. Это уже хорошо, так как только в непримиримой идейной борьбе можно выработать у себя материалистическое мировоззрение, которое является мировоззрением марксисткой партии, которая способна успешно руководить классовой борьбой за завершение процесса превращение капитализма в социализм.

Что касается моей «ошибки» в формулировке второго закона диалектики, то я ее допустил сознательно, чтобы можно было ее критиковать с меньшими моральными издержками. Нужно вначале показать всем как он убирается из собственного «глаза», а уж затем указывать на «соринки» в мировоззрении других. Я надеюсь, что моему примеру последуют и другие участники Красного ТВ. Тем самым мы образуем марксистскую партию с диалектическим мировоззрением.

ваша идея запутать людей замысловатыми словцами и настроить против кпрф!?

Что вы несёте в этот мир? Сперва, вырвав из контекста одну отдельную фразу (видимо, из заголовка) и на основе её превратного толкования, вы обвинили Огородникова ни много ни мало в реформизме. Тем самым самого себя выставив не в лучшем свете. Ведь ваши домыслы легко опровергнуты самим выступлением. Потом вы также с бухты-барахты вешаете ярлык "бернштейнианца" на Зюганова, но даже этот ярлык для самого Зюганова есть ничем не заслуженный комплимент.

В сл. ин. слов 1954 г. философия определена как "наука о наиболее общих законах развития природы человеческого общества и мышления". В последующем трудами "философов" она низведена до неопределенной "формы духовной деятельности" по "выработке целостного взгляда на мир". Таковой, однако, у философов отсутствует в силу доминирующего положения индуктивного метода, различия типов мышления и неумения их состыковать друг с другом, а также перманентного процесса переопределения содержания понятий. Например, Некто А.Воин из Киева аксиоматическому методу дал новое название: метод единого обоснования, - а попутно и приписал себе авторство оного. Относительно рассмотрения единства понятий следует еще очень потрудиться, но вот вопрос: а надо ли тратить на это время? До той поры, пока не достигнуто методологическое единство, говорить о каком-либо диалектическом единстве чего бы то ни было весьма преждевременно. Кроме того, нравится нам или нет, но социальная практика показала несостоятельность марксистско-ленинской теории, которой совершенно незаслуженно приписан успех в революции опять-таки вследствие индуктивного метода, позволяющего получить только гипотетическое знание. Гипотеза не подтвердилась. Другой пример: с точки зрения аксиоматической теории социокультурных трансформаций (сайт АНО ЦКСИ) победа Ленина, а затем и Сталина, поражение Горбачева обусловлены естественным процессом смены парциальных социокультурных поколений, но в одном случае лидеры, согласно Г.Лебону, соответствовали социокультурной ситуации, а в другом - нет.

Звуковой вариант данного ролика для прослушивания на мобильных телефонах и карманных проигрывателях: http://k.ksssr.operaunite.com/file_sharing/content/файлы%20ДЛЯ%20МОБИЛЬНИКОВ/звук%20(mp3)/лекции/Философия%20и%20политика.%20Проф.%20Огородников%20В.П.%202012/Филос%20и%20полит%20Вып%207.mp3 - 1.68 Мб. Продолжительность - 30 мин.

Доступ - с 9 до 21 по Московскому времени (GMT+4), плюс-минус 1-2 ч.

Граждане, учитесь передавать файлы альтернативными путями!

где в вашем материализме место человеческому духу,сознанию?В любом поступке человека можно отыскать причинно-следственную связь,следовательно никакой воли нет,неужели вы думаете,что человек смирится,что его сознание лишь отражение развития производительных сил в данный момент и никакой свободы воли?

Вы путаете реальный материализм с вашими собственными заблуждениями относительно материализма. Как раз таки на твёрдой материальной основе и зиждется свободы воли. Человек способен влиять на окружающую его природу, опираясь на понятые им законы этой самой природы, ведь человек и его сознание - такие же части материального мира, как и общество, и окружающая среда. А вот если бы причинно-следственных связей не было, то непонятно, как вообще бесплотный дух мог бы влиять на материю, если, по-вашему, дух и материя не имеют между собой ничего общего) Советую вам просмотреть весь цикл лекций профессора Огородникова: http://www.krasnoetv.ru/category?categoryid=602

"Идея детерминизма, устанавливая необходимость человеческих поступков, отвергая вздорную побасенку о свободе воли, нимало не уничтожает ни разума, ни совести человека, ни оценки его действий. Совсем напротив, только при детерминистическом взгляде и возможна строгая и правильная оценка, а не сваливание чего угодно на свободную волю." - Ленин В.И. Что такое "друзья народа" и как они воюют против социал-демократов? – Полн. собр. соч., т. 1, с. 159

Человеческому духу, сознанию материализм отводит почётное место.

Че Гевара погиб т.к. революция не созрела,у нас с декабристами произошло то же самое я так понял.

К вопросу о «Единстве эволюции и революции в развитии общества»

В предыдущих комментариях проанализировано « единство» эволюции и революции в развитии общества с позиций закона диалектики о качественных и количественных изменениях. Такой анализ не позволил разрешить методологический вопрос познания процесса развития классового общества. Поэтому продолжим его рассмотрение с позиций единства диалектического материализма и теории развития.

В понимании диалектического материализма разногласий нет. Но в понимании развития природы и классового общества есть две теории, две точки зрения. Они расходятся не в понимании развития природы, которая была разработана Ч. Дарвином, а в понимании развития классового общества.

Суть теории развития природа состоит в том, что она развивается эволюционна. Источником эволюции является внутривидовая и межвидовая борьба или конкуренция. В этой связи одновременно или равномерно эволюционируют все классы и семейства, так как между ними нет конкуренции. Например, класс рыб не конкурирует с классом земноводных, так как они находятся на разных уровнях цепи питания. Поэтому в природе действует закон равномерного развития классов и семейств. Эволюция в природы развивается по трем направлениям. Они них уже было сказано, и поэтому нет необходимости повторяться. Равномерное развитие классов в природе носит определения КОЭВОЛЮЦИИ.

Классовое общество развивается не так как природа. У него другой источник развития. Этим источником является борьба классов и «семейных» кланов господствующего класса за власть. «Внутривидовой» и «межвидовой» борьбы в классовом обществе нет или она не имеет значения для его развития. Например, борьба гомосексуалистов за узаконение однополых барков путем прославления и навязывания обществу своего культа личности. Она не содействует развитию общества. Культ личности тормозит развитие общества. Межклассовая борьба способствует прогрессу и в конечном итоге именно она приведет человечество к бесклассовому обществу. Но особенностью такого развития является то, что оно осуществляется неравномерно. Причем неравномерно развиваются как отдельные страны, так и отдельные элементы общества этих стран. Развитие, источником которого является межклассовая и внутриклассовая борьба, происходит на основе закона неравномерного развития. Этот закон был открыт Лениным. Из этого закона следует теория неравномерного развития классового общества. Такое развитие имеет определение АКОЭВОЛЮЦИИ (А – не, греч.). Оно неравномерное. В таком развитии имеются также три направления: революции, реформизмы и контрреволюции. Эти изменения происходят в отдельных сферах или элементах экономического базиса общества и его политической надстройки. Как известно базиса и надстройки нет в обществе. В этом состоит принципиальное отличие природы от общества.

Рассматривая в единстве эволюцию и революцию в развитии общества, философы допускают методологическую ошибку. Они понятия более низкого уровня абстракции рассматривают в единстве. Но на этом уровне абстракции эти понятия нельзя рассматривать в единстве, так как они входят составными частями в противоположные понятия более высокого уровня абстракции: коэволюция и акоэволюция. Соединение противоположных понятий рассматривается диалектическим материализмом. Такое метод исследования называется эклектикой. Он не является научным.

В эклектике в единстве на самом деле рассматривается коэволюция и акоэволюция, как два возможных пути развития общества. Но это не два пути развития, а две теории развития. При этом эклектики под «эволюцией» на самом деле имеют внутриклассовую борьбу различных семейных кланов или частей буржуазии. Но такая «эволюция» не может классовое общество сделать бесклассовым и тем самым тормозит его развитие. Эклектика, если она заменила диалектику в мировоззрении марксисткой партии, то она теоретически разоружает партию и ведет ее поражению и гибели. Примером тому служит гибель КПСС. Коммунистическая партия погибла потому, что в средине 50-гг. ее мировоззрением стала эклектика. Исходя из «единства эволюции и революции развития общества» было «доказано» что социализму свойственны товарно-денежные отношения. Это «научный» вывод был положен в основу науки политическая экономия социализма.

Советская политэкономия социализма была эклектичной, т.е. ненаучной. Советские партийные философы и политэкономы убеждали общество в том, что "товарно-денежные отношения и социализм совместимы". Тем самым они доказывали, что в советском обществе осуществляется эквивалентный обмен, т.е. существует рынок и на нем происходит обмен продуктами с использование всеобщего эквивалента – денег. Но ведь тогда все хорошо видели, что существует неэквивалентный обмен между сельским хозяйство и промышленностью, между гражданами и обществом, между отдельными предприятиями. А это означало, что уже нет товара "деньги", а есть социалистические неденьги, т.е. всего лишь частично эквивалентные деньги. Уже в то время в советской экономике не было всеобщего эквивалента при обмене. Но деньги еще сохранялись, так как они выполняли функцию лишь частичного эквивалентного обмена. Этот частичный эквивалентный обмен на данной стадии развития общества был еще необходим.

Кто действительно хорошо понимал экономические проблемы социализма в то время, так это выдающий марксист-ученый Сталин. В его работе "Экономические проблемы социализма в СССР" нет эклектики. В ней Сталин умело использует диалектику как метод научного познания и указывает на то, что все еще сохраняющиеся товарно-денежные отношения между колхозами и госпромышленностью необходимо заменить продуктообменом. Вместо этого научного предложения Сталина, было выдвинуто эклектическое положение о «совместимости» капиталистических товарно-денежных отношений и социализма. Они получили полное развитие в экономической политики КПСС. Результатом их развития стало постепенное перерастание советской плановой экономики в финансовый капитализм (империализм), а не в коммунизм. КПСС в результате этого перерастания погибла, а ее «коллективное руководство» «переродилось» в буржуазных политиков.

Рассматривать в единстве эволюцию и революцию в развитии общества – это ЭКЛЕКТИКА. Такого «единства» нет в диалектическом материализме и соответственно в мировоззрении марксистских партий. Если оно проникло в мировоззрении партии, которая борется в условиях империализма, то такая партия перерождается и гибнет. Ведь она в политике будет следовать в фарватере борьбы левобуржуазных клановых партий с центристскими и правобуржуазными партиями. Такая «коммунистическая» партия будет идейно руководить внутриклассовой борьбой одного из буржуазных политических кланов, а не межклассовой борьбой пролетариата с буржуазией за создание бесклассового общества.