Резонанс
Лучшее
Обсуждаемое
-
-
+8
+
+

100 дней трагедии в Жанаозене - уроки и выводы

Опубликовано:  17.03.2012 - 18:29

Рабочая солидарность в действии.



100 дней Жанаозена отметят карагандинцы

15 Мар, 2012

24 марта исполнится 100 дней трагедии в Жанаозене. В этот день гражданское общество шахтерской столицы планирует отдать дань памяти и скорби погибшим проведением мирной акции. Как именно она пройдет, зависит от местного акимата, куда неравнодушные граждане подали несколько заявок на проведение митинга. В случае отказа карагандинцы планируют возложить цветы к памятнику жертвам политических репрессий, ведь на это разрешения акимата не требуется.

Автор: Лариса ЧЕН

Как Караганда может почтить память жертв трагических событий, произошедших 16 декабря 2011 года в Жанаозене, говорилось на собрании, состоявшемся в среду в офисе незарегистрированной партии «Алга». Здесь собрались не только руководители политических партий и общественных организаций города, но и просто неравнодушные карагандинцы. Именно они проявили инициативу и даже подали заявки в акимат.

- Нас три человека, кто подал заявки на проведение митинга в память о погибших в Жанаозене, — рассказал блогер Галымжан Акульбеков. — Нас объединяет то, что мы — простые граждане Казахстана, не состоим ни в какой партии. Нам небезразлично то, что произошло 16 декабря в Жанаозене. Мы хотим получить ответы на вопросы, которые были заданы обществом. Как будет рассматривать дело о жанаозенских событиях суд, какие статьи будут применяться и как мы, граждане Казахстана, должны реагировать на все это?

По словам активиста, гражданское общество должно решить для себя, как действовать дальше, поскольку бездействовать просто нельзя. Реакция же местных чиновников на акцию 24 марта должна показать, какие выводы сделала для себя власть.

- Разрешат нам митинг или нет? Сейчас вопрос стоит в такой плоскости, которая находится за гранью понимания, — покачал головой Галымжан. — Мероприятие по выражению нашей памяти и скорби по поводу гибели шестнадцати граждан Казахстана, оказывается, должно быть еще как-то регламентировано!

Карагандинские активисты призвали всех неравнодушных граждан страны принять участие в мирных акциях, которые пройдут по стране 24 марта, на 100 дней с момента трагедии в Жанаозене.

Уже зарекомендовавшие себя в регионе партийцы и общественники — представители КНПК, движения «Поколение», ОО «Образование и развитие», ОО «Шахтерская семья» и другие, впервые оказавшись в роли соорганизаторов, пообещали поддержку и помощь.

- Это очень хорошо, что проявилась гражданская инициатива, что у нас возрастает гражданская сознательность, — выразила свое мнение руководитель карагандинского филиала незарегистрированной партии «Алга» Валентина Махотина. — Я считаю, что социальная напряженность в нашем обществе растет. Народ понял, что в одиночку их очень легко победить и что государство не защищает ни права, ни свободы своих граждан. Поэтому с той точки зрения, что пришли молодые люди — интеллигенция, бизнесмены, госслужащие — и что инициатива исходит от них, это радует.

По мнению Валентины Викторовны, спрогнозировать, сколько человек соберется 24 марта, чтобы почтить память погибших в Жанаозене, невозможно. Это будет зависеть от многих факторов, в том числе и от того, как организаторы проведут подготовительную работу. Но в назначенный день станет видно, каково состояние нашего общества — проснулось ли оно до конца или только начинает пробуждаться.

http://respublika-kaz.livejournal.com/2203135.html


Жанаозенцев вспомнят в Атырау

14 Мар, 2012

Заявление на имя акима города Аскара Керимова о митинге, посвященном 100 дням трагедии в Жанаозене, подала вчера председатель ОО «Заман» Асель Нургазиева. В качестве места проведения указана главная площадь Атырау – Исатая-Махамбета, а также еще два места – в качестве альтернативы.

Автор: Лев ГУЗИКОВ

Заставить чиновников официально, с соблюдением всех процедур, принять заявление стоило активистам немалых трудов. В канцелярии горакимата долго не хотели ставить штамп, а в ЦОНе, через который Нургазиева решила на всякий случай продублировать заявление, ей пришлось пройти девять человек — от консультанта до начальника ЦОНа. Никто не хотел брать на себя столь «страшную ответственность» как прием заявления о проведении митинга. В итоге все-таки приняли.

Сообщение о предстоящей 24 марта акции уже распространилось в социальных сетях, причем НПОшники намерены осуществить задуманное, невзирая на ответ властей.

- Как юрист я прекрасно знаю, каковы могут быть последствия, но гражданский долг возьмет верх, — подчеркнула в разговоре с «Республикой» Асель Нургазиева.

http://respublika-kaz.livejournal.com/2201653.html


Чего не смог простить елбасы бастующим нефтяникам

Интервью с борцом за права трудящихся

В свободной энциклопедии о нем сказано: «Является сторонником и организатором нового рабочего профсоюзного движения и формирования на базе протестных групп политической организации с целью борьбы за социализм». И дополняется – «свыше 15 раз арестовывался за организацию и проведение несанкционированных акций протеста». Айнур Курманов в интервью «j» поделился своим видением грядущего судебного процесса по «массовой расправе в Жанаозене», рассказал о подпольных заседаниях рабочих, спрогнозировал «дальнейшее ужесточение режима». 

Айнур, стоит ли гадать, каким будет судебный процесс по событиям в Жанаозене, ясно, что он, как и многие другие слушания, пройдет в заданном русле. Однако хотелось бы услышать ваше мнение относительно тех деталей и событий, которые наверняка намеренно были проигнорированы следствием и вряд ли будут учтены в ходе слушаний. Есть ли что-то такое в событиях 16 декабря в Жанаозене, на что как официальным органам, так и обществу в целом следовало бы в первую очередь обратить внимание? Как вами лично была воспринята трагедия Жанаозена?

– Да понятно, что в полном смысле судебного разбирательства не будет, так как уже подготовлены обвинительные заключения и решения, соответственно подобраны необходимые свидетели, среди которых kurmanovи множество полицейских, которые сами участвовали в расстреле и избиениях участников мирного митинга, а также пытали задержанных и арестованных рабочих и их родственников.

Надо учесть то обстоятельство, что рабочие знали о предполагающихся провокациях со стороны спецслужб и предупредили 14 декабря об этом в письменном виде акима города Жанаозена Орака Сарбопеева, потребовав не чинить препятствия, не расставлять юрты и не проводить праздничный концерт на месте, где пройдет мирный митинг нефтяников. Текст второго экземпляра с пометками канцелярии и искали сотрудники КНБ во время обыска на квартирах активных деятелей забастовки Натальи Ажигалиевой и Максата Досмагамбетова, которые сейчас тоже брошены в застенки СИЗО. Сейчас власти хотят уничтожить эту важную улику, которая доказывает полную невиновность рабочих. Со временем она наверняка появится и будет использована против самих палачей.

Уже обнародована нами расписка за подписью все того же Орака Сарбопеева, которая была дана предпринимателям с гарантией предоставления компенсации в случае ущерба, нанесенного юртам и товару. То есть сознательно местные власти заставляли торговцев устанавливать юрты на месте, где должен был состояться митинг протеста. Уже во время самих событий, когда толпа ушла с площади к акимату, есть свидетельства, что некие лица в полицейской форме пытались поджечь эти самые юрты, а группа неизвестных молодых людей в новеньких спецовках громила сцену, звукоусилительную аппаратуру и так называемую елку, сделанную из искусственных материалов. Потом власти назовут этот неудавшийся поджог юрт и раскуроченную искусственную елку «массовыми беспорядками» и «погромами» для оправдания расстрела и расправы с бастующими.

Используемые властями факты «мародерства» и «грабежей» надо в первую очередь адресовать к самим полицейским и особенно ОМОНу. Есть, например, информация из разных источников об активном участии сотрудников южноказахстанского ОМОНа в бесчинствах, которые грабили не только прохожих мужчин и женщин, врывались в дома и квартиры, но чистили похоронные процессии! Дело даже дошло до серьезного конфликта шымкентских «стражей порядка» с уральскими и карагандинскими омоновцами. Об этих фактах почему-то умалчивает МВД и Генеральная прокуратура.

Надо учесть и наличие снайперов, которых видели несколько свидетелей, и есть видеосвидетельства нахождения их на крышах домов заблаговременно перед началом митинга. Безусловно, спецслужбы сделали все, чтобы запугать людей, изъять видеосвидетельства убийств граждан, вышедших на улицу, спрятать трупы и скрыть следы подготовленной и тщательно спланированной операции по физическому уничтожению протестующих рабочих. То, что отряд ОМОНа вышел уже вооруженный автоматами, пистолетами и даже дробовиками, говорит о заблаговременной и продуманной схеме и сценарии действий, где все роли были расписаны заранее.

Но самое важное то, что власти пытаются скрыть политическую подоплеку своих действий. Им позарез надо было сорвать мирный митинг безоружных рабочих и местных жителей, которые намеревались принять резолюцию с призывом к трудящимся всей страны выйти на всеобщую забастовку с требованием отставки правительства и президента Назарбаева. Текст проекта этой резолюции у нас есть, и мы его обнародуем во время начала судебного процесса.

Именно этого и не мог простить нефтяникам елбасы, от которого через Аслана Мусина и других подручных и исходил приказ о расстреле. Как и в случае с казнями Сарсенбаева и Нуркадилова, которые были направлены на запугивание элитных групп, так и во время массовой расправы в Жанаозене власти хотели напустить страху уже на рабочих всей страны и особенно близлежащих регионов и предприятий горнодобывающей промышленности Центрального и Восточного Казахстана. Ведь Акорда прекрасно понимала, что трудящиеся скоро последуют примеру своих жанаозенских братьев и борьба приобретет политический характер по всей стране. К тому же с самого начала нефтяники требовали полной национализации всей отрасли под контролем трудовых коллективов.

То, что произошло 16 – 18 декабря в Жанаозене и Шетпе можно назвать преступлением против собственного народа, ответственность за которое несет лично Нурсултан Назарбаев и его ближайшее окружение, а только уже потом рядовые исполнители преступных приказов, которых сейчас и пытаются сделать козлами отпущения.

Сегодня очевидно возрастание протестных настроений в обществе. Еще более отчетливы они в интернете. Налицо недовольство социальной политикой государства. Острые вопросы экономического характера дают основания полагать, что и в этой сфере не все так радужно, как это преподносится официальными СМИ. Все чаще слышны конкретные требования, касающиеся кардинального переустройства политической системы. С чем вы связываете рост этих настроений?

– Причины трудовых конфликтов и социальных противоречий не только не разрешены, а загоняются репрессивной машиной глубоко внутрь; а под давлением повышения цен на все виды товаров и услуг жизнь многих простых казахстанцев становится просто невыносимой. Зарплаты тех же рабочих «Казахмыса» в 2011 году составляли у металлургов 50 – 60 тысяч тенге, крановщиц в цеху – 25 тысяч тенге и водителей аж 20 тысяч тенге! Как прожить на такие зарплаты? Ситуация с условиями труда, производственный травматизм, сверхэксплуатация, полная бесправность – явления повсеместные на предприятиях с участием иностранного и отечественного капитала. Добавьте к этому почти три миллиона самозанятых, полмиллиона официальных безработных и сотни тысяч внутренних мигрантов, работающих без каких-либо документов и договоров на стройках, базарах, полях и других тяжелых работах.

Более того, принятые новым мажилисом и подписанные Назарбаевым 17 февраля 2012 года поправки к трудовому кодексу означают серьезный регресс в области трудовых отношений, сужают права работников. Благодаря этим поправкам существенно снижены права беременных работниц, с работодателей сняли обязанности, связанные с медицинским страхованием работников, увеличены права хозяев по увольнению сотрудников, по произвольному переводу на другую работу и навязыванию дополнительной работы. Власти помогли также промышленникам уменьшить выплаты по сверхурочным, сделали профсоюзы абсолютно бесправными, как и сами трудовые коллективы, а также облагодетельствовали трудящихся другими «дарами», в частности, полностью легализовали локауты или массовые увольнения рабочих в случае забастовок.

И за эти поправки голосовали поголовно все депутаты мажилиса, в том числе и народные коммунисты Владислава Косарева, а Федерация профсоюзов Казахстана Сиязбека Мукашева и Конфедерация свободных профсоюзов Сергея Белкина просто промолчали и скрыли от трудящихся все эти поправки. Сейчас правительство планирует поднять возраст выхода на пенсию сначала для женщин – в 63 года, а затем и для мужчин – в 68 лет, и увеличить рабочую неделю до 60 часов или узаконить 12-часовой рабочий день. Весь простой народ Казахстана хотят загнать в стойло беспросветного рабского существования. Очевиден также на примере расстрела участников многомесячной забастовки нефтяников Мангыстау тупик социальной модели дикого капитализма. И поверьте, нукеры Назарбаева будут и дальше расстреливать рабочих и граждан, пытающихся защитить свои социальные права.

В ситуации, когда забастовки запрещены, митинги приравнены к преступлению, когда независимых профсоюзных деятелей и рабочих активистов сажают в тюрьмы за «разжигание социальной розни», а КНБ и охрана ищет зачинщиков и распространителей листовок, рабочие вынуждены собираться подпольно. История до смешного: сделав круг, вернулась к положению начала 20 века. И когда работодатель и власть играют и выступают вместе против трудящихся, последним ничего не остается, как превращать социальные и экономические требования в политические. Лозунги жанаозенских нефтяников становятся заразительными и единственной политической программой действий. Поэтому я думаю, что требования расстрелянных рабочих Мангыстау, а именно отставка президента и правительства, рано или поздно станут главным в движении миллионов казахстанцев.

Аресты оппозиционных лидеров, правозащитников и просто активных граждан, бесконечные допросы людей, сочувствующих и участвующих в жизни оппозиции – все это становится частью нашей реальности. Какие бы вы дали прогнозы по развитию ситуации в стране, в случае если власти продолжат вести политику жестокого подавления инакомыслия?

– Диктатура будет усиливаться. Могут быть некоторые смягчения по примеру условного освобождения Натальи Соколовой или амнистирования Игоря Винявского, которые связаны с широкой международной кампанией и слушаниями в Европарламенте. Другой же рукой Акорда станет ужесточать режим и более изощренно подходить к вопросу преследования оппонентов. Так, проведя суд в Актау, власти стремятся примерно наказать лидеров забастовки, которые получат от 10 до 15 лет заключения. Под шум расстрелов и убийств елбасы желает расправиться и с оппозицией в стране. Но просыпающиеся народные массы не будут молчать, и все это приведет к неминуемой революции.

Поправьте меня, если я ошибаюсь. Однако есть стойкое ощущение, что в обществе после событий 16 и 17 декабря в Жанаозене произошел раскол. Те, кто согласился с официальной версией причин беспорядков, ждут решения суда, другие требуют ответа на вопрос – кто отдал приказ применить огнестрельное оружие? Никто не спорит, что этот вопрос остается главным. Однако очевидно, что Жанаозен произошел по причине совокупных и, наверное, даже где-то взаимосвязанных факторов. Если это так, то не могли бы вы их перечислить?

– Раскол произошел, но те, кто в интернете активно поддерживает Назарбаева, не выйдут его защищать в трудную для него минуту. Это, как правило, имущие классы и группы, которые потеряют многое в случае ухода елбасы и, естественно, вовсе не заинтересованы в демократических изменениях, но сами они будут прятаться за спинами ОМОНа, предпочитая не ввязываться в уличные конфликты.

Причины же расстрелов лежат на поверхности: режим уже не способен поддерживать прежний уровень грабежа страны и получаемых прибылей, не прибегая к насилию. Кровавая полицейская диктатура осталась единственной в арсенале Акорды и вершиной развития системы единоличной власти. Так что все логично – стремясь удержать власть, господствующие группы готовы залить всю страну кровью. И боюсь, Жанаозен – это только первый массовый теракт против народа в цепи преступлений, на которые готова так называемая властная элита и ее приближенные олигархи.

И последний вопрос. Каким должен стать Казахстан – с его политикой, экономикой, социальной и культурной сферами – чтобы впредь не повторялись трагедии, подобные жанаозенской?

– Единственный шанс для общества – это сменить вектор социально-экономического и политического развития. Все богатства и стратегические отрасли промышленности страны должны быть, безусловно, полностью национализированы под контролем и управлением трудовых коллективов. Должны произойти кардинальные изменения в социальной системе общества и в трудовых отношениях в пользу большинства, а не кучки богатых друзей елбасы и иностранных корпораций.

Свобода собраний, забастовок, печати, создания союзов и партий должна быть обеспечена полностью, без чего и немыслима широкая демократизация страны. Снизу самоорганизовавшиеся массы через свои независимые профсоюзы, органы местного самоуправления и другие демократические комитеты и должны преобразовать политическую систему, создав парламентскую республику с однопалатным парламентом, избираемым прямым голосованием и подотчетным народу.

Только эти изменения и могут гарантировать сохранение целостности страны от интересов придворных олигархов, алчущих передела собственности и власти, а также создать основу поступательного и прогрессивного развития общества на принципах солидарности, социальной справедливости и подлинной демократии.

 http://www.guljan.org/ru/news/interview/2012/March/1562

Вопросы задавал Максим Боранбаев

http://rkrp-rpk.ru/content/view/6917/1/

Добавить комментарий (всего 4)

Социальная структура нашей страны, выровнена, и гос-во старается, и у него получается бороться с теми кто пытается выступить против него, а кто выступает просто дурачатся, ибо оно даёт всё, что можно и нужно. Это факт! СОбытия Жанаозена, это просто отчасти проявление не уважения к государству.

Ну надо же - набежал защитник олигархического государства, который не только оправдывает его действия (этим уже, к сожалению, не удивишь), но и утверждает, что оно заботится о народе как только можно! Откуда только такие на КТВ берутся...

Хорошо, что берутся. Значит, КТВ смотрят разные люди с разным мировоззрением, разными политическими убеждениями и разными моральными принципами. КТВ для всех.

Будем надеяться, что крови все-таки будет не много, а лучше вовсе без крови...