комментариев:
|
Звезда УлугбекаУстановите Flash Player и/или разрешите в браузере JavaScript, чтобы включить видео.
Опубликовано:
21.03.2012 - 00:00
Классификация:
Кино
Историко-биографический фильм о жизни просветителя, ученого, основателя обсерватории - султана Мухаммеда Тарагая Улугбека (1394 - 1449), правителя Самарканда. Улугбек был любимым внуком Тимура, но вырос непохожим на деда, жестокого завоевателя. Ночью он изучал звезды, составлял таблицы движения небесных тел, а утром надевал чалму султана. Улугбеку пришлось бороться с реакционными силами в тогдашней Средней Азии, особенно с духовенством, боровшимся против всех прогрессивных начинаний Улугбека. Ходжа Ахрар, глава мусульманского духовенства, предлагает Улугбеку свою поддержку, если тот перестанет заниматься наукой. Но Улугбек не принимает подобного предложения. Он и так сожалеет, что частые военные походы и внутренние смуты отрывают его от научных занятий. Убедившись в измене своего сына Абдуллатифа, Улугбек изгоняет его. Сын поднимает мятеж, осаждает город. В Самарканде голод и разруха. Улугбек решает покинуть город и отречься от престола. Используя обстановку, дервиши громят обсерваторию, сжигают книги, а нанятый и подосланный сыном человек убивает Улугбека.
Режиссер: Латиф Файзиев. Узбекфильм, 1964 г.
Добавить комментарий
(всего 3)
1). "Советский Экран", 1966, №21 - Ю. Кузес, "ПТИЦЫ ИЗ МОЕГО ДЕТСТВА": "Ташкент, потрясённый подземной стихией. ... Мы идём мимо расчищенных от развалин кварталов в районе эпицентра. Мимо пошатнувшихся стен, укреплённых контрфорсами. Мимо палаточных городков. Люди узнают артиста. Он заглядывает в их глаза - глаза, которые стали суровее, добрее, глубже. Оглушительным восторгом встречают Шукура-ака мальчишки: - Ассолом алейкюм, Юсуп Ялантуш! Где ваш боевой конь? - Они уже несколько раз просмотрели "Бурю над Азией", где герой Шукура Бурханова Ялантуш покорил их сердца. А вот сквозь толпу пробивается аксакал, давно знающий, как выясняется ... нет, не лично Бурханова, а другого его героя - упрямого и хитрого председателя колхоза из фильма "Птичка-невеличка": - Наконец-то я встретил вас, раис Каландаров. Нам давно надо поговорить. -- После полудня, когда воздух как расплавленное стекло, мы сидим в тенистой чайхане и Шукур-ака ведёт неторопливый рассказ. О жизни. Об искусстве. -- - Мусульмане! - взывал Бурхан-ака, обращаясь к гостям в праздничный день. Посмотрите на этого безбожника! И он ещё смеет называться моим сыном. Я терпел когда он надел футболку и отрастил волосы. Посмотрите на его руки! Он же поклажу каравана унесёт! Поистине Аллах наказал меня, когда дал у сына силу и отнял у него разум. Я терпел, когда он связался с этой Синей Блузой. Когда кричал богопротивные стихи и пугал махаллю. "Не мешай отец, я репетирую." Он репетирует! Так знай же: не будет тебе никакого театра, басмач! Посмотри: даже аисты возвращаются в свои гнёзда. Не обманывай землю - обманешь себя! - Нет отец! - Шукур вскинул голову, откинув с лица длинные кудри - я не обманываю землю. Я хочу быть артистом потому, что искусство помогает сделать труд на земле радостным. Так говорит Хамза. А его научил этому Ленин. -- - Давно это было! 40 лет прошло - целый караван. Шукур-ака смотрит в синеву, почти скрытую густой листвой. Так вот, слушай. В 1927 году на сцене клуба сельхозтехникума, где я учился, меня в спектакле "Синей блузы" увидел режиссер Манон Уйгур, верный друг Хамзы и замечательный человек. Он сказал: "Из тебя может получиться артист. Иди к нам в театр." Меня не пришлось упрашивать. Я бежал из дому. Уехал в Самарканд к Уйгуру. Отец проклял меня. ... В 1930-м наш театр ездил в Москву. Во МХАТе я видел "Воскресение". После спектакля не мог уснуть - бродил по Тверской. В рассказе Шукура-ака наступает пауза. Тихо в чайхане в этот час. Слышно, как журчит прозрачный арык. ... Критики пишут, что я актёр героического искусства. Им видней. Но если это и так, то это потому, что меня всегда волновала одна тема, подсказанная Хамзой. Ну, вот, понимаешь, мой герой всегда из народа. Судьба народа - его судьба. И ему очень нужно, чтобы у всех отцов была счастливая старость. А на его земле рос не только хлопок, чтобы радость всходила на ней. Он ненавидит зло, невежество, старьё. Глазами такого героя живущего во мне, смотрел я на каждую свою роль. Мне всегда и прежде всего хотелось показать чистую мысль образа. -- Улугбек - одна из двух самых значительных работ Бурханова в кино. "Снять маску с лика таинства. Понять смысл противоречивых явлений. Вот высшее счастье для мыслителя." Эти слова Улугбека - эпиграф к образу. Вначале перед нами - учёный, познающий тайны вселенной. Он весь - единая мысль, витающая в звёздных далях, куда устремлен его взор. Эта отрешённость и презрение к интригам делают на первых порах образ мраморно- холодноватым. Но суета заливает мутными волнами трон. Холодноватый мрамор, из которого Бурханов высекает фигуру своего героя, постепенно теплеет. Он не приземляет героя, но Улугбек, оставаясь возвышенным, становится зорче, мудрее, непримеримее к злу и - трагичнее. Перед нами трагедия, закономерно завершающаяся гибелью героя. По сюжету, Улугбек гибнет от руки мракобесов, близких к трону. Но истинная причина его крушения - и это великолепно подчёркивает Бурханов - в другом. Она раскрывается в словах Пири Зиндони. "Мне не нужна милость султана, - говорит гордый узник, когда Улугбек предлагает ему свободу, если он отречётся от тираноборческих идей.- Для меня мирза Улугбек только покровитель наук. Но Улугбека - наследника Тимура-тирана , я не могу почитать. Уходи!! Вот она, истинная трагедия, с блеском сыгранная Шукуром Бурхановым. Трагедия гуманиста, вынужденного быть тираном. Трагедия личности, далеко опередившей своё жестокое время. -- Повечерело. Мы выходим из чайханы. На вершине карагача (? - С_С_Н) - гнездо из крепких прутьев. - О мудрые птицы! - говорит Шукур-ака, театрально протянув руку к аистам и в шутливом монологе звучит почему-то грусть. День прошёл спокойно, подземный Шайтан отдыхал. Какой будет наступающая ночь? ..." 2) В 1986 году я был подписчиком журнала "В мире науки" (переводы американского "Scientific American"). Среди публикаций журнала особенно интересной показалась статья [1], которую и сохранил при всех последующих переездах. Смотря фильм, поймал себя на мысли, что не помню мнение автора этой статьи о герое фильма и значении его работы для мировой науки. Перечитывая Sci.Am. вижу, что о самаркандской астрономической школе - ни слова. Улугбека как бы нет. И это при том, что читатель [1] отнюдь не привязан к одному какому-то географическому пункту. Вслед за автором цитированной работы он совершает мысленное путешествие по маршруту Багдад > Андалусия > Марага > Дамаск. Но Самарканда в этом мысленном путешествии не значится. На какой-то миг под влиянием [1] мелькнула чудовищная мысль: "А так ли велик Улугбек, как нам его представляют?" Ответ: действие оценивается по конечным результатам. Для ученого они заключаются: 1) в новизне его работ, 2) в создании новой (укреплении старой) научной школы. С точки зрения этих критериев можно сказать: 1) Улугбек не создал какой-либо новой планетной системы в отличие от Ибн аш-Шатира. (Работы которого введены в оборот американскими исследователями "в конце 50-х годов - Э.Кеннеди и ученики из Американского университета в Бейруте" [1]. Возможно, именно открытие рукописей этих работ подтолкнуло автора к написанию [1].) На языке современной науки он был астрономом-практиком. Но его зидж (астрономическая таблица) превысил все предыдущие по точности и послужил европейским астрономам XVI века. Есть у Самаркандского правителя и чисто математические достижения, с которыми можно ознакомиться по [2]. 2) Ученик Улугбека Али Кушчи, отъезд которого из Самарканда так выразительно показан в финале, через некоторое время был принят при дворе Мехмеда-завоевателя, где создал математико-астрономическую школу, просуществовавшую более 100 лет. Таким образом, вклад Улугбека в науку поболе, чем у некоторых ученых, перечисляемых американцем и остаётся лишь сожалеть, что профессиональный историк науки не уделил ему и пары слов. Далее, в [3] читаю: "наука в исламском мире постепенно загнивала и к 1350 году полностью прекратила своё существование". Научная объективность - прекрасная вещь, но проф. Салам, поставив перед собой вопрос разобраться в причинах загнивания естественных наук в исламском мире, кажется, перебарщивает. Вернёмся, в этой связи, к Али Кушчи. Астрономическая обсерватория в Стамбуле, где он работал, просуществовала весь XVI век, пока не была разрушена фанатиками (первоисточник, к сожалению, не помню). Именно этот рубеж - начало XVII века, мне кажется и надо ставить датой конца исламской астрономии и математики. Причина, по к-рой автор [3] "сдвинул" эту дату, возможно в том, что работы турецких учёных XVI века остались в Европе неизвестными в условиях ожесточённых войн с турецкой агрессией и отсутствием в этой связи всяких научных контактов с представителями враждебной стороны. Работы самого Улугбека в [3] также не упомянуты, но в отличие от автора [1], автор этой статьи историком науки не являлся. ... Обо всём этом не имело бы, возможно, смысла писать, если бы не одно обстоятельство. Я же всё- таки не Гобсек. Хранить интеллектуальные богатства втайне не вижу смысла, а статья историка из США при её отмеченном недостатке остаётся чрезвычайно интересной. Возникла мысль отсканировать текст и выложить его в Интернете - если конечно, кто-то не проделал эту работу уже. Беглый просмотр через Яндекс показал - статья в Интернете присутствует БЕЗ УКАЗАНИЯ АВТОРА. С ходу называю два исламских сайта: 1)http://www.fond-sm-abubakarova.ru/ index.php?option=com_content&view= article&id=224:2011-08-05-11-25-20&catid= 20:2011-08-05-11-24-28&Itemid=46 и 2) http://www.islam.az/modules/sections/index.php?op=viewarticle&artid=13. Я так понимаю, "хорошим" мусульманам западло цитировать учёного пиндоса и они, не занимаясь плагиатом в явном виде, немножко его обкорнали. Но автор этих строк - мусульманин плохой (да простит Аллах!), поэтому говорю прямо на весь Интернет - авторы данных сайтов жульничают. У них получается странная картина, когда на исламских сайтах отсутствует всякое упоминание об учёном-мусульманине. Резюме: спустя много лет после трагической гибели, фигура учёного-правителя продолжает оставаться на острие полемики между свободомыслием и клерикализмом, между научной объективностью и передёргиванием фактов. [1] Оуэн Гингрич "Средневековая астрономия в странах ислама", ..., №4. [2] Розенфельд в "Историко-астрономические исследования - 1984" доступно в Интернете. [3] Абдус Салам "За тесное содружество наук", "Курьер Юнеско", 1981, Октябрь, англ. вар-т доступен в Интернете. Хороший фильм. Стоит задуматься почему на земле люди живут как звери. Не потому ли, что они такие и есть сами по себе?
Добавить комментарий
(всего 3)
|