Резонанс
Лучшее
Обсуждаемое
-
-
+15
+
+

С.Г.Кара-Мурза о марксистских представлениях об этничности

ПОИСК МАТЕРИАЛОВ
Установите Flash Player и/или разрешите в браузере JavaScript, чтобы включить видео.
Опубликовано:  21.02.2016 - 01:48

С.Г.Кара-Мурза рассказывает о том, почему написал книгу "Маркс против русской революции".

Сергей Георгиевич Кара-Мурза, доктор химических наук. профессор, социолог, политолог и публицист, главный научный сотрудник Института социально-политических исследований РАН, член Союза писателей России. 

Запись - январь 2016 г., Москва.

Добавить комментарий (всего 11)

Надо быть диалектиками, тогда будет все понятно. Маркс не мог предвидеть разложения русского крестьянства в такой пропорции, когда подавляющее большинство крестьян станет наемными рабочими в деревне, процентов 20-30 будут середняками и лишь ничтожная часть кулаков. Наемные работники деревни конечно стали надежными союзниками рабочего класса. Что касается социалистической революции - была же дилемма - "Быть России иль не быть!". Лишь Социалистическая революция могла спасти Россию, в смысле ее самостоятельности от внешнего капитала. В.И. Ленин оказался прав. Он, как мудрый кормчий провел российский корабль меж рифов и айсбергов капиталистического окружения. И Россия, в 1924 году вышла из гражданской войны и капиталистической интервенции, могучим социалистическим государством. Белогвардейцы были готовы отдать всю Сибирь западным магнатам, лишь бы они помогли задушить революцию в России. Т.е. то что мы наблюдаем сейчас.

Удивительно. SERGEY, а с чего Вы взяли, что "большинство крестьян стало наемными рабочими в деревне"? Это ложные сведения. Второй миф - о том, что "наемные работники деревни стали надежными союзниками рабочего класса". Простите, но Вы совсем не понимаете психологию человека, который работает на земле, с живой природой. Про "могучее государство российское в 1924 году" - это даже не смешно, нас тогда можно было брать голыми руками.

60% батраков, живущих работой по найму - сельский пролетариат, разве не союзник городских рабочих? А чего ж не взяли "голыми руками", Миша? Вас может и можно взять, а пяти миллионную Рабоче-Крестьянскую Красную Армию хрен возьмешь и не "голыми руками".

Великолепный социолог, политолог, публицист, но, к сожалению, не оратор. И это портит впечатление от интервью.

Правота его несомненна. Русский социализм - социализм крестьянский, общинный, не марксовский. А где марксовский? Нигде. Но идея была полезная.

Эсеры, анархисты и участники банды Махно тоже кричали как и вы с Кара-Мурзой о каком-то особом "крестьянском социализме. Он один из участников антикоммунистического движения. Последователь народничества, которых критиковал Ленин. Не бывает социлизма русского или китайского или бангладешского, как не бывает всемирного тягогения русского, отличного от мексиканского или от австралийского. Социализм это вообще первая фаза коммунизма. Сущность социализма одна везде, форма может быть разной. Революция есть событие интернациональное по сути и национальное по форме.

Лозунгов много - содержания никакого. К тому же шулерский приём сведения высшей формы движения материи ( социальной ) к более низкой (физической) : сравнение с всемирным тяготением.

Принято считать, что социализм — это явление эпохи Модерна. И в историческом смысле можно с этим согласиться. Однако, если посмотреть глубже, то социализм выступает как реакция Традиции на Модерн. Революция 1905 года не буржуазная, это крестьянская война с наступающим капитализмом. Октябрь 1917 - реакция на февраль, антикапиталистическая революция. Революций по Марксу не было и не будет.

Это на фабриках Шмидта, на баррикадах Красной Пресне крестьяне с капитализмом бились? Думай что говоришь.

В подавляющем большинстве русские рабочие были рабочими в первом поколении и по своему типу мышления оставались крестьянами. В 1905 г. половина рабочих-мужчин имела землю, и эти рабочие возвращались в деревню на время уборки урожая. Очень большая часть рабочих жила холостяцкой жизнью в бараках, а семьи их оставались в деревне. В городе они чувствовали себя "на заработках".

Ленин: "Толстой оригинален, ибо совокупность его взглядов, взятых как целое, выражает как раз особенности нашей революции, как крестьянской буржуазной революции".Чтобы не вступать в конфликт с системой взглядов русского марксизма, Ленин говорит лишь об "особенности" нашей революции, но выделяет слово крестьянская.

Около 15% поместий были сожжены,центром организации революционных выступлений была община — деревенский или волостной сход. Существовала сотня крестьянских советских республик, которые по полгода обладали полнотой власти в обширных зонах.1500 в петиций в Госдуму, и в 100% из них — требование отмены частной собственности на землю. История Советской России началась в деревне в 1905 г.

Чушь. Маркс никогда не ненавидел русскость, как не было у него никаких мыслей против любого народа. Во-первых, Маркс критиковал разные политические режимы того времени, досталось и русскому царизму, и , кстати во многом по делу. Царская Россия 19 века вовсе не была образцом человеколюбия, в том числе по отношению к русскому крестьянству. Во-вторых, и Маркс и Энгельс, да и любой другой великий мыслитель проходит этапы в своей научной деятельности, иногда, ими же опровергаемые, как ошибочные. Можно найти школьное сочинение Маркса, в котором он восхваляет Бога, его величие и ценность для людей. Впоследствии, Маркс стал одним из столпов научного атеизма. Маркс и Энгельс в студенческой молодости были идеалистами - младогегельянцами, и их идеалистические взгляды тех лет тоже можно найти в работах. Впоследствии они стали великми философами-материалистами. Придираться к Марксу за какие-то малозначащие слова в работах, написаных когда ему не было и 40 лет и раздувать их до огромных масштабов, как якобы, краеугольных камней марксизма это подло или глупо. Те, якобы ,антирусские высказывания относились к относительно ранней стадии деятельности Маркса, еще до Крымской войны, когда вообще по всей Европе была сильно антироссийская пропаганда. и Маркс, скорее всего по заказу, написал какие-то статейки по этому поводу. Впоследствии, и Маркс и Энгельс высоко ценили Россию, переписывались с русскими революционерами и мыслителями, ибо во второй половине 19 века Россия из оплота реакции стала превращаться в одного из лидеров революционного движения. В-третьих. и Маркс и Энгельс, оба начали активно учить русский язык. Энгельс, в частности, упоминал о красоте этого языка и его преимуществах перед немецким. В- четвертых. именно Маркс в письмах русской революционерке Вере Засулич писал, что русская революция может иметь корни в русской крестьянской общине, если не потеряет своего коммунистического духа, еще не успеет разложиться, как на Западе. Так что идея Ленина о том, что крестьянские массы могут и должны активно поддержать революцию, возможно, имеет происхождение от Маркса и его писем Вере Засулич. В-пятых, не надо выдирать высказывания мыслителей из исторического контекста. Если Маркс и Энгельс в первой половине 19 века , справедливо высказывались в пользу того, что революция может произойти только в промышленно развитых странах капитализма, ибо других капиталистических стран просто не было, то, Ленин обосновал, что капитализм стал доминирующим во всем мире, перешел в стадию империализма, и соотстветственно революция произойдет не в обязательно в самой развитой стране мира, а в стране в которой противоречия капитализма будут наиболее острыми. Сталкивать Маркса и Ленина - мыслителей разных исторических эпох, работавших в разных исторических, экономических обстоятельствах и спекулировать на этом, это либо глупость, либо подлость, подлый удар в спину коммунистическому движению. Это так же глупо как противопоствлять классическую механику Ньютона и квантовую механику Планка, только на том основании, что Планк отверг законы Ньютона применительно к элементарным частицам. Как квантовая механика Планка не могла появиться без механики Ньютона и есть развитие механики Ньютона, так и идеи Ленина, ленинизм это развитие идей Маркса, а не опровержение их на новом историческом этапе и применительно к мировому коммунистическому движению, а не только русскому.

У Маркса есть произведения где он отрицательно относится к России и русским. И навеяны эти настроения были (насколько мне помнится, читал их более 30 лет назад) зарубежными походами, направленными на подавление революций в Европе. Где наши "хрисьяне" показали себя далеко не в лучшем виде.

Да не к России и русским, а к политике русского царизма.