Резонанс
Лучшее
Обсуждаемое
-
-
+9
+
+

Классовая функция политической экономии

Опубликовано:  02.08.2014 - 13:55
Корреспондент:  Рафик Кулиев
Классификация:  Марксизм 

Поскольку политическая экономия является буржуазной, т.е. поскольку она рассматривает капиталистический строй не как преходящую ступень развития, а наоборот, как абсолютную, конечную форму общественного производства, она может оставаться научной лишь до тех пор, пока классовая борьба находиться в скрытом состоянии или обнаруживается лишь в единичных проявлениях.

Карл Маркс

Прежде, чем приступить к выяснению классовой функции политической экономии, здесь необходимо, в самом общем виде, рассмотреть основные положения политической экономии. Это тем более необходимо, что, после разрушения СССР в 1991 году, политическая экономия – наука, изучающая производственные отношения людей, экономическую организацию общества, – фактически запрещена.

Что люди не могут существовать без пищи, одежды, жилья и других материальных благ, – это очевидно само собой. Но эти блага природа не даёт им в готовом виде. Чтобы иметь материальные блага, люди должны их производить, должны трудиться. В процессе труда люди воздействуют на природу, чтобы приспособить её вещества к своим естественным потребностям.

При поверхностном сравнении трудовая деятельность людей кажется похожей на «работу» некоторых животных, например, муравьёв, пчёл, бобров, птиц. Но, в сущности, человеческий труд и «работа» животных глубоко различны. Животное приспособляется к природе, человек же приспособляет природу к себе. Человек приспособляет к себе природу на основе активной, практически преобразующей деятельности. Но эта деятельность невозможна без мышления и познания. Не только построить космическую станцию, но даже чтобы построить плот, нужны знания, и не малые. Словом, труд человека всегда осмысленная, целесообразная деятельность, животными же руководит инстинкт. Другая характерная особенность труда человека состоит в том, что он использует для производства материальных благ изготовленные им самим орудия труда. Отдельные виды животных используют естественные предметы: например, обезьяна отбивается от своих врагов при помощи палки и камня. Но ни одна обезьянья рука не создала даже простейшего каменного ножа. Только человек трудится с помощью искусственно созданных орудий труда. И это – наиболее существенное отличие человека от животного, которым он обязан труду.

Короче говоря, труд, взятый сам по себе, есть целесообразная производственная деятельность для созидания материальных благ, присвоение данного природой для человеческих потребностей, всеобщее условие обмена веществ между человеком и природой, вечное естественное условие человеческой жизни, и поэтому он не зависим от какой бы то ни было формы этой жизни.

Процесс производства немыслим без средств производства (орудия труда, земля и её недра, леса, производственные строения и т.д.). При помощи орудий труда люди преобразуют предметы природы в формы пригодные для удовлетворения своих естественных потребностей; чтобы построить, например, жилище, люди рубят дерево, а затем обрабатывают его соответствующим образом.

Средства производства, при помощи которых производятся материальные блага, люди, приводящие в движение эти средства и осуществляющие производство материальных благ, составляют производительные силы. Производительные силы выражают отношение людей к природе, то есть степень её познания и господство над ней людьми. Уровень развития производительных сил, следовательно, уровень развития производительной силы человеческого труда служит мерой власти и господства человека над природой. Экономические эпохи различаются не тем, что производится, а тем, какими орудиями производятся материальные блага (каменный век, бронзовый век, железный век).

Но производство материальных благ не исчерпывается производительными силами. В процессе производства люди объективно, т.е. неизбежно и независимо от своей воли и сознания, вступают в определённые связи и отношения между собой, и, таким образом, воздействуют не только на природу, но и друг на друга. «Они не могут производить, не соединяясь известным образом для совместной деятельности и для взаимного обмена своей деятельностью. Чтобы производить, люди вступают в определённые связи и отношения, и только в рамках этих общественных связей и отношений существует их воздействие на природу, имеет производство». (К. Маркс, «Наёмный труд и капитал», 1849 г.). Поэтому производство есть всегда общественное производство. Определённые связи и отношения людей, возникающие между ними в общественном производстве, составляют производственные (экономические) отношения, являющиеся неотъемлемой стороной материального производства.

В зависимости от форм собственности на средства производства, т.е. в зависимости от отношения людей к средствам производства – земле, её недрам, лесам, водам, сырью, производственным зданиям, орудиям труда и т.д., характер производственных отношений будет, конечно, различным. Из форм собственности вытекает господствующее или подчинённое положение различных социальных групп (классов) в производстве, их отношения в процессе производства. Если собственность общественная (средства производства принадлежат трудящимся), то производственные отношения принимают характер сотрудничества и взаимопомощи свободных от эксплуатации людей, что характерно, например, для социализма. Если же собственность частная (средства производства принадлежат кучке эксплуататоров), то производственные отношения являются отношениями господства и подчинения, как это имеет место, например, при сегодняшнем капитализме. Иными здесь они и быть не могут. Поскольку трудящиеся в классово антагонистическом обществе лишены средств производства, они вынуждены идти в подчинение к эксплуататорам, владеющими этими средствами, работать на них, чтобы не умереть от голода.

От характера собственности на средства производства зависят и формы распределения продуктов труда. При капитализме, буржуазия, владеющая средствами производства, распоряжается всей продукцией, изготовленной руками рабочих, а сами рабочие живут в нужде, кое-как сводят концы с концами. При социализме, где средства принадлежат народу (являются общественной собственностью), распределение предметов потребления осуществляется по труду, обеспечивается неуклонный рост материального и культурного уровня жизни всех трудящихся.

Производство не стоит на месте. Оно постоянно растёт, развивается, совершенствуется. Иначе и быть не может: чтобы существовать, люди должны производить материальные блага, причём не в прежних, а в возрастающих размерах. Это объясняется, прежде всего, тем, что постоянно увеличивается число людей на планете и непрерывно растут их потребности. И только один путь существует для того, чтобы удовлетворять растущие потребности всё возрастающего числа людей: постоянное развитие и совершенствование производства. Развитие производства – объективная необходимость, закон общественной жизни.

Как же развивается производство?

Опыт истории говорит, что развитие производства начинается всегда с развития и изменений производительных сил, прежде всего – с изменений орудий труда. Чтобы облегчить труд, получить как можно больше материальных благ при наименьшей затрате трудовых усилий, люди постоянно совершенствуют имеющиеся и создают новые, более производительные орудия труда. Но в процессе развития орудий труда, прогресса техники изменяются и сами люди – работники производства. Растёт их производственный опыт, повышается их квалификация, возникают новые профессии. С изменением орудий труда и работников производства изменяются, в конечном счёте, и отношения людей в процессе производства – производственные отношения. Отсюда следует, что производительные силы являются наиболее подвижным элементом общественного производства. Сначала развиваются и изменяются производительные силы общества, а потом, в зависимости от этих изменений и соответственно с ними – изменяются производственные отношения людей.

Но, изменяясь на основе производительных сил, производственные отношения не остаются пассивными. Они активно воздействуют на производительные силы, ускоряя или замедляя их развитие. Об этом говорит опять-таки вся история развития производства. Исторически определённый способ производства выступает, таким образом, как прочно, постоянно повторяющаяся неразрывная связь и взаимодействие производительных сил и производственных отношений.

Что же доказывает эта прочно, постоянно повторяющаяся неразрывная связь и взаимодействие производительных сил и производственных отношений, как не то, что развитие производства осуществляется закономерным образом? Развитие производства всегда осуществляется на основе экономических законов, которые, подобно законам природы действуют и осуществляются независимо от воли, сознания и намерения людей, т.е. носят объективный характер.

Конечно, экономические законы действуют не автоматически, не сами по себе, подобно молнии или буре в природе. Экономические законы – это законы хозяйственной деятельности людей. Они выражают сущность, главное содержание, определяют общее направление этой деятельности. Вне субъективных действий людей экономических законов нет и быть не может.

Но несмотря на то, что экономические законы выражают субъективную деятельность людей, их действия объективно обусловлены. Люди не могут действовать произвольно, не считаясь с объективной действительностью. Люди могут успешно решать только такие производственные задачи, для реализации которых налицо объективные условия, среди которых важнейшим условием является условие соответствия производственных отношений характеру и уровню развития производительных сил.

Соответствие производственных отношений характеру и уровню развития производительных сил, это – главнейший закон развития производства, главнейший закон экономического развития общества.

Смысл этого закона заключается в следующем.

Прежде всего, этот закон выражает зависимость производственных отношений от уровня развития и характера производительных сил. Подобная зависимость может быть выражена просто так: каковы производительные силы, таковыми должны быть и производственные отношения. Значит, люди не свободны в выборе тех производственных отношений, в которых они могут осуществить процесс производства. Наоборот, они вынуждены вступать в такие производственные отношения, которые обеспечивают функционирование производительных сил, и, следовательно, зависят от них.

Но этой зависимостью существо закона не исчерпывается, закон соответствия выражает и обратную зависимость производительных сил от производственных отношений. Производственные отношения, как уже было сказано, активны, они оказывают обратное воздействие на производительные силы. Что это значит? Это означит, что: если производственные отношения соответствуют производительным силам, тогда они служат формой их развития, способствуют их прогрессу; если же производственные отношения перестают соответствовать производительным силам, вступают в противоречие с ними, тогда они становятся препятствие производительных сил, оковами для их развития.

Несоответствие производственных отношений производительным силам не является случайным, а вытекает из внутренней природы различных сторон общественного производства. Как уже было сказано, производительные силы являются наиболее подвижным элементом производства. Они постоянно изменяются, причём даже в рамках одного и того способа производства изменения эти могут быть существенными. Что же касается производственных отношений, то они хотя и претерпевают известные изменения, однако остаются в рамках данного производства в своей основе неизменными. В силу известной консервативности, устойчивости производственные отношения не поспевают за развитием производительных сил и, отставая, начинают тормозить их развитие, вступают в противоречие с ними. По мере дальнейшего развития производительных сил тормозящая роль производственных отношений становится всё ощутимее, противоречие между производительными силами и производственными отношениями принимает всё более глубокий и острый характер, перерастая, в конечном счёте, в конфликт, который проявляется как экономический кризис, ведущий к разрушению производительных сил.

Примером несоответствия производственных отношений производительным силам является капитализм, где за всё время его существования его производительные силы претерпели глубокие изменения, тогда как производственные отношения сейчас, как и прежде, основываются на частнокапиталистической собственности. Здесь налицо абсолютное несоответствие производственных отношений характеру производительных сил, конфликт между ними.

«В чём же состоит этот конфликт?

До появления капиталистического производства, т.е. в средние века, всюду существовало мелкое производство, основой которого была частная собственность работника на средства производства; в деревне господствовало земледелие мелких крестьян, свободных или крепостных, в городе – ремесло. Средства труда – земля, земледельческие орудия, мастерские, ремесленные инструменты – были средствами труда отдельных лиц, рассчитанных лишь на единоличное употребление, и, следовательно, по необходимости оставались мелкими, карликовыми, ограниченными. Но потому-то они, как правило, принадлежали самому производителю. Сконцентрировать, укрупнить эти раздробленные, мелкие средства производства – такова как раз была историческая роль капиталистического способа производства и его носительницы – буржуазии. Как она исторически выполнила эту роль, начиная с XV века, на трёх различных ступенях производства: простой кооперации, мануфактуры и крупной промышленности – подробно изображено Марксом в IV отделе «Капитала». Но буржуазия, как установил Маркс там же, не могла превратить ограниченные средства производства в мощные производительные силы, не превращая их из средств производства, применяемых отдельным человеком, в общественные средства производства, применяемые лишь совместно массой людей. Вместо самопрялки, ручного ткацкого станка, кузнечного молота появились прядильные машина, механический ткацкий станок, паровой молот; вместо маленьких мастерских – громадные фабрики, требующие совместного труда сотен и тысяч рабочих. Подобно средствам производства, и само производство превратилось из ряда разрозненных действий в ряд общественных действий, а продукты – из произведений отдельных лиц в продукты общественные. Пряжа, ткани, металлические товары, выходящие теперь из фабрик и заводов, представляют собой продукт общего труда множества рабочих, которые в определённой последовательности прилагали к ним свои усилия, пока, наконец, не получились готовые вещи. Никто в отдельности не может сказать о них: «Это сделал я, это мой продукт»…С этими общественными средствами производства и продуктами продолжали, однако, поступать так, как будто они по-прежнему оставались средствами производства и продуктами труда отдельных лиц. Если до сих пор собственник орудий труда присваивал продукт, потому что это был, как правило, его собственный продукт, а чужой вспомогательный труд был исключением, то теперь собственник средств труда продолжал присваивать себе продукты, хотя они производились уже не его трудом, а исключительно чужим трудом. Таким образом, продукты общественного труда стали присваиваться не теми, кто на самом деле приводил в движение средства производства и в действительности был производителем этих продуктов, а капиталистом. Средства производства и производство по существу стали общественными. Но они остаются подчинёнными той форме присвоения, которая своей предпосылкой имеет частное производство отдельных производителей, когда каждый, следовательно, является владельцем своего продукта и выносит его на рынок. Способ производства подчиняется этой форме присвоения, несмотря на то, что он уничтожает её предпосылки. Это противоречие, сообщившее новому способу производства его капиталистический характер, заключало в зародыше все коллизии современности. И чем полнее становилось господство нового способа производства во всех решающих отраслях производства и во всех экономически господствующих странах, сводя тем самым индивидуальное производство к незначительным остаткам, тем резче должна была выступать несовместимость общественного производства с капиталистическим присвоением». (Ф. Энгельс, Анти-Дюринг, 1876-1878 г.г.)».

В результате этого в капиталистическом обществе, основанном на частной собственности, регулярно повторяются экономические кризисы, приводящие к разрушению гигантских производительных сил, причём само это несоответствие составляет экономическую основу социальной революции, назначение которой состоит в том, чтобы разрушить нынешние производственные отношения и создать новые, соответствующие характеру производительных сил.

И наоборот, примером полного соответствия производственных отношений характеру производительных сил является социалистический СССР, где, в результате уничтожения частнокапиталистической собственности и установления общественной собственности, производственные отношения были приведены в соответствие с характером производительных сил, и где именно поэтому не было ни экономических кризисов, ни разрушения производительных сил. И таковы основные положения политической экономии.

Теперь, после того, как мы рассмотрели основные положения политической экономии, мы можем ближе заняться предметом данной статьи: классовой функцией политической экономии.

Выше было сказано, что политическая экономия изучает производственные отношения людей, экономический строй общества. Но это определение хотя и правильное, но недостаточно полное. Целью любой науки является познание, раскрытие законов, действующих в природе или в обществе, использование их в интересах людей. Законы природы изучают естественные науки: физика, химия, геология, астрономия и другие. Политическая экономия исследует экономические законы, – законы, управляющие отношениями, складывающимися между людьми в процессе производства. «Политическая экономия занимается вовсе не «производством», а общественными отношениями людей по производству, общественным строем производства». (В. Ленин, «Развитие капитализма в России», 1896-1899 г.г.).

Здесь, во избежание возможных недоразумений, надо сказать, что экономические законы неразрывно связаны со всеми другими законами развития общества. Поэтому политическая экономия не может не учитывать взаимосвязи производственных отношений и производительных сил, а также совершенно изолироваться от политической организации общества. Но это другая тема.

Итак. Общественное производство осуществляется на основе экономических законов. Экономические законы столь же объективны, как и законы природы. Но если экономические законы являются объективными, то это не значит, что люди бессильны перед ними. Они могут познать их и использовать в интересах общества. Здесь дело происходит точно так, как и с познанием и использованием законов природы в интересах людей. Возьмём один из многочисленных примеров. Пока люди не познали, не открыли законы электричества в молниях грозы, пожары, уничтожение в связи с этим жилишь, посевов, лесов считалось неотвратимым бедствием, против которого люди были бессильны. Однако после того как люди изучили природу молнии, открыли законы электричества оказалось возможным отвращать от общества бедствия, вызываемые молниями. Более того, люди научились обуздывать разрушительные силы природы, так сказать, оседлать их, обратить их на пользу общества. Здесь та же разница, что между разрушительной силой электричества в молниях грозы и укрощённым электричеством в средствах связи, та же разница, что между пожаром и огнём, действующим на службе человеку. Короче говоря, как и законы природы, экономические законы познаваемы и используются человеком в его практической деятельности.

Но наряду с этими общими чертами между экономическими законами и законами природы имеется существенное различие. В природе действуют одна на другую лишь слепые, бессознательные силы, во взаимодействии которых и проявляются общие законы. Наоборот, в процессе производства действуют люди, одарённые сознанием, поступающие обдуманно или под влиянием страсти, стремящиеся к определённым целям. Но цели, поставленные людьми перед собой, многообразно различны, и поэтому приходят во взаимные столкновения и противоречия, в которых и проявляются экономические законы. Причём дело здесь идёт не об отдельных людях, стремления, желания которых всегда несут на себе индивидуальную окраску, неподдающейся учёту, а о больших массах людей, целых народах, а в каждом данном народе целых классах, т.е. о таких группах людей, «из которых одна может присваивать себе труд другой, благодаря различию их места в определённом укладе общественного хозяйства». (В. Ленин, «Великий Почин», 1919 г.).

Для правильного понимания экономических законов очень важно уяснить, что все они представляют собой как бы равнодействующую стремлений (усилий) разных классов, классовых групп и отдельных людей, имеющих различные материальные и духовные интересы.

Как видно, политическая экономия изучает не какие-либо заоблачные, оторванные от жизни вопросы, а самые реальные, затрагивающие кровные интересы людей, общества, классов. Но из этого следует, что совершенно лицемерны заявления буржуазных экономистов, что политическая экономия, подобно естественным наукам, является нейтральной, что политическая экономия независима от борьбы классов в обществе и не связана прямо или косвенно с какой-либо политической партией.

Политическая экономия возникла давно, ещё в эпоху рабовладения. Но научный характер она приобрела в эпоху возникновения буржуазного общества. Развившаяся со второй половины XVII века по 30-е годы XIX века в трудах У. Петти, А. Смита, Д. Риккардо, С. Сисмонди и других, политическая экономия сыграла выдающуюся роль в формировании научной политической экономии – классической буржуазной политической экономии.

Однако научность классической буржуазной политической экономии определялась не только и не столько личными особенностями её основателей, а сколько объективными социально-экономическими условиями их научного творчества, их классовой позицией и конкретно-историческими условиями начального этапа развития капиталистических производственных отношений.

Родоначальники буржуазной классической политической экономии защищали интересы буржуазии, выступавшей в тот период как революционный, прогрессивный класс против отживающих свой век феодальных производственных отношений. Исторические обстоятельства того периода требовали от буржуазной политической экономии беспристрастного, глубокого исследования объективных экономических законов, поскольку без знания действительного содержания этих законов буржуазия не могла бы успешно решать стоящие перед ней задачи борьбы против феодализма.

Вместе с тем развитие буржуазной классической политической экономии протекало в рамках глубоких внутренних противоречий. Чем больше научный материал она накапливала и чем более развитыми становились отношения капиталистического производства, тем явственнее обнаруживалась непримиримая противоположность интересов основных участников этого производства: капиталистов и наёмных рабочих. Научные результаты её анализа, таким образом, всё больше вступали в противоречие с интересами буржуазии, становящейся по мере овладения ею господствующего положения в обществе всё более реакционным классом. Буржуазия, как класс эксплуататоров, историческая прогрессивность которого ограничена борьбой против старых, феодальных, форм эксплуатации за новые, капиталистические, вовсе не была заинтересована в сколько-нибудь полном раскрытии экономических законов капитализма. Её классовым интересам, разумеется, не отвечало, например, выяснение тайны производства прибавочной стоимости, т.е. тайны капиталистической эксплуатации, обнаружение исторически преходящего характера капиталистического производства, замены его социалистическим производством и т.д. Но все такого рода исследования жизненный интерес капиталистического общества даже в период расцвета классической буржуазной политической экономии накладывал весьма существенные ограничения.

Отсюда следует, что буржуазная политическая экономия выполняла две неразрывно между собой связанные социальные функции. С одной стороны, как экономическая наука буржуазии, она была призвана дать определённую сумму знаний об экономических законах, общественно-экономических отношениях людей, необходимых буржуазии для её функционирования как класса, для борьбы за господствующее положение в обществе. Можно сказать, что буржуазная классическая политическая экономия по необходимости выполняла познавательную функцию. Но по мере развития капиталистических производственных отношений характер и глубина, степень научности этого процесса познания менялись. И это не удивительно. Ведь процесс познания вырастает из известных объективных условий, является отражением в сознании людей этих условий, которые постоянно меняются, а следовательно, меняется и процесс познания. Между тем политическая экономия, имеющая своим предметом общественно-производственные отношения и законы их развития, представляет собой в сознании людей такое отражение объективных экономических процессов и законов, которое по необходимости проходит через призму тех или иных классовых интересов и преломляется ими. Поэтому-то отражение объективной реальности в буржуазной политической экономии, (отражающей интересы буржуазии, той самой буржуазии, интересы которой с течением времени приходят в противоречие с её научными результатами), имеет различную степень научности – от подлинно научного анализа до вульгарного описания внешней видимости экономических процессов. Ярким примером научности буржуазной политической экономии является швейцарский политэконом С. Сисмонди (1773-1842), который, стремясь понять внутренние закономерности капиталистического производства, пришёл к пониманию того, что причина экономических кризисов заключается в противоречии между неограниченным развитием производительных сил и, следовательно, увеличением богатства общества и искусственным ограничением огромной массы непосредственных производителей предметами первой необходимости. Правда, у С. Сисмонди нет ясного понимания социального механизма кризисов, но он чувствует, что кризисы являются не случайностью, а существенными проявлениями противоречий капиталистического производства, периодически прорывающимися в разрушительной форме. И, напротив, ярким примером вульгаризации буржуазной политической экономии являются современные, так называемые, макроэкономисты, которые кичатся тем, что до мельчайших подробностей описывают внешние формы проявления экономических кризисов, но при этом с маниакальным упорством игнорируют вопрос о причинах экономических кризисов. Между тем, политическая экономия только в том случае научна, если она даёт адекватное отражение внутренних экономических законов развития общества и с этих позиций объясняет внешние формы их проявления. Но при всех условиях политическая экономия есть составная часть классовой идеологии, т.е. системы взглядов, соответствующих определённым классовым интересам. И только в особых исторических условиях она выступает как научная идеология. В известном смысле можно сказать, что политическая экономия есть, с одной стороны, отношение сознания к действительности, дающее определённое отражение классовых отношений, а с другой – в силу специфики своего предмета – идеологическое отношение классов.

«В классовом обществе экономическая наука всегда есть классовая идеология, в то время как экономическая идеология далеко не всегда наука». (Владилен Афанасьев, «Этапы развития буржуазной политической экономии», Москва, 1971 г.).

Политическая экономия в силу своей сущности как общественной науки вообще не может не носить классовый характер, не служить интересам того или иного класса, ибо процесс познания осуществляется не ради самого познания, как такового, а для удовлетворения определённых классовых потребностей и интересов и подчинения этим последним. Процесс познания социально-экономических явлений классово обусловлен. Отсюда следует, что буржуазная политическая экономия выполняет и другую, так сказать, классовую функцию. Опираясь на познание тех или иных социальных закономерностей или, напротив, стремясь, увести массы от понимания этих последних она служит коренным интересам буржуазии. Классовый интерес буржуазии подчиняет, таким образом, познавательную функцию буржуазной политической экономии её классовой функции, превращает познавательную функцию в чисто идеологическую функцию, т.е. направляет её к выработке такой системы идей, которая адекватна этому классовому интересу в данных исторических условиях. Поэтому-то буржуазная политическая экономия отстаивает вовсе не те теоретические положения, которые согласуются с реальной действительностью, а те из них, которые вполне отвечают потребностям защиты капитализма, интересам буржуазии. Яркий пример тому – «теория предельной полезности Джевонса-Менгера», которая является одной из самых распространённых в современной буржуазной экономии, несмотря на её кричащую нелепость. Согласно этой «теории» стоимость товара определяется, с одной стороны, предельной полезностью, а, с другой стороны, пределом предложения. На первый взгляд кажется, что это на самом деле так. Ведь чем полезнее вещь, нужнее, тем большую стоимость она должна иметь. Однако действительность на каждом шагу говорит об обратном. Самые полезные вещи часто или ничего не стоят (например, воздух) или стоят сущие пустяки (например, вода), а вещи, мало полезные для человека, стоят чрезвычайно дорого (например, бриллианты). Действительно, если бы продукты стоили тем дороже чем они полезнее, то хлеб и вода стоили бы, как бриллианты, и наоборот. На самом деле здесь буржуазные политэкономы просто подменяют объективную оценку полезности вещи субъективной оценкой. Но субъективная оценка полезности вещи лишает эту теорию какой-либо объективной, следовательно, научной основы. Ибо два человека различно оценивают полезность одной и той же вещи. Например, какой-нибудь миллиардер оценивает, скажем, картину Малевича «Чёрный квадрат» в миллионы, а простому человеку труда эта картина и даром не нужна. И, тем не менее, бесспорным является тот простой факт, что и миллиардер, и простой человек труда проживут без «Чёрного квадрата», а без хлеба ну никак.

Что же касается того, что стоимость определяется пределом предложения, то и здесь буржуазные экономисты просто хитроумно запутывают вопрос. Действительно, что такое предел предложения? Нетрудно заметить, что предел предложения есть не что иное, как превышение спроса над предложением. Отсюда следует, что, определяя стоимость пределом предложения, буржуазные экономисты фактически определяют стоимость спросом и предложением. Между тем эту точку зрения уже давно отвергли даже вульгарные экономисты.

Но это ещё не всё. Хорошо известно, что до реставрации капитализма в СССР нынешние «светила» современной российской экономической науки – А. Кудрин, Е. Ясин, А. Кузьминов, В. Мау, С. Глазьев и другие – объясняли экономические процессы на основе марксистской политической экономии, которая отражает интересы трудящихся – рабочего класса. В частности, они просто и ясно объясняли тайну капиталистической эксплуатации – теорию прибавочной стоимости К. Маркса. Но лишь только был реставрирован капитализм, как эти самые люди, напрочь отбросив марксистскую политическую экономию, стали вытаскивать на свет и взахлёб пропагандировать нелепые домарксовые экономические теории, отражающие паразитические интересы капиталистов. Разве эти два примера, взятые вместе, не доказывают, что с изменением характера общественно-производственных отношений меняется характер политической экономии? Доказывают. И разве уже самый факт, что ещё вчера эти бывшие марксистские экономисты пропагандировали всеобщий мир, дружбу между народами, а сегодня с маниакальной неудержимостью пропагандируют человеконенавистнические учения (например, социал-дарвинизм), не доказывает, что в современном, развитом, буржуазном обществе политическая экономия вообще не является наукой, а всегда является средством для пропаганды идеологии паразитического класса капиталистов? Доказывает.

При таких обстоятельствах, когда буржуазия превращает экономическую науку в средство для пропаганды капиталистической идеологии, содержанием которой является хищническая эксплуатация всего человечества, периодическое разрушение могучих производительных сил, наконец, варварское разрушение культурно-духовных достижений мировой цивилизации, было бы детской наивностью думать, что путём законодательных актов и моральных проповедей можно убедить буржуазию жить «по совести и справедливости». «Буржуазию надо свергать, но не убеждать». (В. Ленин.)

За рабочий класс!

Рафик Кулиев
6 марта 2014 г.

Добавить комментарий (всего 36)

одна статья дебильнее другой

Слышь, весёлый, попробуй опровергнуть, что Ясин, Кудрин, Мау, Глазьев, Кузьминов и прочие защитили свои диссертации не при советской власти, при которой без марксистского минимума вообще нельзя было получить учёную степень? Да уже самый факт, что эти низкие люди с маниакальным упорством замалчивают экономическое учение Маркса, показывает, что в буржуазном обществе вообще невозможна экономическая наука.

Автору: Как остальные - не в курсе. А Кудрин цэреушник, все уже знают.

Экономика -это муть голубая, придумки возведенные в степень восторга.

Можно ли считать наукой то, что обслуживает классовые интересы?

Смотря, чьи классовые интересы. Если классовые интересы тех, кто непосредственно участвует в производстве материальных благ, следовательно, в обеспечение существования человеческого общества вообще, то, конечно, да.

А вот и нет, Рафик, классовых наук не бывает, это лженауки, но есть наука о классах. Наука под классовые интересы не прогибается.

Наука об обществе всегда есть классовая наука, ибо занимается изучением классовых отношений, которые, в свою очередь, всегда антагонистичны.

У вас нелогичность в утверждении. Наука ОБ обществе есть наука И О классах, ибо занимается в том числе и классовыми отношениями, которые почти всегда антагонистичны. Фашистский принцип солидаризма направлен на устранение такого антагонизма. В КНДР солидаризим подавляет антагонизм, но не устраняет. Классовых наук не бывает, бывает использование науки в классовых интересах.

А-Ивану. Предложение Кулиева состоит из двух утверждений : правильного -"наука об обществе это классовая наука",и неправильного - "наука об обществе классовая,ИБО ОНА ЗАНИМАЕТСЯ ИЗУЧЕНИЕМ КЛАССОВЫХ ОТНОШЕНИЙ". Ты молодец,А-Иван,заметил это логическую кашу,разоблачил,выкинул неправильного утверждения Кулиева...вместе с его правильным утверждением "наука об обществе это классовая наука", и подсунул вместо него твое неправильное противоположное "классовых наук не бывает!". Ну ты акробат,А-Иван! Рассматривать вещества как молекул,'это подход или метод химии. Марксизм или наука об обществе рассматривает общественно-политические отношения как отношения классов. Это подход,метод. Коминал процессы развала социализма(1-фазы) рассматривает как выражения объективно-исторически необходимый и закономерный процесс НАЧАЛА 2-Высшей фазы и КОНЦА социализма(1-фазы). Это подход,метод. Верующие общественные отношения рассматривают как проявления боженька.Это религиозный подход,метод. А-Иван рассматривает все в мире как набор признаков,как неповторимые телефонные номера, чем-то взаимно различные и схожие.Это обывательский подход,метод.

Ты, ZaKomR, провокатор, ибо сознательно или бессознательно, неважно, проигнорировал то простой факт, что классовый характер общественные науки принимают именно потому, что классовые интересы всегда противоположны.

Яакомр, ты не прав, наука она или наука, или лженаука, не наука, квазинаука. Не бывает двух и более наук об одном и том же. Поэтому наука есть наука, без всяких приставок, наука в приставках не нуждается. Наука об обществе содержит в себе, как часть, общественно-политические отношения, марксизм, как метод, рассматривает общественно-политические отношения через призму отношения классов. Вот такое соотношение науки, ее части и метода. Ты же ставишь все вверх ногами. Для тебя метод анализа части стал наукой, а ведь это обывательский подход:-). Читай больше, Закомр, учись. Тогда и такое писать не будешь : "процессы развала социализма(1-фазы) рассматривает как выражения объективно-исторически необходимый и закономерный процесс", это для тебя РАЗВАЛ социализма в СССР закономерная объективно-историческая необходимость?! Не согласен, это результат бездарного руководства коммунистов-догматиков и успешной пропаганды капитализма.

О, Иван! Как интересно! Оказывается классовых наук не бывает! Получается по-Вашему, что наука - вещь внеклассовая (или надклассовая?). То есть положения этой науки (политэкономии) истинны вне зависимости от наличия в обществе классов? То есть развитие политэкономии никоим образом с наличием в обществе классов не связано? То есть политэкономия - сама по себе, без классов великолепно существует и не нуждается в каком-то там наемном труде, в существовании каких-то там производительных сил (ведь нет же никакой разницы, какой там класс производит материальные блага, а какой класс присваивает себе результаты труда других?). Ну в самом деле, нет же никакой разницы, что буржуазная политэкономия не углубляется в тайны производства прибавочной стоимости, а политэкономия Маркса наглядно раскрывает все тайны капиталистической эксплуатации. В самом деле, зачем нам классовый подход в изучении и развитии политэкономии, так недалеко и до выводов об исторически преходящем характере капиталистического производства и неизбежности замены его социалистическим производством. А это ай-яй-яй! Надеюсь, сарказм понятен.

Светлана, а классовая губная помада бывает, или классовые штаны? Конечно и классовой науки не бывает, наука она или наука или лженаука, или наука в развитии, классы тут при чем? Но вы от общего вопроса о науке сюлИли на маленькую ее часть, политэкономию и из этой конкретной точки пытаетесь делать выводы об общем. Это не правильно так как искажает видение предмета. Кроме того, вы хотите сказать, что политэкономия это классовая наука? Опять не верно, это наука об отношениях людей, в том числе групп людей, в том числе и классов. Политэкономия это наука в том числе и о классах, а не классовая наука. И если она изучает взаимодействия классов, то как она может быть сама по себе, без предмета изучения? Вы ж думайте, что пишете. Разве можно считать наукой "буржуазную политэкономию", если она не углубляется в тайны производства прибавочной стоимости, нет, нельзя, это лженаука, как и вяская другая "классовая наука", ограниченная некими рамками. Если Маркс наглядно раскрывает все тайны капиталистического производства, то с чего вы решили, что марксизм наука классовая? Это просто наука. Успокойтесь, ваш сарказм не уместен.

Иван, есть классовая философия, а дальше - уже вопрос влияния. На общественные науки влияние исходных философских установок наиболее сильно; на точные науки, где позитивизм имеет более прочную основу, оно распространяется в меньшей степени, особенно на алгебру и геометрию. Ну а в тех областях деятельности, которые со времён царя Гороха не претерпели изменений, где всё устаканилось 6000 лет назад и стоит в застывшем виде, вообще никакие классовые установки не важны.

Вот, Витин, вы правильно говорите "Ну а в тех областях деятельности, которые со времён царя Гороха не претерпели изменений, где всё устаканилось 6000 лет назад...". Из этого и делайте вывод, философия еще не устоялась, а значит как наука не совершенна, отсюда и разные приставки, буржуазная, пролетарская, классовая, каждый тянет одеяло философии в свою сторону, пытаясь прикрыть голые пятки. Вы говорите "а дальше - уже вопрос влияния", разве о НАУКЕ такое можно сказать? Это еще можно говорить об УЧЕНИИ, буржуазное учение, пролетарское учение и т.д., но не о науке.

Короче, под прикрытием "борьбы с догматизмом" Иван неприкрыто выгораживает буржуазную науку. Это называется: "топорный ревизионизм забил фонтаном".

Мне начхать на буржуазную науку, Витин, не фантазируйте, не в бане подглядываете. Это вы свой догматизм пытаетесь "защитить", пытаясь клеветать на оппонента. Как это по-догматически, ну чего еще от догматика ожидать, для него всякий критик "плохой", вникать в суть критики у догматиков не принято.

Тов. Витин, только сейчас заметили?

С возвражением, тов. Ферберов! Как насчет плана антикапиталистической работы? Или как всегда попытаетесь выдать за него Программу?

А-Иван, не хочешь ли ты сказать, что губная помада является предметом изучения не косметологии, а политической экономии, а штаны шьют не портные, а экономисты типа Кудрина и Глазьева?

Рафик, я сказал то, что хотел сказать. А интерпретации уже на твоей совести.

Современная буржуазия приложила максимум усилий для дискредитации коммунизма как науки, они свели экономическую науку к телевизионным монологам полуграмотных "остепененных", подкормленных честолюбцев. Обсуждать в открытой дискуссии в инете теоретические основы и проблемы развития политической экономии тоже не конструктивно: потому что каждый, кто запомнил слова процент, кредит, дивиденд мнят себя великими экономистами. Ни к одном вузе сейчас не прививают навыки работы с первоисточниками, все доводы и доказательства в дискуссиях сводятся к ссылкам на авторитетные мнения, а авторитеты все "дутые".

Автор прав. Политэкономия глазьевых и прочих "патриотов" - это вывернутая наизнанку вульгарная политэкономия кудриных и прочих либералов. Ни одному слову ихнему нельзя верить в той части учения о ведении народного хозяйства, что относится к производственным отношениям.

Не то что общественные, но даже естественные (точные) науки извращает буржуазия в угоду своим классовым интересам. "Можно придраться даже к геометрическим аксиомам, если они задевают чьи-либо интересы", - это великолепное изречение принадлежит не Карлу Марксу, а Бонапарту Наполеону. Разве новоявленная российская буржуазия не отменила преподавание астрономии в угоду своим классовым интересам? И разве не та же самая буржуазия учредила кафедру теологии, т.е. богословия, в МИФИ?

Так психология-то полностью буржуями извращена, а физика и медицина так же, как экономика, кишат непрерывно сменяющими друг друга глупейшими, но экспериментально ещё не опровергнутыми, идеалистическими и метафизическими гипотезами.

Рафик, посмитрите на предмет с другой стороны, почему только буржуазия извращает? Догматики-коммунисты аналогично извращают науки в угоду своим, не поворачивется язык назваит их классовыми, интересам.:-) Изречение Бонапарта ведь универсально? Это свойство определенного сорта людей, извращать под себя науки, а не одной только буржуазии. Кстати, буржуазия не однородна и не все занимаются извращениями.

особенности общественных наук заключаются в субъективизме, так как цели исследования и подбор доказательной базы, критерии оценки зависят от того, кто и как оплачивает исследования, или к какому социальному слою принадлежит данный исследователь. С момента внедрения математических методов моделирования в экономические исследования произошел поистине грандиозный переворот. Произошла подмена, теперь экономические процессы не описывают реальные экономические взаимосвязи, а математические матрицы, рассчитанные с целью оптимизации распределения сверхприбылей между международными олигархами, насильственно внедряются в экономику слаборазвитых стран. Но так как кризисы в условиях капитализма избежать все равно невозможно, то для перекладывания основных потерь кризиса "нобелевские" лауреаты от экономики каждый раз предлагают новые фиктивные финансовые инструменты, использование которых позволяет компенсировать международной олигархии потери от кризиса. Действия государств в рамках финансовых матриц контролируют международные финансовые организации МВФ,МБ, ВТО и др. Так что современной буржуазной экономической науки не существует в природе. То чему теперь учат и наших студентов - набор формул, статистические методики, которые к РЕАЛЬНОМУ СЕКТОРУ ЭКОНОМИКИ НЕ ИМЕЮТ ОТНОШЕНИЯ. В апреле 2007 года я бросила эту статью в Инет, а некоторые К.Маркс, В.И. Ленин и другие предупреждали об этом в прошлом веке. «Голые короли» , прибыли и убытки…»

Все знают сказку Г.Х.Андерсена «Голый король», она заканчивается тем, что маленький ребенок, не получивший еще уроков лицемерия, говорит о том, что видит: «А король-то, голый!» Дальше смех народа, а дальше… А дальше я думаю началась не сказка, а жестокая быль, о который добрый сказочник писать не может, это дело следователей и прокуроров. В современной России даже очень ленивые и опасливые «дети» из СМИ намекнули, показали, прошептали о том, что наши «короли» давно «голые», но парадокс: российский народ безмолвствует (ну, просто как в «Борисе Годунове»). Можно подумать, что мощнейшая «психологическая атака» на сознание простодушного, доверчивого российского народа удалась? Он поверил (или до поры до времени сделал вид, что поверил?), что: чего-то не знает, к каким-то знаниям и к какой-то информации не был допущен, какого-то опыта не имел, и вообще засилье марксизма-ленинизма сделало его придурковатым; а генетический алкоголизм, который вошел в каждую семью вместе со сталинскими военными ста граммами водки, не оставил российскому народу шансов на создание собственной концепции развития страны. Поэтому он должен со «слезами благодарности» принять «бескорыстную, общечеловеческую помощь гигантов мысли, отцов и сыновей великой Западной и американской демократии». Но не так все безнадежно, народ догадывается, что «королям» абсолютно «наплевать», что думает о них народ «этой страны». Для «королей» главное, как их оценивают их космополитические «тени», их работодатели из международных монополистических финансовых групп. Но эти самые финансовые группы находятся в историческом тупике, их неизбежно ожидает системный коллапс, так как их цели пришли в полное противоречие с результатами, поэтому меньшим злом будет терпеливо дождаться кончины эпохи господства международного монополистического капитала, ведь ни люди, ни отношения – ничто не вечно под луной. Попробуем это доказать.

Ларчик открывается просто, на определенном этапе развития мирового капиталистического хозяйства международным монополистическим финансовым группам в условиях, когда 1/6 часть человечества была извлечена из их хозяйственного оборота, а к ней все больше тянулись и другие слабо освоенные территории, просто стало абсолютно некуда девать деньги, которые по определению, чтобы быть капиталом должны приносить большие деньги. Если бы «прорабы перестройки» думали бы не о собственном благополучии и партийно-капиталистической карьере, а действительно изучали наследие марксизма-ленинизма (не для того, чтобы быть истинными коммунистами, а хотя бы для того, чтобы быть профессиональными экономистами и компетентными руководителями, заинтересованными в процветании своего государства и народа), то они знали бы о логике развития капиталистических производственных отношений. Основная цель при капиталистическом способе производства – рост прибыли, получаемой собственником средств производства. Свободное движение (перелив из отрасли в отрасль) капиталов на первых этапах капиталистического производства ведет к усреднению (снижению) рентабельности во всех отраслях, что вступает в противоречие с основной целью. А также, перепроизводство товаров и неизбежность промышленного цикла, связанного с физическим и моральным износом основных средств, ведет к периодическим колебаниям платежеспособности и финансовым кризисам. Попытки снизить риски финансовых потерь от кризисов перепроизводства и переложить их на плечи других стран ведут к монополистическим сговорам о международных разделах рынков с целью определения «справедливой доли» монополистической прибыли. Договорившись, международные монополистические группы реализуют свою экономическую власть, получают свои доли сверхприбыли. А далее опять проблемы, ведь нет ничего вечного на земле, все течет, все изменяется. Международные монополии неизбежно сталкивается с проблемой избытка капитала, полученного от монополистических преимуществ. И тут начинается новая монополистическая борьба за то, куда выгоднее спихнуть избыток капитала, чтобы обеспечить его прибылью. Ведь, если капитал инвестировать в производство своей страны, это приведет к росту предложения товаров и услуг и как следствие, к снижению цен на товары и услуги, и естественно уменьшится прибыль, являющаяся переменной частью цены. Исходя из этого, вывоз капитала на рынки других стран является способом защиты национальных монополий от снижения рентабельности. Вот почему для экономической (а когда не получается, так и военной экспансии) на рынки менее развитых стран используется вся мощь государственной машины Соединенных штатов, стран Европы, Японии. Современные государственные машины этих стран представляют собой мощные насосы, которые перекачивают в менее развитие страны не только избыток капитала своих монополистов, но нищету физическую и нравственную, экологические проблемы, неоколониальную узкую специализацию, технологическую и продовольственную зависимость; некачественные, второсортные, перепроизведенные товары, устаревшие технологии, которые невозможно прибыльно реализовать в своих странах, а получают дешевые ресурсы, дешевую рабочую силу, бесплатные инновационные идеи и проекты новых технологий, перспективных ученых и изобретателей и т.д. Избыточным капитал является только по отношению к цели капиталистического производства – росту прибыли. В той же Америке множество социальных проблем, которые можно решить за счет этих средств, но тогда они не принесут доход, прибыль, а это противоречит все той же основной цели капиталистического хозяйства: Деньги – Товар – (Деньги + приращение). Народ пугают инфляцией, якобы, если дополнительные средства будут направлены на потребление всех граждан, это приведет к общему росту цен, так как спрос превысит предложение. Однако инфляция более угрожает росту прибыли, так как общий рост цен увеличивает стоимость затрат на производство товаров, который невозможно предсказать и компенсировать адекватным своевременным увеличением цен, что ведет к потере ожидаемой прибыли. Инфляция создает ситуацию непредсказуемости для монополистических расчетов между участниками международных финансовых групп, потому, что в условиях «временного лага» между затратами на производство и реализацией товаров и услуг при различной инфляции в странах приложения капитала, трудно просчитать - кто, какие потери понес, т.е. трудно делиться убытками - вот в чем проблема. Поэтому международные финансовые организации так настоятельно требуют от развивающихся стран выполнения жестких требований по уровню инфляции. Поэтому для кредитно-финансовой политики России уровень инфляции – это показатель, за невыполнение которого, на все страну, обещали лишить государственных постов. В связи с этим, обращает на себя внимание последняя тенденция в развитии хозяйственного учета: теперь наряду с затратами, обязательно учитываются риски, то есть вероятность возможных потерь.(убытков) Если пытаться внимательно разглядеть суть соглашений Базель I и Базель II , введение МСФО – это создание международной системы учета рисков (убытков) и надзора за учетом рисков (убытков) для «справедливого» монополистического расчета по убыткам. Ну, а кому их в конечном итоге предъявят к оплате - можно догадаться с трех раз…, экономикам развивающихся стран, обремененным дополнительными рисками: коррупцией, неразвитой демократией, пережитками социализма, разгулом мусульманского фундаментализма, плохими дорогами, дураками и т.д. «Учение Маркса вечно потому, что оно верно» - это изречение гениального ученика и продолжателя «Критики теорий политической экономии» еще раз нашло свое подтверждение. Закон отрицания отрицания доказал свою всеобщность. Стремление получить все большую прибыль в условиях конкуренции, неизбежно приводит к необходимости монополистических договоров о дележе прибыли, дальнейшая гонка за прибылью ведет с неизбежности договоров о разделе убытков. Теперь международные монополистические финансовые группы борются не за увеличение своей доли прибыли, а за минимизацию доли убытков. Итог развития системы капиталистического производства пришел в прямое противоречие с основной целью этой системы. Конечно, не все так просто, за столетия научно-технического прогресса и развития «экономикс» были разработаны изощренные экономико-математические методы оптимизации влияния отдельных факторов на рост доходности международных монополий. Не одна научная премия достойно оценила разработку математических матриц, моделей, в которых под заданные результаты доходности и уровень процветания для одних национальных экономик, просчитываются «оптимальные» экономические показатели, которым должны соответствовать экономики других стран, чтобы обеспечить сохранения роста рентабельности для международных финансовых групп. Придуманы разнообразные «производные финансовые инструменты», финансовые схемы «благотворительности» и «бескорыстной помощи», компьютерные биржевые торги, бивалютные системы международных расчетов – и все это – формы фиктивного капитала, для распыления рисков, для защиты прибыльности мирового финансового капитала, для перекладывания убытков на экономику зависимых. Чтобы было понятно, каким образом Россия, находясь в экономической и технологической зависимости от Запада и США, в первую очередь, страхуют риски этих страны, достаточно вспомнить, в какой валюте формируются золотовалютные запасы России и, так называемый, стабилизационный фонд - доллары и евро. Валюта, полученная от продажи наших невосполнимых ресурсов по высоким ценам - это и есть, тот избыток капитала, который оттянули мировые транснациональные монополии, чтобы защитить свою экономику от избытка капитала. Если бы во главе нашей страны стояли граждане, которые связывают свою жизнь и жизнь своих потомков с Россией, то эти средства были бы направлены на развитие национальной экономики, в интересах народов России. Но у «нынешних космополитов», компрадоров такого уговора со их хозяевами нет, поэтому миллиарды долларов опять же вкладываются в государственные бумаги этих же стран (то есть, Россия их не просто страхует, а еще и перестраховывает), а не используются на развитие производственных мощностей России – в случае же ожидаемого мирового кризиса – они лишаются всего лишь бумажек, а мы перспектив на развитие. Но ошибка заключается в том, что как не старались пропагандисты «обогащения» привить российской цивилизации вирус «корыстолюбия», погоня за прибылью не стала целью жизни для большинства российского народа. Россия при всем старании «голых королей» не вписывается в матрицу мирового капиталистического хозяйства.http://www.rusidea.ru/forum/viewtopic.php?t=3159 Кроме, перечисленных в статье причин кризиса, можно еще внимательно проанализировать нарушение пропорций общественного воспроизводства, связанное с отраслевым дисбалансом, который неизбежен в условиях либерализации экономики, а также можно развить учение Маркса -Ленина, изучая новые формы финансовых инструментов, с помощью которых мировой империализм обеспечивает свой паразитизм и продлевает период своего загнивания и умирания. Правда, от его "смердящего запаха" может умереть вся планета Земля, до того, как он сдохнет.

"развить учение Маркса-Ленина, изучая новые формы финансовых инструментов, с помощью которых мировой империализм обеспечивает свой паразитизм и продлевает период своего загнивания и умирания". Однако, Алёна, "Капитализм во всех проявлениях своего грабительства и во всех мельчайших разветвлениях его исторического развития и его национальных особенностей никогда не будет изучен до конца; о частностях учёные (и педанты особенно) никогда не перестанут спорить". (Ленин). Поэтому решение задачи дня Вами фактически подменяется пустопорожней болтовнёй. "Буржуазия надо свергать, но не убеждать". (Ленин)

Я полностью согласна с В.И. Лениным, но не понимаю, почему Вы берете на себя роль - истины в последней инстанции? Не умение понимать и дискутировать ради совместных действий и привело "коммунистов" на обочину политических баталий(((

А-Иван, вот это твоё: "посмотрите на предмет с другой стороны", и выдаёт тебя как законченного просто догматика, ибо я - марксист, стало быть, диалектический материалист - всегда смотрю на вещи одновременно с двух сторон: со стороны качества и со стороны количества. Что касается того, что буржуазия не однородна и не все занимаются извращениями, это всё равно, что сказать, что семейство кошачьих (кошки, тигры, леопарды, гепарды и т.д.) не однородны и не все питаются мясом.

С каких пор, Рафик, "законченные просто догматики" рассматривают предмет с разных сторон?:-) Нет, они тем и догматики, что смотрят на предмет с одной, своей стороны, но при этом почему-то считают разнообразием смотреть с этой одной стороны через разные очки, качества и количества. Да, буржуазия не однородна и это, если для вас это так понятнее, как неоднородно семейство кошачьих, которые хоть и питаются мясом. Здесь можно на разном акценты ставить, на том, что они питаются мясом, но и на том, что они питаются. Догматики-коммунисты извращают науки в угоду своим, не поворачивется язык назваит их классовыми, интересам.:-)

Иван, дискутируя по поводу синтеза определения понятия "Гражданская война" вы уже показали на реальном примере, как проявляется буржуазная классовость в науке (в данном случае, в исторической).

Витин, я не касался предмета "Гражданская война", тем более синтеза определения ее понятия, других тем хватает. В каком виртуальном мире вы живете, выскакивая на минуточку в наш мир? Я вроде бы в вашем виртуальном мире такую тему не затрагивал, да и небыл там никогда.

А-Иван писал Р.Кулиеву: "Догматики-коммунисты аналогично извращают науки в угоду своим, не поворачивется язык назваит их классовыми, интересам". Приведи конкретные примеры,А-Иван,мне инересна эта твоя мысль.

Информатика (кибернетика), биолгия (генетика), социология-политология (марксизм, фашизм), медицина и всякая другая наука, к которой прибавляются приставки пролетарская-буржуазная.

"Поскольку политическая экономия является буржуазной, ..." Карл Маркс, постольку марксистская политическая экономия является буржуазной.