Резонанс
Лучшее
Обсуждаемое
-
-
+1
+
+

Марксизм и современные задачи коммунистов.

Опубликовано:  18.12.2013 - 15:02
Корреспондент:  Сергей Бобров

Коммунистическое движение в России в настоящее время одновременно и сильно раздроблено и сильно переплетено. Борьба всех против всех внутри самого движения сочетается со стремлением локальных групп и партий к объединению. Большинство коммунистов осознают необходимость более тесного организационного объединения, но осознание это абстрактное, не базирующееся на каких-то общих началах, и поэтому каждая отдельная структура пытается это реализовать именно на своих условиях, даже если формально и соглашается на определённые компромиссы. На первый взгляд ситуация вроде бы удручающая. Но с другой стороны, такое положение дел обеспечило возможность свободной взаимной критики, как идеологических позиций отдельных коммунистических течений, так и их практической деятельности. Догматизм и начётничество, и, как следствие, возведение исторических личностей в ранг коммунистических богов, навязываемое партийными функционерами многими десятилетиями, начинает хоть и медленно, но вытесняться прагматизмом и научным подходом к анализу прошлого и настоящего. Упоминание о фундаментальных законах развития общества можно было встретить и раньше, но в последнее время такие упоминание начинают звучать и в контексте задач современного коммунистического движения России. В частности, и в репортаже на КТВ и в левых ресурсах ЖЖ в последнее время упоминалось о законе соответствия производственных отношений степени развития производительных сил общества.

На первый взгляд, кажется, какое отношение имеет этот открытый К. Марксом закон к практике современного коммунистического движения в России? К сожалению и в публикациях он был дан только в общем виде, без раскрытия его связи с настоящим моментом. А между тем, этот закон даёт обильную пищу для осмысления и прошлого и настоящего.

В основе развития любого живого организма, включая и человеческое общество, лежит его стремление к более полному удовлетворению своих потребностей. Человека это побуждает к развитию производительных сил общества. Развитие производительных сил общества происходит непрерывно и так же непрерывно, и порой малозаметно, происходят и соответствующие изменения в производственных отношениях. То есть, определяющим является развитие производительных сил общества, которые неизбежно влекут за собой и изменения в производственных отношениях. «В общественном производстве своей жизни люди вступают в определенные, необходимые, от их воли не зависящие отношения — производственные отношения, которые соответствуют определенной ступени развития их материальных производительных сил». (К. Маркс и Ф Энгельс, изд. 2, т. 13 предисловие «К критике политической экономии»)

Хотелось бы сразу уточнить, что эта и другие цитаты приводятся здесь не как ссылки на авторитетное мнение, хотя и это имеет не малое значение, а исключительно как формулировки данные самим автором относительно открытым им законам развития общества или выводам сделанным на их основе. То есть, это примерно как в математике, используя, например, теорему Пифагора, мы не приводим её доказательства, а просто пользуемся ей, имея в виду, что доказанность её общеизвестна.

То есть, производственные отношения обуславливаются уровнем развития производительных сил и в целом не зависят от воли людей. Это, разумеется, не значит, что люди вообще не могут оказывать влияние на форму производственных отношений, но это их влияние весьма ограничено конкретными потребностями производительных сил на данном этапе их развития, т.е. теми условиями, при которых производительные силы могут в принципе функционировать на данном уровне их развития. Более того, даже само общественное сознание обуславливается именно тем бытием, которое напрямую зависит от уровня развития производительных сил. «He сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание». (Там же)

И далее: «Ни одна общественная формация не погибает раньше, чем разовьются все производительные силы, для которых она дает достаточно простора, и новые более высокие производственные отношения никогда не появляются раньше, чем созреют материальные условия их существования в недрах самого старого общества». (Там же) А новые материальные условия формируют и новый социальный состав общества, и новое массовое сознание социальных групп. «Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще». (Там же) Всё это должно вызреть в рамках старой общественно-экономической формации.

Если смотреть с позиции закона соответствия производственных отношений уровню развития производительных сил общества, то в настоящее времени уже очевидно, что сто лет назад (да и значительно меньше) капитализм имел ещё огромный потенциал развития производительных сил общества, и, следовательно, капитализм как формация, в принципе не мог прекратить своё существование в то время. У «правоверных марксистов» это может вызвать когнитивный диссонанс. С одной стороны закон открытый Марксом, а с другой, сформированное десятилетиями представление о состоявшейся социалистической революции, как о начале перехода общества к новой общественно-экономической формации. На самом деле борьба эксплуатируемых с эксплуататорами велась всегда, но к революциям, как к переходу из одной общественно-экономической в другую она приводит только тогда, когда производительные силы общества пройдут весь путь их развития в предыдущей формации. И это закон развития общества, и либо его надо оспаривать, либо соглашаться, что в начале прошлого века не только Россия, но и гораздо более развитые страны были ещё не готовы к переходу в новую общественно-экономическую формацию. И вопрос здесь не именно в уровне развития техники и технологий, а в том, что их развитее, не пройдя весь возможный путь в рамках капиталистической формации, не успело ещё обеспечить соответствующий уровень развития общества - образованность, сформировать соответствующий социальный состав, вырастить класс, способный обеспечить новый способ производства. Поэтому говорить о Великой Октябрьской Социалистической революции можно только как о революции в узком смысле, как о государственном перевороте, в результате которого пришли к власти самые прогрессивные на то время политические силы. Эти силы, создали самое прогрессивное государственное устройство, изменившие производственные отношения до предела возможного для данного уровня развития производительных сил, обеспечив, таким образом, их бурное дальнейшее развитие. Но всё же, всё это только в рамках, по своей сути, капиталистического способа производства.

Любая новая общественно-экономическая формация юридически отличается от предыдущей в первую очередь отношением собственности, а, следовательно, и новым господствующим классом. Любой господствующий класс осуществляет своё господство посредством государства, как орудия насилия, находящегося в его распоряжении. В какую бы форму господство класса не выливалось, в конечном счете, оно всегда осуществляется в соответствии с волей членов данного класса контролирующих большую часть экономики государства. То есть, любой член господствующего класса всегда имеет возможность влиять на волю своего класса в пределах той части экономической мощи государства, которую он непосредственно контролирует, т.е. размером своего капитала.

При социализме, если его рассматривать как начальную фазу коммунистической формации, собственность на средства производства не разделена между конкретными членами господствующего класса, а является их общей (общественной) собственностью, которой они управляют посредством полностью подконтрольного им государства. А само государство при социализме не может быть не чем иным, как государством отмирающим. Основная суть социализма и заключается в переходе от государственного способа управления обществом к безгосударственному, к его самоуправлению, к коммунизму.

Принципиальное отличие социализма, как первой фазы коммунистической формации, в данном контексте, от всех предыдущих формаций в том, что каждый отдельный член господствующего класса уже не может оказывать влияние на волю своего класса, а значит и на государство, посредством и пропорционально капитала находящегося в его собственности. Не смотря на то, что мы частенько употребляем выражение государственная собственность, по факту она таковой быть не может, поскольку само государство это только орудие насилия в руках господствующего класса. Поэтому государственная собственность, по факту, это всегда общественная собственность господствующего класса.

Отсюда вытекают особенности управления государством при социализме. Члены господствующего класса уже не могут управлять государством на основе демократии, в которой, образно говоря, реализуется принцип: один доллар – один голос с некоторой модификацией для более ранних эпох. Но если это всё же государство диктатуры конкретного класса, хотя и отмирающее, а не некая неустойчивая форма государственного устройства в рамках определённой общественно-экономической формации (диктатура клана, касты, хунты и т.п.), то члены этого класса должны иметь, как и прежде, реальный механизм реализации своей воли. Этот механизм может предусматривать различные способы определения удельного веса каждого отдельного члена господствующего класса при определении воли класса в целом, но такой механизм обязательно должен существовать в обществе с государственным устройством.

Но что даёт нам это углубление в сущность закона соответствия производственных отношений развитию производительных сил для осмысления того, что необходимо коммунистам делать в настоящее время?

Не трудно заметить, что на протяжении всего периода Советской власти в СССР, такого механизма, который бы учитывал мнения всего класса и обеспечивал принятие решений исходя из воли большинства членов господствующего класса, не существовало. Все значимые для общества решения принимались партией, а точнее ещё более узким слоем общества - партийным руководством. Конституция РСФСР 1918, которая предусматривала выявление и реализацию воли господствующего класса, так никогда реально в жизнь внедрена и не была. И, исходя из рассматриваемого закона, это не чья-то злая воля, это объективная необходимость, обусловленная уровнем развития производительных сил того времени, которые требовали соответствующих производственных отношений. Любые попытки пойти дальше, как, например, в период военного коммунизма, неизбежно вели к дезорганизации производства и требовали приведения производственных отношений в соответствие с уровнем развития производительных сил общества.

Какие из этого можно сделать выводы.

Во-первых, при всём уважении к теоретикам коммунистического движения начало прошлого века, выводы о готовности общества к переходу в следующую общественно-экономическую формацию не соответствовали действительности. С высоты настоящего времени уже очевидно, что капитализм в то время обеспечивал ещё достаточный простор для развития производительных сил общества. Это означает, что предел развития производительных сил в данной общественно-экономической формации ещё не был достигнут, а, следовательно, ещё не сформировался необходимый социальный состав общества и не вызрел тот класс, который был бы способен организовать производство на принципиально новой основе.

«На известной ступени своего развития материальные производительные силы общества приходят в противоречие с существующими производственными отношениями, или — что является только юридическим выражением последних — с отношениями собственности, внутри которых они до сих пор развивались. Из форм развития производительных сил эти отношения превращаются в их оковы. Тогда наступает эпоха социальной революции». (Там же) То есть, «материальные производительные силы общества» ещё не достигли той «известной ступени своего развития» в которой они вступают в неразрешимые противоречия в рамках существующих отношений собственности.

Во-вторых, практика подтвердила невозможность установление господства нового класса, пока производительные силы не разовьются до предела своих возможностей в рамках господства предыдущего класса (в рамках существующих отношений собственности). Но, с другой стороны, практика показала, что даже в рамках предыдущей формации может быть установлена такая государственная система, пусть и неустойчивая, но вполне жизнеспособная, которая не только по максимуму стимулирует развитие производительных сил, но и максимально обеспечивает интересы подавляющего большинства населения страны. Законами природы, в том числе и законами развития общества, нельзя пренебрегать, они действуют с неотвратимой силой, но учитывая их, их можно преодолеть, как например человек преодолевает закон всемирного тяготения. Но в силу неправильной оценки возможности перехода общества в новую общественно-экономическую формацию, такой вопрос в то время не только не обсуждался, но даже и не обозначался. Результат не заставил себя ждать слишком долго.

В-третьих, выработка коммунистами конкретных целей на данном этапе развития общества должна опираться на оценку возможности дальнейшего развития производительных сил общества в рамках капиталистического способа производства.

Если исходить из того, что производительные силы общества ещё имеют достаточно широкий простор для своего развития в этих рамках (наличие кризиса, само по себе ещё не о чём не говорит), то целью должно быть приведение к власти определённой силы (партии, клана), которая установит в стране как более благоприятные условия для развития производительных сил, так и более справедливые, с позиции большинства членов общества, социально-экономические отношения, и обеспечит ускоренное движение к новой общественно-экономической формации с установлением реальной власти широких масс трудящихся.

Если же исходить из того, что производительные силы общества (не отдельной страны, а мирового капиталистического сообщества) уже достигли предела возможностей своего развития в рамках данных отношений собственности, а многое указывает именно на это, то коммунистам надо бороться не за приход коммунистической партии к власти, а за организацию широких масс трудящихся в самоуправляемую структуру, которая в процессе своего развития смогла бы перерасти в новую систему власти, власти трудящихся масс. А сами коммунисты, работая в этой структуре, должны направлять её деятельность в соответствующее русло. И это основной практический вывод из развёрнутого рассмотрения закона соответствия производственных отношений уровню развития производительных сил общества. Именно это должно определять и стратегию, и тактику, и повседневную деятельность коммунистов на современном этапе. Именно это должно стать основой для совместной работы всех коммунистов, не зависимо от их партийной принадлежности, а в дальнейшем стать основой и их организационного объединения.

Сергей Бобров

Добавить комментарий (всего 80)   Более новые ›

"... коммунистам надо бороться не за приход коммунистической партии к власти, а за организацию широких масс трудящихся в самоуправляемую структуру, которая в процессе своего развития смогла бы перерасти в новую систему власти, власти трудящихся масс".

Таких господ,как БОБРОВЫ,БАРАНОВЫ ( все из МОКа и весь МОК в целом ) НА ПУШЕЧНЫЙ ВЫСТРЕЛ НЕЛЬЗЯ ПОДПУСКАТЬ К ПАРТИИ РАБОЧЕГО КЛАССА!!!

А господа из РОТ ФРОНТа зовут: ВСТУПАЙТЕ К НАМ И ИСПОЛЬЗУЙТЕ НАШУ ОРГАНИЗАЦИЮ ДЛЯ...а дальше красивые фразы о трудящихся...

И потом вожди РКРП, не стесняясь, заявляют: РОТ ФРОНТ - это партия рабочего класса в становлении!

С РКРП всё ясно,хотелось бы прояснить позиции М.В.Попова и его партии РПР.

Непонятно, что над этим текстом делает красный флаг с Марксом-Энгельсом-Лениным?

Автор статьи пишет: "...при всём уважении к теоретикам коммунистического движения начало прошлого века, выводы о готовности общества к переходу в следующую общественно-экономическую формацию не соответствовали действительности. С высоты настоящего времени уже очевидно, что капитализм в то время обеспечивал ещё достаточный простор для развития производительных сил общества. Это означает, что предел развития производительных сил в данной общественно-экономической формации ещё не был достигнут, а, следовательно, ещё не сформировался необходимый социальный состав общества и не вызрел тот класс, который был бы способен организовать производство на принципиально новой основе". А вот как ставят вопрос классики в "Манифесте коммунистической партии": "Все доныне существовавшие общества основывались, как мы видели, на антагонизме между классами угнетающими и угнетенными. Но, чтобы возможно было угнетать какой-либо класс, необходимо обеспечить условия, при которых он мог бы влачить, по крайней мере, свое рабское существование. Креспостной в крепостном состоянии выбился до положения члена коммуны так же, как мелкий буржуа под ярмом феодального абсолютизма выбился до положения буржуа. Наоборот, современный рабочий с прогрессом промышленности не поднимается, а все более опускается ниже условий существования своего собственного класса. Рабочий становится паупером, и пауперизм растет еще быстрее, чем население и богатство. Это ясно показывает, что буржуазия неспособна оставаться долее господстувующим классом и навязывать всему обществу условия существования своего класса в качестве регулирующего закона. Она не способна господствовать, потому что неспособна обеспечить своему рабу даже рабского уровня существования, потому что вынуждена дать ему опуститься до такого положения, когда она сама должна его кормить, вместо того чтобы кормиться за его счет. Общество не может более жить под ее властью, т.е. ее жизнь несовместима более с обществом. ...Прогресс промышленности, невольным носителем которого является буржуазия, бессильная ему сопротивляться, ставит на место разьединения рабочих конкуренцией революционое объединение их посредством ассоциации. Таким образом, с развитием крупной промышленности из-под ног буржуазии вырывается сама основа, на которой она производит и присваивает продукты. Она производит прежде всего своих собственных могильщиков. Её гибель и победа пролетариата одинаково неизбежны". Возникает вопрос: неужели классики К.Маркс и Ф.Энгельс, посвятившиее свою жизнь исследованию социальных условий жизни пролетариата, ошиблись в своих оценках и этим неверно ориентировали коммунистическое движение? К сожалению, в автора статьи просматривается такой вывод. А ведь на деле буржуазия Европы учла эти выводы классиков и своевременно сделала для себя выводы. Посредством двух мировых войн отрегулировала преимущество собственного пролетариата за счет остального мира. А теперь многие из нас по слепоте своей восхищаются давно прогнившей буржуазией, которая, видите ли, еще "не достигла предела развития производительных сил". Если человечество будет ожидать исчерпания "предела развития производительных сил капитализма", то от самой планеты останутся "ножки да рожки". Неужели это так трудно себе представить, взирая на ненасытного буржуа? А что касается "развития производительных сил", то в указанном выше документе среди перечня неотложных мероприятий, которые предстоит выполнить пролетариату после завоевания политической власти, значится и такой: "Увеличение числа государственых фабрик, орудий производства, расчистка под пашню и увеличение земель по общему плану". Именно это говорит о том, что любой предел развития производительных сил при капиталистическом способе производства ничего общего не имеет с потребностями новой коммунистической формации. Не следует путать технологический способ производства с общественным.

Ф. Энгельс Введение к работе К. Маркса «Классовая борьба во Франции с 1848 по 1850 г.» http://www.esperanto.mv.ru/Marksismo/Klass/klass-00.html#c0 «История показала, что и мы и все мыслившие подобно нам были неправы. Она ясно показала, что состояние экономического развития европейского континента в то время далеко ещё не было настолько зрелым, чтобы устранить капиталистический способ производства; она доказала это той ЭКОНОМИЧЕСКОЙ революцией, которая с 1848 г. охватила весь континент и впервые действительно утвердила крупную промышленность во Франции, Австрии, Венгрии, Польше и недавно в России, а Германию превратила прямо-таки в первоклассную промышленную страну, — и всё это на капиталистической основе, которая, таким образом, в 1848 г. обладала ещё очень большой способностью к расширению. Лондон, 6 марта 1895 г.» А теперь прикиньте, чтобы он мог сказать, доживи до нашего времени. Классики умели мыслить и признавать свои ошибки. А Вы не в состоянии понять даже тех их ошибок, которые они сами признали. И ещё раз повторю, если человек вообще не видит ни каких ошибок у своих кумиров, то это означает только одно, что он их не понимает, что он просто верит в них как в Бога. Надо уметь отделять вещи доказанные, от мнений и предположений, в противном случае человек превращается в догматика. Кстати, написано это было Энгельсом в последний год его жизни.

ИЗВРАТИТЕЛЯМ МАРКСИЗМА.

Бобров: "...А теперь прикиньте, чтобы он мог сказать, доживи до нашего времени".

Господин,Бобров, они ( Маркс и Энгельс ) всё уже сказали!

"...Новая революция возможна только вслед за новым кризисом.НО НАСТУПЛЕНИЕ ЕЁ ТАК ЖЕ НЕИЗБЕЖНО,КАК НАСТУПЛЕНИЕ ЭТОГО ПОСЛЕДНЕГО"

К.Маркс "Классовая борьба во Франции".

Да кто же с этим спорит? Но кризисов в рамках одной о/э формации бывает много, а революция одна. Почему остальные не превращаются в революции?

> Но кризисов в рамках одной о/э формации бывает много, а революция одна. Почему остальные не превращаются в революции?

= ИЗ-ЗА НЕДОСТАТКА МУЖЕСТВА гибнет все движение в Германии. Контрреволюции в такой же мере не хватает мужества для решительных ударов, как и революционной партии (Маркс и Энгельс, Соч., 2-ое изд., т. 5, с. 439)

Тов. Бобров! Вы должны знать, что благими намерениями вымощена дорога в ад. Совершенно не достаточно утверждение об ошибках классиков М-Л (кумиров), недостаточно констатировать различие конкретно-исторических условий. При этом запросто можно скатиться на оппортунизм или на противопоставление курса классиков, что имеет место у вас, важно развитие теории вперед, а не откат назад. Ваша ошибка в перфекционизме, в чистом теоретизировании, это как работать на форексе по одной торговой стратегии, стратегия правильная, но наступает момент когда она не срабатывает и наступает катастрофа. Жизнь она не совершенна, а ваши выводы есть идеализированная теория.

Ну вот еще одна антимарксистская сволочь, на красном тв появилась.

Уважаемый С.Бобров! Складывается впечатление, что обмен мнениями выше не дал результата. Ведь я вам возражал в том, что согласно "Манифеста коммунистической партии" сама капиталистическая система (по сравнению с предыдущими формациями) неспособна обеспечить элементарные условия существования пролетариев. Именно это условие постоянно толкает пролетариев на борьбу за собственное существование. А что касается форм самой борьбы и ее уровней, то это, как раскрыто в указанном документе (с учетом предисловий), связано с уровнем концентрации пролетариата, что, в свою очередь, зависит от экономического развития капитализма. Вы же этот вопрос связываете с абстракцией "достижения предела развития производительных сил капитализма". Как и когда побеждает пролетариат - это один вопрос, но в любом случае ему нужны концентрация сил и научное обоснование следования по пути новой коммунистической формации - это другой вопрос. Если первое условие - это исторический фактор (и обвинять классиков в неточности прогнозов безосновательно), то второе условие соответствует положению "Манифеста коммунистической партии" и оно незыблемо. ВЫВОД: капитализм терпим лишь постольку, поскольку способен своим экономическим развитием сконцентрировать пролетариат для совместной борьбы; других условий от капитализма ожидать нельзя, поскольку он по своей природе крайне разрушителен.

Относительно трактовки вами других вопросов выскажусь дополнительно.

Едрена вошь - какой бедлам. Стал читать из-за красивого баннера и главное многообещающего заголовка - а окончилось дело все тем же Бобровым. Ну есть же Советская власть. Ее надо совершенствовать - согласен. Но какую еще надо "самоорганизацию масс" Боброву?.. Бобров, вы перестаньте крутить. Вы против Советской власти в принципе или нет?...

Где есть советская власть" ? А то что прежде было - это тоже была власть партии а не советов. А в будущем массы и решат как им своим органы называть "советы" опять или еще как , или какая-нибудь группировка вроде "партии" от имени масс решит, как называть новую власть "советской" или ещё как. А ваш патетический вопрос лишён какого бы то ни было смысла.

Да это чушь полная. Каша какая-то. Партия - это лучшая часть класса. Эта лучшая часть строит государство как диктатуру всего класса. Вы почему противопостовляете власть компартии и власть Советов?.. Это одно и то же! ОДно и то же! Это содержание и форма, сущность и явление, ядро и оболочка. У вас власть партии трудящихся отдельно - власть государства трудящихся отдельно. Это одно и то же, если водитель отдельно - машина отдельно. Это чушь. Пока вы не поймете эту свою чушь - никто вас слушать не будет.