Резонанс
Лучшее
Обсуждаемое
-
-
-7
+
+

Невыученный урок великой революции.

Опубликовано:  12.02.2013 - 17:37
Корреспондент:  Сергей Бобров

Вряд ли стоит подробно останавливаться на том, что каждой общественно-экономической формации соответствует свой господствующий в обществе класс и, что именно класс всегда осуществлял свою диктатуру в обществе. Не короли и фараоны, которых при необходимости травили или убивали, не демократически избранные органы власти, которые при необходимости менялись в интересах правящего класса, а именно класс осуществлял свою диктатуру, по воле которого исполняли свои обязанности и те и другие.

Вряд ли надо убеждать тех, кто в корне не отвергает марксизм, как научную концепцию развития общества, что господствующим классом в государстве (отмирающим государстве) переходного периода, получившего название социализм, должен быть пролетариат. То есть, диктатуру в обществе должен осуществлять пролетариат как класс. Но диктатура - это неразделённая не с кем власть, опирающаяся на силу. А власть это свойство субъекта, способность подчинять себе других помимо их воли. То есть, диктатура это такая система управления обществом, при которой осуществляется принудительное навязывание обществу воли диктатора, т.е. управление обществом исключительно в интересах диктатора.

Если диктатор один, то здесь всё понятно. А если диктатор коллективный, то значит и реализовываться должна воля этого коллектива, а для этого она должна быть вначале выявлена.  Если коллектив диктаторов состоит даже всего из двух человек, они всё равно вынуждены предварительно согласовывать свои позиции, прежде чем приступить к реализации своей воли, если конечно не хотят передраться. Если же коллектив более широкий или разрастается до масштаба класса, то должна существовать система выявления воли этого класса, как основа именно его диктатуры в обществе. Не может быть реализована воля класса, а следовательно и осуществляться его диктатура, если эта воля даже не выявлялась. Если кто-то присваивает себе право выражать волю класса, даже если это происходит с молчаливого согласия данного класса, это всё равно обман, узурпация власти, присвоение права осуществлять собственную диктатуру прикрываясь интересами класса. Даже если это структура, как ВКП(б) в России начала прошлого века, действительно использует полученную власть в интересах класса, она всё равно осуществляет не диктатуру класса, а свою собственную диктатуру, поскольку не выявляя волю класса она отстаивает его интересы только так, как именно она их понимает, т.е. реализовывает только свою волю. А понимание это со временем может меняться, тем более со сменой состава правящей группировки и осознанием её членами своих клановых интересов. Чем это может кончиться, мы видим на практике.

Тем, кто придерживается марксистских позиций, позиций научного коммунизма, вряд ли надо доказывать и то, что диктатура класса может осуществляться не иначе как через овладение им государством, как орудием насилия. Во всей марксистской литературе подчёркивается, что государство переходного периода от капитализма к социализму не может быть ни чем иным кроме государства диктатуры организованного в господствующий класс пролетариата. Но каким образом пролетариат должен быть организован в господствующий класс никто из классиков не объяснял, говорилось только о том, что авангардом его должна быть политическая партия организующая его в господствующий класс. И это не трудно понять, поскольку в те времена никаких других структур политической организации пролетариата, как класса вцелом, не просматривалось. В первой программе РСДРП было записано: «Ставя себе задачу сделать пролетариат способным выполнить свою великую историческую миссию, международная социал-демократия организует его в самостоятельную политическую партию, противостоящую всем буржуазным партиям, руководит всеми проявлениями его классовой борьбы, разоблачает перед ним непримиримую противоположность интересов эксплуататоров интересам эксплуатируемых и выясняет ему историческое значение и необходимые условия предстоящей социальной революции». То есть, целью социал-демократии как политической силы, как политической организации (партии) являлась организация пролетариата (всего пролетариата) «в самостоятельную политическую партию». А далее раскрывается роль и место самой социал-демократии (организации, партии) в деятельности этой самостоятельной политической партии пролетариата. То есть, никто из марксистов, вплоть до конца гражданской войны и поражения социалистической революции в Германии, и не мыслил ни о какой диктатуре пролетариата через его авангард в виде коммунистической партии. 

Даже в начале 1917 года в своей работе «Государство и революция» Ленин пишет: «Не вдаваясь в утопии, Маркс от опыта массового движения ждал ответа на вопрос о том, в какие конкретные формы эта организация пролетариата, как господствующего класса, станет выливаться, каким именно образом эта организация будет совмещена с наиболее полным и последовательным «завоеванием демократии». ПСС, изд.5, т. 33, стр.40.  Сам Ленин на это так же ответа нигде не давал. И вот в канун Великой Октябрьской революции в России этот «опыта массового движения» показал «в какие конкретные формы» вылилась«эта организация пролетариата, как господствующего класса» и такой формой стала система Советов. То есть, тот самый опыт массового движения, от которого (по словам Ленина) Маркс ждал ответа «в какие конкретные формы эта организация пролетариата, как господствующего класса, станет выливаться» показал, что самостоятельной политической партией пролетариата, посредством которой он осуществлял свою диктатуру в обществе, на деле оказалась не политическая партия как таковая, а структура самоуправления трудящихся – система Советов.  Именно поэтому в первой конституции социалистического государства, Конституции РСФСР 1918 года, разработанной под непосредственным руководством В.И. Ленина, и в то время, когда ещё были все основания надеяться, что вот-вот должны произойти аналогичные революции и в промышленно развитых странах или как минимум в Германии, и, соответственно, разработанной на строго научных основах, не было даже упоминания о какой либо политической партии. Это при том, что именно конституцией устанавливается система власти в стране, а, следовательно, и определяется, кто в ней будет осуществлять свою диктатуру. В соответствии с этим, ней был чётко прописан механизм выявления и реализации воли трудящихся масс России с доминирующей ролью промышленного пролетариата на основе разных норм представительства, т.е. устанавливалась власть в стране в форме именно диктатуры пролетариата. Система власти Советов и рассматривалась как та самая «самостоятельная партия пролетариата» рождённая из «опыта массового движения» обеспечивающая организацию пролетариата в господствующий класс. Отвергать это, значит утверждать, что все её разработчики во главе с Лениным и  большинство участников Пятого Всероссийского съезда Советов (10 июля 1918 года) отказались от формирования в России государства диктатуры пролетариата. Но реальные события последующего периода внесли существенные коррективы и данная Конституция на практике реализована никогда не была.

Революция в Германии не состоялась, промышленно слаборазвитая Россия, в основном с крестьянским населением (перед революцией 85%) оказалась совершенно не готовой к переходу на социалистический путь развития. Если Всероссийский съезд Советов за счёт пятикратного превосходства представителей городского населения ещё как-то мог соответствовать требованиям диктатуры пролетариата, то на всех низовых сельских съездах Советов, вплоть до губернских, доминировало крестьянство со своей мелкобуржуазной психологией. Передача всей полноты власти сформированным таким образом Советам вела к неминуемой реставрации капитализма со всеми вытекающими для страны и участников революции последствиями. Именно это и толкнуло на то, чтобы диктатуру пролетариата в стране осуществлять через диктатуру партии. Такой подход сразу вызвал резкую критику как в стране, так и во всём мировом коммунистическом движении (подробней об этом в статье «Диктатура партии или класса?» http://bobrov-s.livejournal.com/19187.html ). Но одновременно с критикой звучало и понимание того, что у России в сложившейся ситуации, другого пути нет.

В результате сложившихся обстоятельств в России сформировалось не государство диктатуры пролетариата, а государство диктатуры партии, государство диктатуры закрытого клана, который сам себе ставил цели, сам себе подбирал членов клана и, имея в своих руках государство, как аппарат насилия, слабо зависел от воли трудящихся масс. В начале 1920 года Ленин с сожалением писал: «Партией, собирающей ежегодные съезды (последний: 1 делегат от 1000 членов), руководит выбранный на съезде Центральный Комитет из 19 человек, причем текущую работу в Москве приходится вести еще более узким коллегиям, именно так называемым «Оргбюро» (Организационному бюро) и «Политбюро» (Политическому бюро), которые избираются на пленарных заседаниях Цека в составе пяти членов Цека в каждое бюро. Выходит, следовательно, самая на­стоящая «олигархия». Ни один важный политический или организационный вопрос не решается ни одним государственным учреждением в нашей республике без руководящих указаний Цека пар­тии». ПСС, изд. 5, т. 41, стр. 30-31. То есть, ни о каком самоуправлении, ни о какой диктатуре пролетариата, ни о каком соответствии реально существовавшего государства научному представлению о государстве переходного периода от капитализма к коммунизму,  не могло быть и речи. Но пока в правящем клане, господствовала коммунистическая идеология и, тем более, пока в нём всё решали люди, посвятившие свою жизнь борьбе за права и свободу трудящихся масс, этот клан (коммунистическая партия) управлял страной в интересах этих масс, хотя и исключительно в соответствии с тем, как он это понимал.

Как Ленин не боролся с бюрократией, но сама существовавшая система управления страной порождала её во всё больших масштабах. Не только класс, но и любая группа людей, организованная и осознавшая свои групповые интересы, превращается из группы в себе в группу для себя, а превратившись, начинает отстаивать свои групповые интересы. В результате, сложившийся тип государства стал рекламироваться как единственно правильная форма государства диктатуры пролетариата (диктатура пролетариата через диктатуру партии) что с реальной диктатурой пролетариата не имело ни чего общего.

Октябрьская Социалистическая Революция в России наглядно показала, что политическая партия как таковая, не является той структурой, которая обеспечивает организацию пролетариата в господствующий класс. Коммунистическая партия это институт в основном идеологический, её задачей является внедрение, на основе последних достижений общественной мысли, соответствующего сознания в массы, путём раскрытия перед ними их коренных интересов, а так же  помощь в организации борьбы этих масс за свои интересы. А реальную борьбу за свои интересы должны вести сами массы, организованные в самостоятельные структуры самоуправления. Это, разумеется, не исключает участие членов партии непосредственно в организационных структурах трудящихся, но партия как таковая при этом не должна иметь, ни каких административных рычагов влияния на происходящие процессы, в противном случае диктатура пролетариата (трудящихся масс) с неизбежностью будет подменяться диктатурой партии со всеми вытекающими последствиями. То есть, Октябрьская Социалистическая Революция в России наглядно показала, что роли политической партии (коммунистической партии) как таковой и «самостоятельной политической партии» диктатуры пролетариата, как системы его самоорганизации и господства в обществе, вещи совершенно разные.

Этот урок Октябрьской Социалистической Революции подавляющем большинством современных коммунистов не выучен и по сей день. Даже самые близкие к трудящимся массам коммунистические партии, работающие в трудовых коллективах, не занимаются их организацией в структуры более высокого порядка, оставляя за собой право координации их действий. На деле эти благие намерения дают совершенно противоположный эффект. Таким образом, практически блокируется развитие самоорганизации трудящихся, ограничивая этот процесс только низовыми звеньями, которые, то возникают, то распадаются, оставаясь в целом длительное время практически на одном уровне. И пока главной задачей коммунистических партий не станет организация трудящихся в самостоятельные, не зависящие от партий, самоуправляемые структуры с целью борьбы трудящихся за свои интересы, и в том виде, в каком они сами это представляют, роль этих партий в деле преобразования общества в коммунистическом направлении будет оставаться минимальной.

 С. Бобров. Специально для КТВ

Добавить комментарий (всего 56)   Более новые ›

Предлагаете дискуссию на тему анархо-синдикализма?

В качестве противоположной точке зрения С.Боброва я бы привел вот эту статью:

"АНАРХО-СОВЕТИЗМ

Целями данной статьи являются характеристика анархо-советизма как системы политических взглядов, формирование критических замечаний к этому явлению, и, таким образом, утверждение правомерности введения и использования данного термина.

Причины возникновения анархо-советизма и его характеристика.

Термин "анархо-советизм" впервые встречается в работе М.Г. Суслова "Об анархизме наших дней" и в ряде неопубликованных выступлений этого автора на конференциях и дискуссиях Пермской организации РКРП. Так как данная статья предназначена для читателей, владеющих как минимум базовыми знаниями в теории марксизма, разъяснять понятия анархии и анархизма нет необходимости. Вкратце следует остановиться лишь на такой разновидности анархизма как анархо-синдикализм. Анархо-синдикализм это спектр политических течений, которые имеют следующую общую позицию. Выразителями интересов трудящихся являются организации, возникшие в ходе экономической борьбы рабочего класса - профсоюзы. Они, как выразители этих интересов, и должны играть ведущую роль в обществе и государстве. Дифференцируются течения по частным вопросам политического устройства государства и общества. Критика анархо-синдикализма дана марксистами, в частности Лениным. Суть критики такова, что организации, созданные для экономической борьбы не способны самостоятельно выйти за рамки этой борьбы, осознать и обозначить максимально полно и целостно классовые интересы пролетариата, возглавить его политическую борьбу и в дальнейшем стать государственными органами. Профсоюзная борьба является буржуазной формой борьбы, так как ведется и разрешается в рамках капиталистического государства и не имеет конечной целью его уничтожение.

Анархо-советизм является в некотором смысле родственным анархо-синдикализму явлением.

Так как анархо-советизмом страдают преимущественно современные коммунистические партии, то и рассматривать это явление будем исходя из их политических взглядов. Практически все партии и течения, позиционирующие себя как коммунистические, сегодня сходятся в том, что крах социалистической системы стал результатом ошибочных действий партийного руководства. КПРФ возлагает вину на Горбачева и КО, РКРП на хрущевско-косыгинские реформы, троцкисты на сталинскую бюрократическую систему. Поэтому, так или иначе, встает вопрос о том, как защитить в будущем социализм от ошибочных действий партии. В поисках выхода коммунисты обращаются к истории России начала 20 века, где в ходе борьбы русского пролетариата родились невиданные до той поры самодеятельные объединения рабочих, ставившие задачи не только экономической, но и политической борьбы - Советы рабочих. Эти Советы были впоследствии названы большевиками органами диктатуры пролетариата. Современные коммунисты поэтому считают, что необходимо возрождать эти органы. Состоящие из рабочих Советы будут выражать интересы рабочего класса и в случае ошибок партийного руководства должны будут иметь достаточно власти для отмены решений партии вплоть до запрещения ее деятельности и закрытия ее печатных органов (в старой редакции программы РКРП, например, было прямо записано, что деятельность партии и партийная печать должны быть подконтрольны Советским органам). Таким образом, анархо-советизм это система политических взглядов, предполагающая полновластие Советов как органов диктатуры пролетариата вследствие идеализации их роли как органов власти и выразителей классовых интересов пролетариата.

Советы.

Прежде чем перейти к критике анархо-советизма, необходимо кратко вспомнить обстоятельства возникновения и деятельности Советов. Профсоюзное движение в России начала 20 в было настолько слабым, что вряд ли стоит говорить о его существовании. В стране была сильнейшая реакция, капитал преимущественно симбиотировал с царским режимом в деле эксплуатации рабочих. Попытки экономической борьбы жестко пресекались силовыми методами при значительном вмешательстве государства, организаторы стачек и забастовок практически приравнивались к государственным преступникам и карались жесточайшим образом. В этой обстановке, при учете отсутствия в стране базовых демократических свобод появление таких организаций, как Советы рабочих, и выдвижение ими кроме экономических требований политических, было вполне закономерно. Закономерным является и то, что Советы, сопротивляясь реакции, берут на себя определенные властные функции уже во время революции 1905-1907 гг, а после февральской революции 1917 г вообще становятся несистемными альтернативными органами власти. После взятия большевиками политической власти Советы становятся единственными системными государственными органами. Так почему же такие замечательные организации как Советы, выросшие "снизу", из борьбы рабочего класса, самостоятельно организовавшиеся на политическую борьбу, не могут стать полновластными?

Критика анархо-советизма.

Основная ошибка сторонников полновластия Советов в том, что они считают, что в политической борьбе Советы могут максимально полно самостоятельно осознать классовые интересы пролетариата и наиболее последовательно отстаивать их в политике. К сожалению, марксизм и история России опровергают эту точку зрения. Советы рабочих в России начала 20 века не являлись чем-то особенным, не смотря на то, что почти сразу стали выдвигать политические требования. Марксизм утверждает, что без влияния извне отношений «капиталист - наемный работник», пролетариат не способен сформировать свои классовые интересы и подняться выше экономических форм борьбы. Русский пролетариат начала 20 в не исключение. Почему же он тогда поднялся на политическую борьбу? А поднялся он именно потому, что в России на рабочих оказывалось сильнейшее влияние извне отношений «капиталист - наемный работник». Таковым был комплекс политических явлений, описанных в предыдущем разделе: отсутствие профсоюзного движения, сращивание царского режима и буржуазии, сильная реакция. К этому следует добавить еще фактор влияния на Советы разных политических партий, которые почти с самого момента возникновения Советов старались сделать их своим политическим инструментом, так же действовали извне отношений капиталист-рабочий. Поэтому Советы явились исключением, лишь подтверждающим правило. Не будь указанных факторов, самостоятельно русские рабочие за пределы экономической борьбы бы не вышли. Потому выше и было сказано, что анархо-советизм есть явление родственное анархо-синдикализму. Как же быть с тем, что большевики с Лениным во главе называли Советы органами диктатуры пролетариата? На это хотелось бы задать встречный вопрос: а почему большевикам не пришло в голову защитить социализм, передав Советам всю полноту власти, включая контроль над партией? Ведь если до этого додумались современные коммунисты, то и Ленин бы додумался, ибо предположить возможность перерождения партии не так сложно. Могут возразить, что Ленин тоже мог ошибаться. Мог, но не ошибался. Были приняты способы защиты партии от перерождения. Но о них ниже. А сейчас главное отметить, что партия и Советы – это организации совершенно разного уровня по выполняемым функциям. Если Советы это органы диктатуры пролетариата, то есть инструмент, с помощью которого диктатура осуществляется, то партия - это и есть пролетариат (а точнее, его авангард), который эту диктатуру осуществляет. Коммунистическая партия как авангард пролетариата, выражая наиболее полно и последовательно классовые интересы рабочих, осуществляет диктатуру этого класса с помощью Советов. Поэтому, во-первых, неверно отделять и тем более противопоставлять партию и пролетариат, а во-вторых, неверно утверждать, что инструмент может и должен контролировать действия того, кто им работает.

Почему не вся власть Советам?

Рассмотрим немного подробнее вопрос взаимоотношений партии и Советов. Если речь идет о Советах, то Ленин говорит о том, что им передается государственная власть. Если речь идет о партии, то Ленин говорит, что большевики берут политическую власть. (Например, В. Ленин. "Очередные задачи Советской власти": "Основным условием разрешения стоящей перед нами в первую очередь организационной задачи, является полное усвоение политическими руководителями народа, т.е. членами Российской коммунистической партии (большевиков), а затем всеми сознательными представителями трудящихся масс,... Развитие партии большевиков, которая является ныне правительственной партией в России, особенно наглядно показывает в чем состоит переживаемый нами и составляющий своеобразие настоящего политического момента исторический перелом, требующий новой ориентации Советской власти, то есть новой постановки задач... Первой задачей всякой партии будущего является - убедить большинство народа в правильности ее программы и тактики... Теперь эта задача, которая, конечно, далеко не завершена (и которая никогда не может быть исчерпана до конца), в главном решена... Второй задачей нашей партии было завоевание политической власти и подавление сопротивления эксплуататоров. На очередь выдвигается... третья задача - организовать управление Россией... Мы, партия большевиков, Россию убедили. Мы Россию отвоевали. Мы должны теперь Россией управлять." "Апрельские тезисы.": "4. ... Пока мы в меньшинстве, мы ведем работу критики и выяснения ошибок проповедуя в то же время необходимость перехода всей государственной власти к Советам рабочих депутатов, чтобы массы опытом избавились от своих ошибок... 8. Не "введение" социализма, как наша непосредственная задача, а переход тотчас лишь к контролю со стороны СРД за общественным производством и потреблением.") В чем разница, в чем заключается такое разделение властей? Под государственной властью понимается то, что Советы распоряжаются всей государственной собственностью. Партия же обладает властью политической, то есть она определяет внешнюю и внутреннюю политику страны, контролирует прессу, государственную кадровую политику, утверждает пятилетние планы, ставит перед Советами и другими органами определенные задачи и т.д. В результате вооруженного восстания большевики берут политическую власть и вовсе не собираются передавать ее Советам. Передача всей полноты власти Советам происходит при Горбачеве и приводит к окончательному уничтожению Советской власти. Почему же так? Как было сказано выше, рабочие не могут самостоятельно выработать свое классовое сознание. Чтобы оно было обретено, необходимо чтобы рабочие овладевали теми знаниями, которые выработало человечество. Классовое сознание пролетариата вносится из отношении всех классов и социальных групп друг к другу, к государству и правительству. Рабочие должны научиться разбираться в механизме эксплуатации и господстве одних классов над другими. Самостоятельно рабочие не могут дойти до этого вследствие особенностей режима и характера труда и ограниченных возможностей для получения образования и постижения обществоведческих теорий. Поэтому какие мы имели Советы перед Октябрем? Меньшевистские, эсеровские, мелкобуржуазные и даже буржуазные. То есть зачастую настолько непролетарские, что большевики в июле 1917 г. даже сняли лозунг "Вся власть Советам!" И даже после революции Ленин отмечает, что рабочие часто поддаются на непролетарские лозунги (см. напр. В.И.Ленин. "О роли и задачах профсоюзов в условиях новой экономической политики"). Поэтому Советы никогда не получают политическую власть, которая остается у партии, обладающей всеми классовыми качествами пролетариата, которая просвещает и организует рабочий класс, ведет идеологическую работу, разрабатывает теорию, вырабатывает политические решения. Таким образом, упрощенно взаимоотношение партии и Советов можно охарактеризовать так: партия говорит что делать, а Советы решают как делать.

Цеховая узость.

Итак, передача Советам политической власти противопоказана. Наглядно это показали перестроечные Советы. Однако с мест возражают, что те Советы избирались по территориальному принципу. А если бы выборы были по производственному принципу, то этого бы не произошло. Рассмотрим этот момент. Выше было сказано, что анархо-советизм и анархо-синдикализм явления родственные. Не смотря на то, что Советы вышли за рамки буржуазной борьбы, они тем не менее обладают всеми теми недостатками, что и профсоюзы. (Например, А.Г. Шляпников на 1 Всероссийской тарифной конференции Всероссийского съезда металлистов констатировал катастрофическое падение производительности труда и рост экономических требований рабочих. На Конференции правлений союзов металлистов и заводских комитетов в ноябре 1917 г., где были представлены 38 правлений профсоюзов и 154 заводских комитета Петрограда, говорилось о необходимости «принять меры к уменьшению аппетитов рабочих». К середине 20-х годов производительность труда в российской промышленности выросла на 23,3%, а зарплата трудящихся на 90%.) То есть кроме довольно низкой классовой сознательности Советы, избранные по производственному принципу, обладают известной цеховой узостью, эгоизмом. Ведь принципы избрания и электоральная база у профсоюзов и Советов получается одна и та же. Следовательно и результаты были и будут одинаковые. У территориального принципа тоже есть свои недостатки и достоинства, и было бы неверно говорить, что этот принцип "лучше" или "правильнее" производственного. Но и утверждать обратное тоже неверно. Да, коллективы обладают сплоченностью, но и цеховой узостью. Да, территория размыта социально, но зато обладает бóльшим творческим потенциалом. Поэтому в условиях контроля как вертикального, так и горизонтального (был и такой, так как партия могла напрямую делегировать депутатов в Советы) практически нет разницы, как избирать Советы. Еще один момент - отзыв депутатов. Трудящиеся в СССР во все периоды действительно в любой момент могли отзывать депутатов. Но возможность и эффективность этой меры преувеличена. Если в местных Советах проблемы не возникало, то чем выше был уровень Советов, тем проблематичнее рабочим было контролировать депутатов. Что вполне закономерно и прогнозируемо.

Неоднородность классового состава Советов.

Мало того, что сами рабочие в массе своей не однородны, так еще к этому добавляется то, что Советы были (в 1917 году были Советы рабочих, крестьянских, солдатских депутатов) и, согласно взглядам большинства современных коммунистических партий, будут (советы рабочих, крестьян, специалистов и служащих, как записано в программе РКРП, например) классово неоднородны. То есть Советы - органы априори общедемократические, а не классовые. Следовательно ожидать от них классово верных решений, даже при наличии влияния "разъяснительной работы" коммунистов, ошибочно.

Как защитить партию от перерождения?

Вопрос не из легких. Примечательна мера, обозначенная в программе РКРП, к которой уж точно не следует прибегать как к панацее. Речь идет о том, что на Съезде партии большинство должны составлять рабочие. Это не плохо и не хорошо в свете того, что сказано выше. Защищать партию от перерождения, от примазавшихся и карьеристов не сможет никто, кроме самой партии. В первые десятилетия принимались определенные меры, которые можно рекомендовать и сейчас и в будущем. Это остановка приема в партию в успешные годы ее правления и, наоборот, открытие приема в тяжелые годы, партийные чистки, горизонтальная и, в некоторых случаях, вертикальная ротация кадров, создание таких условий для членов партии, что со вступлением в нее человек больше теряет, чем обретает ("орден меченосцев"). Важным так же является поддержание разделения властей на политическую и государственную. Партия никоим образом не должна опускаться до уровня Советов, в том числе и в первую очередь, не должна распоряжаться государственной собственностью. Советы не должны выходить за пределы государственно-управленческих функций и влиять на политические решения партии. Возможно что деятельность современных коммунистических партий подскажет дополнительные меры.

А я думал, что С.Бобров пишет специально только для сайта Лефт.ру, призывающего голосовать за Прохорова, который занимается "разрыхлением марксистского дискурса" путём ультрамаркситских ("марксоидных") агрессивных нападок на оппонентов и ежеминутных ссылок на Маркса- эта статья там тоже вывешена в новом номере.