Резонанс
Лучшее
Обсуждаемое
-
-
+38
+
+

"СССР: первые 20 лет". Часть 10

ПОИСК МАТЕРИАЛОВ
Установите Flash Player и/или разрешите в браузере JavaScript, чтобы включить видео.
Опубликовано:  22.03.2012 - 10:19

Рассказывает доктор исторических наук Кирилл Борисович Назаренко.

Часть 10. Репрессии в Красной армии. Цифры и факты. Судьба военнопленных. Высылка народов.

Вопросы Кириллу Борисовичу по теме данного цикла можно оставлять в комментариях или отправлять на почтовый ящик.

Ленинградское интернет-телевидение

Добавить комментарий (всего 20)

С самого начала выхода Вашего цикла, товарищей из нашей ячейки прошу просмотреть и контролирую усвоение. Замечу, что Вы существенно облегчаете нам работу по вовлечению новых кадров. Это те самые кирпичики, которых так не хватает для организации пролетарского контрнаступления на буржуазную машину пропаганды. Спасибо Кирилл Борисович. С нетерпение ждем следующих выпусков.

"Это те самые кирпичики, которых так не хватает для организации пролетарского контрнаступления на буржуазную машину пропаганды" - именно так! Я бы даже предложил, учитывая особое значение этого цикла, какую-нибудь постоянную заметную ссылку на него целиком сделать. И ещё был один, по Великой Отечественной - тоже очень неплохо ставит мозг на место.

Хороший цикл передач.Полезный материал для изучения.

Только не надо это называть поганым словом "репрессии". Это было ЗАСЛУЖЕННОЕ НАКАЗАНИЕ, а не репрессии.

А мне нравится слово "рерпрессия" (лат. repressio - подавление, угнетение) в контексте наказания врагов советского государства. В подавлении вредных элементов нет ничего "поганого". (о методах - это другой вопрос)

Наверное это как со словосочетанием "диктатура пролетариата" - оно наводит холодок на тех, кому не нравится его смысл.

Это сейчас слово "репрессии" превратили в какой-то нечеловеческий символ. А в те годы это был рядовой юридический термин, отражавший наказание за совершенное преступление. Всего лишь!

Уважаемый dgholt, Вы утверждаете, что «Только не надо это называть поганым словом "репрессии". Это было ЗАСЛУЖЕННОЕ НАКАЗАНИЕ, а не репрессии». Вы высказали свою позицию в том, что нужно заменить понятие «репрессии» понятием «наказание». Но ведь это разные понятия, которые отражают разные общественные отношения. На отождествлении этих понятий ведь построена вся антисоветская, антикоммунистическая и антисталинская идеология и пропаганда. Проанализируем, какие же отношения возникли при «наказании», а какие в случае «политической репрессии», какое из этих отношений социально более опасное для граждан и для общества, строящего социализм.

Вся предвоенная и послевоенная судебная система строилась в соответствии с соответствующим разделом программы РКП (б), принятой в 1919 г. Вот этот раздел:

«В области судебной

11. Взяв всю власть в свои руки и упразднив без остатка органы буржуазного господства суды прежнего устройства, пролетарская демократия вместо формулы буржуазной демократии - выборность судей народом - выдвинула классовый лозунг - выборность судей из трудящихся только трудящимися и провела его во всей организации суда, уравняв, вместе с тем, оба пола во всех правах как при выборе судей, так и в отправлении обязанностей судей.

Для привлечения к отправлению правосудия самых широких масс пролетариата и беднейшего крестьянства введено участие в суде постоянно сменяемых временных судей заседателей, с привлечением к составлению списков массовых рабочих организаций, профессиональных союзов и т. п.

Создав единый народный суд взамен бесконечного ряда прежних судов различного устройства, со множеством инстанций, Советская власть упростила устройство суда, сделав его абсолютно доступным для населения и устранив всякую волокиту в ведении дел.

Отменив законы свергнутых правительств, Советская власть поручила выбираемым Советами судьям осуществлять волю пролетариата, применяя его декреты, а в случае отсутствия таковых или неполноты их, руководствоваться социалистическим правосознанием.

В области наказания организованные таким образом суды уже привели к коренному изменению характера наказания, осуществляя в широких размерах условное осуждение, введя как меру наказания общественное порицание, заменяя лишение свободы обязательным трудом с сохранением свободы, заменяя тюрьмы воспитательными учреждениями и давая возможность применять практику товарищеских судов.

РКП, отстаивая дальнейшее развитие суда по тому же пути, должна стремиться к тому, чтобы все трудящееся население поголовно привлекалось к отправлению судейских обязанностей и чтобы система наказаний была окончательно заменена системой мер воспитательного характера». (см. http://www.agitclub.ru/center/comm/rkpb/1919progr.htm )

Политика коммунистической партии в области судебной была направлена на замену системы НАКАЗАНИЙ системой мер ВОСПИТАТЕЛЬНОГО характера. К последним относились такие меры как общественное порицание, выговор, строгий выговор и другие меры воспитательного характера. Сразу же после принятие программы РКП (б) и в соответствии с ее положениями стали создавать специальные учреждения (исправительно-трудовые лагеря, ИТЛ) для перевоспитания в них лиц, мировоззрения которых было частнокапиталистическим и чуждо новому социалистическому обществу. Особо массово в эти лагеря стали направлять таких лиц в средине 30-х годов, когда в советском обществе обострилась классовая борьба. Было принято решение о репрессиях лиц дворянского происхождения, кулаков и других социальных групп. Но им не присуждалось НАКАЗАНИЕ за их политические и религиозные взгляды и их социальное происхождение. К ним были применена самая высшая ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ мера в виде направления в исправительно-трудовые лагеря. Их Советская власть не считала уголовниками, и они не были по своему положению в ИТЛ таковыми. В ИТЛ для них были созданы условия для труда, получения образования, занятия художественной самодеятельностью. Для репрессированных ученых с буржуазным мировоззрением были созданы специальные научные учреждения, так называемые «шарашки», где они заниматься научными исследованиями. Вся советская педагогика строилась на мерах воспитательного характера в отношении подрастающего поколения, а не на мерах наказания, как это был в царские времена, когда в школьном классе в углу стояли розги, которыми учитель обязан был наказывать учеников.

Это всё было. Но утверждать, что в СССР граждане за свои политические взгляды подвергались НАКАЗАНИЮ в период политических репрессий 20-х-50-х годов нельзя. Тогда они подвергались ВОСПИТАТЕЛЬНЫМ мерам воздействия, а не наказанию. Политическая репрессия была более гуманной мерой воспитания, чем уголовное наказание. За политические взгляды в сталинские времена не наказывали. После прекращения политических репрессий в СССР были изъяты политические статьи из основ уголовного законодательства Союза ССР и уголовных кодексов союзных республик. Но политические противники Советского строя не исчезли и их уже стали НАКАЗЫВАТЬ как уголовников, хотя они никаких преступлений не совершали. В отношении их применялись такие меры наказании, как принудительное лечение в психиатрических больницах, так как диссидентов признавали психически больными. Применялись также меры лишения работы и высылки в отдаленные места, лишение свободы и гражданства. Все это были меры уголовного наказания, а не меры воспитания. Советское руководство в 50-80-ые гг. не признавало наличие в СССР политически ЗАКЛЮЧЕННЫХ, хотя они были. В 20-ые - начале 50-х гг. оно признавало наличие в стране политически РЕПРЕССИРОВАННЫХ и имеется полный их список. Но в эти сложные годы для страны политически заключенных в СССР не было. Этот факт из советской истории должны знать все те, кто так желает осуществить десталинизацию. В этом плане она была осуществлена в хрущевские времена, когда в стране появились политически заключенные, а все политически репрессированные были реабилитированы. Вот политзеков они должны посчитать и списки опубликовать. Правозащитники сегодня также говорят о наличии политзаключенных. В сталинские времена их не было.

Политические противники советской власти, которые были расстреляны в период проведения политики репрессий, были приговорены к высшей мере наказания за создание террористических организаций и осуществления террористических актов в стране. Все они участвовали в так называемых «центрах», т.е. в негосударственных организациях, которые были связаны с иностранными подрывными «центрами». Поэтому их приговорили к высшей мере наказание не за их политические взгляды, а за организацию террористических организаций с целью свержения Советской власти и реставрации капиталистического строя.

Реабилитации политических противников советской власти вначале 50-х гг., наверное, была проведена на основании русской традиции по реабилитации политических противников существующего строя. Ведь в свое время царским указом были реабилитированы декабристы, которые почти тридцать лет пробыли в ссылке в Сибири. По-видимому, отсюда взяло советское руководство идею реабилитации политически репрессированных. Наверное, оно так и было. Но мы должны помнить, что после царской реабилитации политический строй просуществовал примерно шесть десятилетий, а после хрущевской – четыре. Сегодня уже не власть, а само общество полностью реабилитировало Советскую власть, Ленина и Сталина, других государственных и партийных деятелей сталинской эпохи. Поэтому следует ожидать, что и существующему общественно-политическому строю осталось существовать не долго. Историческую закономерность нельзя предотвратить.

Понятия «репрессия» и «наказание» имеют разный смысл и его нужно знать. А то ведь получается, что как будто бы «наказание» это законное действие власти, а «репрессия» – противозаконное. Это не так. Репрессия – такое же законное действие власти во времена развернутого строительства социализма, как и наказание. Но это более гуманная воспитательная мера к политическим противникам нового общественного строя, чем уголовное наказание. После построения первой фазы общественно-экономической коммунистической формации эта временная воспитательная мера исчезнет, так как уже не будет в обществе политических противников новой формации.

Большое спасибо, не знал ( думаю, как и большинство населения ). И всё же в контексте сегодняшнего дня полезнее будет употреблять фразу "заслуженное наказание" или объяснять подлинный смысл понятия "репрессия".

Вы по-прежнему считаете, что гражданин за свои политические убеждения, которые не совпадают с политическими убеждениями правящей коммунистической партии в эпоху диктатуры пролетариата, должен нести "заслуженное наказание", как за уголовное преступление? Все антикоммунисты такое утверждение растиражируют миллионами экземпляров и объявят государство диктатуры пролетариата преступным государством, которое подвергает уголовному преследованию лиц за их идейные убеждения, но которые не совершали преступлений. «Заслуженному наказанию» могут быть подвергнуты лица за преступления в отношении граждан или их имущества, а также за должностные преступления лица из органов управления государством и предприятиями. Так оно было в СССР в 20-е – начале 50-х гг. Так оно должно быть сейчас.

С идейными противниками социализма и коммунизма нужно бороться научными и идейными методами. В крайнем случае, можно использовать воспитательные меры (репрессии), как это было в СССР накануне войны, когда в идейную борьбу грозила и затем вмешалась фашистская Германия. Ведь переход от идейной, теоретической классовой борьбы к вооруженной борьбе против идейных противников, расстояние всего лишь в один шаг. Это недавно мы видели в Ливии и наблюдаем сегодня в Сирии. Но в современном обществе идейная борьба никогда не являлась уголовным преступлением.

Уважаемый М.Н.Антоненко, скажите пожалуйста, как правильно нужно формулировать причину репрессий, которые, ведь всё-равно неизбежно должны иметь место в отношении элементов, чьи "убеждения не соответствуют" требуемым от граждан коммунистического государства?

"...репрессий, которые, ведь всё-равно неизбежно должны иметь место в отношении элементов, чьи "убеждения не соответствуют" требуемым от граждан коммунистического государства?"

Репресиям должны подвергаться АКТИВНЫЕ противники власти пролетариата,а не убежденные.Так как убеждения - это продукт производственных отношений и пока вы не смените их ( отношений в процессе труда ),вы не измените убеждения людей.Советую Вам,если Вы на самом деле хотите стать коммунистом,все же обратиться к классикам марксизма. А по этому поводу очень поучительны рассуждения К.Маркса о Робеспьере ( "Святое семейство ...",гл.6,3),с) Критическое сражение с французской революцией; а пункт d)Критическое сражение с французским материализмом - рекомендую для начального знакомства с коммунизмом ).

Спасибо за совет. Конечно хочу хорошо знать (а значит и понимать) научный Коммунизм и его основы. Чтобы стать коммунистом, этого, конечно, недостаточно, но необходимо в числе прочего, разумеется. Причём знать марксизм мало, нужно знать и ленинизм. (Вопрос к ОС КТВ: "А лекции по ленинизму будут в программе?")

Всё не нахожу времени обратиться к первоисточникам, но, видимо вы правы, уже совсем пора.

"Вопрос к ОС КТВ: "А лекции по ленинизму будут в программе?""

Я думаю,так как на КТВ наиболее частые гости профессора Бузгалин,Кагарлицкий,Попов и др.,то Вы вряд ли дождётесь лекций по ленинизму,т.е. марксизму.

У Вас есть выходы на толковых марксистов, способных давать лекции на камеру?

Уважаемый krasnoutr, Вы просите меня ответить на Ваш вопрос о том, что «как правильно нужно формулировать причину репрессий, которые, ведь всё равно неизбежно должны иметь место в отношении элементов, чьи "убеждения не соответствуют" требуемым от граждан коммунистического государства?». Вопрос не простой. Он требует глубоких научных исследований. Тем не менее, я выскажу свои воззрения. Они, скорее всего, не будут совпадать с Вашими воззрениями или других участников Красного ТВ, которые сформировались под идеологическом воздействием буржуазных и антикоммунистических политиков и пропагандистов. Но Вы из следующего текста увидите, что понимание этого вопроса разделяет всех нас на марксистов и оппортунистов. При этом ни один оппортунист не скажет, что он оппортунист.

В словарях иностранных слов, а слово «репрессия» произошло от лат. repressio = сдерживание, удержание, вытеснение. Есть еще очень много различных переводов значения этого латинского слова. Для понимания современного смыла этого слова необходимо перевести его приставку: re = восстановление или повторное действие, временами противоположное.

Слово репрессия использовалось Фрейдом в его психоанализе, а потом уже перешло в политику. Репрессия была одной из первых, что привлекли его внимание. Сутью репрессии в понимании Фрейда является мотивированное забывание или игнорирование. Он писал, что “суть репрессии состоит в том, что нечто просто удаляется из сознания и удерживается на дистанции от него”. Если это понимание репрессии распространить на политику в отношении пролетариата, то здесь все верно. Перед революцией революционная партия большевиков, вместе с другими партиями, осуществляла его репрессию, так как она удаляла из общественного сознания угнетенного пролетариата и крестьянства, существовавшие тогда политические убеждения в том, что царское самодержавие имеет божественную природу, что оно заботится о народе и т.д. и т.п. Она заменяла их новым научным убеждением, которое состояло в том, что монархическую власть нужно свергнуть и установить республиканский строй, который даст простор для быстрого развития производительных сил общества, для счастья народа.

Осуществляло ли царское правительство репрессии? Оно осуществляло репрессии как своей власти, так и общественного сознания тех лиц, которые выступали за ее замену республиканским строем. В отношении самого себя, царское самодержавие осуществляло репрессию в значении этого понятия как УДЕРЖАНИЕ, а не в понимании его Фрейдом как ЗАМЕЩЕНИЕ. Здесь мы должны понимать, что господствующий класс организованный как власть осуществляет репрессию в форме УДЕРЖАНИЯ власти и недопущения ее смены. Правящая и оппозиционные партии осуществляют репрессии избирателей в форме ЗАМЕЩЕНИЯ их взглядов и убеждений в отношении существующей власти.

После установления Советской власти и окончания гражданской войны в общественном сознании по инерции господствовали убеждения в необходимости свержения власти, но теперь уже Советской. Эти убеждения использовали лица, которые террористическими методами боролись с царским самодержавием, а теперь начали такую же борьбу с Советской властью (бандитизм, басмачество, заговоры и убийства представителей власти, мятежи). Поэтому, чтобы удержать свою власть рабочий класс и крестьянство должны были использовать репрессии в форме удержания власти, а ВКП (б) – в форме замещения у граждан общественного сознания путем воспитания их в духе верности делу Ленина, делу строительства социализма и коммунизма. Эти репрессии были необходимы для того, чтобы восстановить у небольшого числа граждан (2-3 %) убеждение законности Советской власти и даже ее божественности, путем удаления из их сознания убеждения о необходимости свержения власти большевиков и установления власти без большевиков.

Политические партии, которые ведут классовую борьбу в обществе, используют для достижения своих целей не только механизмы репрессий в форме замещения общественного сознания, но и механизмы депрессий. Депрессия (от лат. depressio = угнетение) у человека означает угнетенное психическое состояние. В этом состоянии человек не проявляет своей активности, в том числе и политической. Де- (от лат. de = с, от) – приставка, которая означает отделение, выделение, отмену, прекращение чего-либо или обратное действие или снижение, падение. Поэтому политическая партия, которая борется за сохранение еще на один срок своей власти с помощью особых механизмом депрессии (депрессантов) снижает политическую активность человека, и он уже не выступает со своими политическими требованиями замены этой партии власти и поэтому пассивно поддерживает партию власти. Политическими депрессантами сегодня являются всякого рода социальные подачки и обещания избирателям, а также обман и одурачивание граждан.

Репрессия и депрессия – два взаимосвязанных механизма и их нужно рассматривать в диалектическом единстве. Рассмотрим их взаимодействие после смерти Сталина в КПСС. В 1956 г., 20 съезд КПСС репрессии 20-х – 50-х гг. признал незаконными. Тем самым все те граждане, которые были убеждены в законности Советской власти, были введены в состояние депрессии. На следующем съезде в 1959 г. вообще было заявлено о том, что в СССР социализм победил «полностью и окончательно», а это означало, что уже не нужно бороться с врагами социализма, в том числе методами репрессий и депрессий, и не нужно осуществлять в обществе никаких социальных революций. Этот вывод вверг советского общество в еще большую депрессию. Советский народ от нее так и не смог избавиться три десятилетия. Только в средине 80-х гг. руководство КПСС пришло к новому выводу о том, что нужно вновь продолжить социалистическую революцию, что требуются революционные изменения в обществе, что оно находится в застое, что виноваты в этом прежние руководители КПСС. Но в руководстве КПСС к этому времени господствовало уже контрреволюционное буржуазное сознание. В то время как советский народ был ввергнут в состоянии депрессии, в руководстве КПСС продолжался процесс репрессии всех тех, что выступал за смену коллективного руководства и замену его новым более прогрессивным руководством, которое могло бы повести общество на завершение социалистической революции. Так в 1957 г. были репрессированы Маленков, Молотов, Каганович и Шепилов, а также члены ЦК, которые выступили за смену первого секретаря ЦК КПСС, за смену власти в партии. Хрущев репрессировал сознание большинства членов ЦК и удержался на должности первого секретаря ЦК. В 1964 г. вновь члены ЦК были идеологически репрессированы группой Брежнева, но уже с целью лишения власти Хрущева. Но и эта группа политиков продолжила прежнюю политику депрессии советского общества, которая получила определение «застой». В период господства в КПСС единоличной власти Горбачева идеологические репрессии в отношении членов ЦК продолжались с позиций насаждения в ней контрреволюционной буржуазной идеологии. В ее органах преданные делу социализма и коммунизма лица массово замещались перерожденцами с контрреволюционными взглядами. Результатом этих репрессий стало разрушение КПСС и ее ликвидация. Возродившаяся буржуазия в партии скинула с себя коммунистический фиговый листок и стала господствующим классом в обществе. Он стал господствующим потому, что его авангарду удалось репрессировать общественное сознание рабочих и колхозников, заменить сознанием свержения Советской власти и восстановление «демократии», т.е. власти класса капиталистов.

Но как репрессии и депрессии связаны с марксизмом и оппортунизмом? Они напрямую с ними связаны. Приведу для этого 6-ой тезис Ленина ко второму конгрессу Коммунистического Интернационала, в котором наиболее точно выявлена эта связь.

«6. Завоевание политической власти пролетариатом не прекращает классовой борьбы его против буржуазии, а, напротив, делает эту борьбу особенно широкой, острой, беспощадной. Все группы, партии, деятели рабочего движения, полностью или отчасти стоящие на точке зрения реформизма, «центра» и т. п., неизбежно становятся в силу крайнего обострения борьбы либо на сторону буржуазии, либо в число колеблющихся, либо (что всего опаснее) попадают в число ненадежных друзей победоносного пролетариата. Поэтому подготовка диктатуры пролетариата требует не только усиления борьбы против тенденций реформистских и «центровиков», но и изменения характера этой борьбы. Борьба не может ограничиваться выяснением ошибочности этих тенденций, а должна разоблачать неуклонно и беспощадно всякого деятеля внутри рабочего движения, проявляющего эти тенденции, ибо иначе пролетариат не может узнать, с кем он пойдет на самую решительную борьбу против буржуазии. Эта борьба такова, что в любую минуту может заменить – и заменяет, как показал уже опыт, – оружие критики критикой оружием 86. Всякая непоследовательность или слабость в разоблачении тех, кто проявляет себя как реформист или «центровик», означает прямое увеличение опасности свержения власти пролетариата буржуазией, которая использует завтра для контрреволюции то, что кажется близоруким людям лишь «теоретическим разногласием» сегодня.» (ПСС, т.41. – с.189. http://uaio.ru/vil/vilall.htm)

В этом тезисе особо важен последний вывод о том, что «теоретические разногласия» сегодня будут использованы завтра буржуазией для контрреволюции. Подтверждением правильности этого вывода служит осуществление контрреволюции в СССР и других соцстран в конце 80-х – начале 90- гг. прошлого столетия. Ведь буржуазия тогда очень умело использовала теоретические разногласия по вопросу строительства социализма, которые возникли в РКП (б) - ВКП (б) в 20-е гг. Ведь ее идеологией стали оппортунистические теории Троцкого, Зиновьева, Каменева, Бухарина и других вождей партии, сформировавшиеся у них в этот сложный период под воздействием репрессий со стороны класса буржуазии. В этот период у них пролетарское мировоззрение было замещено буржуазным и мелкобуржуазным. Им тогда не удалось навязать партии свои оппортунистические теории, так как они были разоблачены и опровергнуты научной теорией Сталина. Однако уже в другой исторической обстановке эти оппортунистические теории были реанимированы (идеологически «реабилитированы») и использованы буржуазией для осуществления контрреволюции.

Ленин прекрасно понимал цену «теоретическим разногласиям» в рабочем движении, которые возникают в силу репрессий буржуазии на вождей пролетариата и замещения у них пролетарского мировоззрения оппортунистическим мировоззрением. В своем докладе на втором конгрессе Коминтерна «О международном положении и задачах Коммунистического Интернационала» предельно ясно и принципиально установил, что «Оппортунизм – наш главный враг. Оппортунизм в верхах рабочего движения, это – социализм не пролетарский, а буржуазный. Практически доказано, что деятели внутри рабочего движения, принадлежащие к оппортунистическому направлению, – лучшие защитники буржуазии, чем сами буржуа. Без их руководства рабочими буржуазия не смогла бы держаться. Это доказывает не только история режима Керенского в России, это доказывается демократической республикой в Германии, с ее социал-демократическим правительством во главе, это доказывается отношением Альбера Тома к своему буржуазному правительству. Это доказывает аналогичный опыт в Англии и в Соединенных Штатах. Здесь наш главный враг, и нам надо над этим врагом одержать победу. Нам надо уйти с конгресса с твердым решением, чтобы во всех партиях эту борьбу довести до конца. Это главная задача.» (там же, С.232). Не капитализм сегодня главный враг пролетариата и его авангарда, а оппортунизм. Капитализм является общественным строем, который необходимо превратить в социализм. Оппортунизм, который представлен деятелями, репрессированными классом буржуазии в форме замещения их научного марксистского мировоззрения буржуазным и мелкобуржуазным, является нашим главным врагом. Буржуазия не стыдится применять репрессии в отношении деятелей коммунистического и рабочего движения. Их она научилась применять разными способами: подкупом, запугиванием, мошенничеством, назначением на высшие государственные должности и т.д. и т.п.

В 2011 г, в издательстве «Новый хронограф» при содействии Президентского центра Б.Н. Ельцина вышла монография известного философ Яковенко И.Г. «РОССИЯ И РЕПРЕССИЯ: репрессивная компонента отечественной культуры». (http://yeltsincenter.ru/sites/default/files/rossiya-i-repressiya-repressivnaya-komponenta-otechestvennoi-kultury.pdf ) В ней с позиций буржуазной идеологии рассматривается феномен репрессии и тем самым философски защищает оппортунизм.

Уважаемый krasnoutr, на Красном ТВ мы также проводим ожесточенные репрессии в отношении друг друга. Они очень важны и особенно для замещения остатков буржуазного мировоззрения. Оно правильно делает, что представляет также буржуазные взгляды оппортунистов. Мы марксисты должны эти взгляды разоблачать и опровергать, т.е. репрессировать. Красное ТВ нам предоставило возможность это делать и поэтому ему большое спасибо. Если у Вас иногда проскальзывают мелкобуржуазные воззрения в постах, то я их обязательно репрессирую, т.е. замещу научными, марксистскими положениями. Мои взгляды здесь также постоянно репрессируют и не столько марксисты, сколько различного рода оппортунисты. К этому я отношусь диалектически, так как рассматриваю попытки таких репрессий теоретическим банкротством либеральных и оппортунистических деятелей. Поэтому рассматриваю репрессии и депрессии как важные формы классовой идеологической борьбы революционного пролетариата и буржуазии, которая является моральным оправданием их политической классовой борьбы.

Вот на счёт переселения чеченцев, ингушей и других кавказцев. Интересно, Верховные Советы ЧИАССР и других северо-кавказских автономий как реагировали на решение о ликвидации автономий и переселении?

Следующий, заключительный выпуск этого цикла будет посвящён ответам на вопросы зрителей. Вы ещё можете успеть задать свой вопрос, отправив его на почту len.ru или разместив прямо здесь.

Простите, некогда было отсмотреть весь материал. Вопрос может показаться наивным, но мне кажется такую тему в силу академичности вопроса не рассмотрели.

ВОт была такая гротескная картина от "Ленфильма" - "Джек Восьмёркин американец" от 1986 года. Там в сцене, где сельские детские друзья встречают Якова и предлагают ему вступить в коммуну. При этом Василий Капралов говорит: "..у нас ведь как: От каждого по способностям - всем поровну!".

Был ли когда-нибудь такой принцип на самом деле и почему от него отошли? Ведь если на первый взгляд он и кажется несправедливым, то при глубоком рассмотрении можно привести много весомых доводов за него.

Не допуская никаких искажений?

1. "Ничего не слышно о компенсациях..." Неужели? Цитата из Википедии: "В 1960-х годах под влиянием Движения за гражданские права возникло движение молодого поколения японцев, требовавшее от правительства извинений и выплаты компенсаций за интернирование. Первым успехом движения стало признание президента Джеральда Форда в 1976 году в том, что интернирование было «неправильным». В 1983 году в Конгрессе была создана Комиссия по перемещению и интернированию гражданских лиц в военное время (Commission on Wartime Relocation and Internment of Civilians). 24 февраля 1983 года комиссия представила доклад, где интернирование было названо «незаконным и вызванным расизмом, а не военной необходимостью». В 1988 году Рональд Рейган подписал указ, в соответствии с которым каждому содержавшемуся под стражей выплачивалась компенсация в размере 20 тысяч долларов на общую сумму в 1,2 млрд долларов. 27 сентября 1992 года на выплату компенсаций было дополнительно выделено 400 млн долларов."

2. Если "проблемы чеченцев были полностью решены переселением", то каковы причины двух Чеченских войн?

3. Очень возможно (и вероятно), что по политическим статьям были осуждены уголовники. А почему тогда не рассматривается осуждение "неугодных" по уголовным статьям. Ведь это практикуется и всегда практиковалось.

И так далее, по многим пунктам. Печально, что такой хорошо образованный специалист так тенденциозен. В целом огромное спасибо за лекции. Но слушатель непрофессионал (каковым я не являюсь) может быть введен в заблуждение и дезориетирован.